№
п\п
|
Тема урока
|
Кол-во
ча-сов
|
Тип
урока
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Виды контроля
| Планируемые результаты освоения материала
|
Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
1
| Урок экскурсия в осенний парк.
| 1
| Урок-наблюдение
| Наблюдение за видимым миром. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Беседа о перспективе.
| Ответы на вопросы, беседа
| Отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства.
Знать:
-понятия точка зрения линии горизонта, перспектива.
Работа с рисунками, учебником, составление последовательности построения рисунка.
Уметь:
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
- словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже.
| Вспомнить памятку по смешиванию цветов, описать окружающую природу по рисунку или картине.
|
|
|
2
| Цветовой круг
| 1
| Комбиниро-ванный. Введение новых знаний
| Изучают живопись и основы цветоведение, смешанные и основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета.
| Контроль выполнения упражнений.
| Первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (цвет)
Знать:
- понятия цветовой круг, составные и основные цвета, тёплые и холодные цвета,
Уметь:
- различать цвета без помощи учителя,
- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка.
| Принести кисти, краски, палитру, иллюстрации цветов.
|
|
|
3
| Декоративн-ый цветок
| 1
| Комбиниро-ванный.
Введение новых знаний.
| Декоративное рисование, отработка живописной техники «мазок»; условность декоративного изображения. Стилизация.
| Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- основные средства художественной выразительности (пятно, цвет, форма)
Уметь:
- выполнять стилизациюнатуры, композиционное построение рисунка.
| Принести кисти, краски, палитру; завершить работу; уметь выполнять стилизацию рисунка.
|
|
|
4
| Изображение декоративного цветка
| 1
| Продолжение работы по декоративному рисованию цветка в цвете.
| Декоративное рисование, отработка живописной техники «мазок»; условность декоративного изображения. Стилизация.
| Контроль выполнения
рисунка в цвете.
| Знать:
- основные средства художественной выразительности (пятно, цвет, форма)
Уметь:
- выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка
| Дополнить свой рисунок, оживить композицию разными насекомыми
|
|
|
5
| Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы»
| 1
| Урок – практикум
| Изучение монотипии – как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.
Демонстрация
изучаемых
объектов, практический
показ приемов
и способов обработки
| Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы.
| Знать:
- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (цвет, колорит) их роль в эстетическом восприятии произведений.
Выполнение более сложной творческой работы.
- технику печатания «монотипия».
Уметь:
- выполнять заливку плоскости цветом,
- получать плавные переходы от одного цвета к другому,
- выполнять рисунок в технике «монотипия»,
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Доработать свою творческую работу, найти художников – пейзажистов.
|
|
|
6
| Золотая осень. Красота осеннего пейзажа.
| 1
| Комбиниро
ванный.
Введение новых знаний.
| Выполнения рисунка осеннего дерева с натуры,
по памяти. Изучение строения дерева, жанр пейзажа.
Осина, береза, рябина, калина, хвойные деревья, Практический
показ приемов работы.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности);
- строение дерева;
- изменения цвета в зависимости от освещения;
- законы перспективы.
Уметь:
- выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы.
| Выполнить рисунок хвойного дерева.
|
|
|
7
| Богатый урожай. Рисование фруктов, овощей.
| 1
| Введение новых знаний.
| Изображение рисунка с натуры и по памяти, работа с палитрой, использования красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения. Практический
показ приемов работы.
| Контроль выполнения практической работы.
| Жанры изобразительного искусства (натюрморт)
Знать:
- особенности формы разных овощей и фруктов;
- приемы смешения красок;
- правила построения композиции.
Выполнение более сложной творческой работы.
Уметь:
- смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;
- выполнять рисунок с натуры;
-находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Принести изделия хохломы, а также книги и открытки о ней.
|
|
|
8
| Золотые узоры.
| 1
| Введение новых знаний.
| Декоративное рисование. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Изучение и выполнение элементов росписи. Декоративная роспись разделочной доски. Упражнения в стилизации, Формирование понятий об орнаменте и его элементов.
Умение работать с трафаретом.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-понятия декоративно – прикладное искусство, орнамент;
- особенности хохломской росписи и ее элементы.
Уметь:
- выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи,
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Приготовить пословицы, загадки поговорки, уметь объяснить их смысл и образно нарисовать.
|
|
|
9
| Рисуем отгадки к народным загадкам
| 1
| Урок обобщения.
| Рисование по памяти и воображению, изображение иллюстрации к отгадки средствами художественной выразительности.
| Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве;
- о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит и т.д.)
- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов.
Уметь:
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению)
| Завершить рисунок в цвете. Выполнить иллюстрацию на своё усмотрение.
|
|
|
10
| Узор в полосе.
| 1
| Введение новых знаний.
| Декоративное рисование. Знакомство с художественными промыслами. Изучать элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- художественные промыслы России;
- виды и элементы орнамента.
- особенности симметричной и асимметричной композиции.
Уметь:
- отличать симметричные формы от несимметричных и на основе этого создавать роспись.
Работа с рисунками, составление последовательности построения рисунка.
Уметь:
- придумывать узоры;
- выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда;
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Нарисовать свой сосуд.
Приготовить загадки , стихи о домашних животных.
|
|
|
11
| Эскиз декоративной росписи сосуда
| 1
| Продолжение работы по декоративной росписи сосуда в цвете.
| Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» сосуда и роспись готового изделия.
| Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- художественные промыслы России;
- виды и элементы орнамента.
- особенности симметричной и асимметричной композиции.
Уметь:
- отличать симметричные формы от несимметричных и на основе этого создавать роспись.
Работа с рисунками, составление последовательности построения рисунка.
Уметь:
- придумывать узоры;
- выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда;
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
|
|
|
|
12
| Братья наши меньшие в твоей жизни. «Рыжий кот».
| 1
| Введение новых знаний.
| Знакомство с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты. Умение рисовать по памяти с иллюстрации животных. Анатомическое строение животного, цвет пластика, образ жизни, цветовой окрас.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-особенности анималистического жанра;
- отдельные произведения выдающихся художников изобразительного искусства;
- простейшие композиционные приемы необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке.
Уметь:
-анализировать основные формы, части тела;
-изображать строение животного с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передовая основное строение, пропорции, объём животного, находящегося в движении и в покои;
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Сделать наброски с домашних кошек, когда они спят, едят, охотятся.Цвет окраски.
|
|
|
13
| Мультипликационные герои
| 1
| Введение новых знаний.
| Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- значение понятия мультипликация,
- манеру выполнения изделий мастеров мультипликаторов.
Работа с рисунками, составление последовательности построения рисунка.
Уметь:
- выполнить последовательные движения рисованных фигур
(создать в рисунке иллюзию движения предметов и облаков), находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Приготовить цветную бумагу, клей, ножницы.
|
|
|
14
| Зимняя пора «Веселый Дед Мороз»
| 1
| Введение новых знаний.
| Декоративная работа. Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве. Творческое восприятие действительности. Пропорции человеческой фигуры.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Простейшие композиционные приемы необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке.
Знать:
- особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов;
- средства выразительности эмоционального воздействия.
Уметь:
-использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;
-работать с ножницами.
- находить нужную информацию и пользоваться ею.
| Принести лоскутки ткани с узорами, белую ткань, трафареты.
|
|
|
15
| Раппорт ткани
| 1
| Введение новых знаний.
| . Декоративное рисование. Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету узора.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства.
Знать:
-способы размножения изображений;
-особенности шаблона и трафарета;
-понятие раппорт;
-сферу применения различных способов размножения изображений.
Уметь:
- находить нужную информацию и пользоваться ею;
-изготавливать шаблоны и трафареты;
-придумывать декоративный мотив;
-использовать художественные материалы, технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов.
| Принести гелиевые ручки.
|
|
|
16
| Работа в технике «Граттаж».
| 1
| Введение новых знаний.
| Тематическое рисование, освоение художествен-
ной техники, выполнение графических упражнений.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- основные средства художественной выразительности графики;
- особенности техники граттажа;
- технику выполнения разных видов штрихов;
- отдельные произведения художников-графиков.
Уметь:
- выполнять рисунок в техники граттажа
|
|
|
|
17
| Работа в технике Граттаж
| 1
| Продолжение работы в техники Граттаж
| Творческая работа. Составление сюжетного рисунка процарапыванием
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
- основные средства художественной выразительности графики;
- особенности техники граттажа;
- технику выполнения разных видов штрихов;
- отдельные произведения художников-графиков.
Уметь:
- выполнять рисунок в техники граттажа
| Доработать рисунок и дать название своей работы.
|
|
|
18
| Наброски с натуры фигуры человека
| 1
| Введение новых знаний.
| Знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет. Анализ пропорций, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Тоновая разработка формы. Умение выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.
| Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-особенности жанра изобразительного искусства – портрета;
-конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, пропорции его тела;
-законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объём;
-назначение наброска и особенности его выполнения.
Уметь:
- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;
-выполнять набросок с натуры фигуры человека.
| Выполнить наброски с членов семьи
|
|
|
19
| Наброски с натуры фигуры человека
| 1
| Закрепление умений и навыков в изображении фигуры человека с натуры.
| Умение выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.
| Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-особенности жанра изобразительного искусства – портрета;
-конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, пропорции его тела;
-законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объём;
-назначение наброска и особенности его выполнения.
Уметь:
- анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;
-выполнять набросок с натуры фигуры человека.
| Подготовить материал об истории и образе русских богатырей.
|
|
|
20
| Русские богатыри.
| 1
| Введение новых знаний.
| Тематическое рисование и аппликация. Знакомство с историческим жанром. Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри-защитники Отечества. Одежда древнерусского воина и его снаряжение.
Дать определение этим словам - шлем, кольчуга, шит, стяг, меч.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-как одевались древнерусские воины;
-особенности архитектуры древнерусских городов;
-особенности фигуры богатыря;
-произведения живописи с изображением русских богатырей.
Уметь:
-анализировать содержание произведений живописи;
-определять средства художественной выразительности;
-изображать древнерусских воинов.
| Принести различные игрушечные машины.
|
|
|
21
| Транспорт.
| 1
| Введение новых знаний.
| Рисование с натуры, по представлению, по памяти, графика.
Знакомство с видами транспорта, особенностями форм современных машин.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-особенности формы современных машин разных видов.
Уметь:
-анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;
-выполнять рисунок игрушечной машины.
| Найти материал о натюрморте и его художниках.
|
|
|
22
| Натюрморт
из 2-3 геометрических тел.
| 1
| Введение новых знаний.
| Рисование с натуры. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объёма средствами светотени. Элементы линейной перспективы
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-особенности жанра изобразительного искусства – натюрморта;
-линейное построение натюрморта;
-элементы линейной перспективы.
Уметь:
- выполнять рисунок- натюрморт из геометрических тел-с передачей объёма с помощью светотени.
| Принести мягкие простые карандаши.
|
|
|
23
| Натюрморт
из 2-3 геометрических тел.
| 1
| Продолжение работы по изображению натюрморта в графики.
| Рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объёма
| Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-особенности жанра изобразительного искусства – натюрморта;
-линейное построение натюрморта;
-элементы линейной перспективы.
Уметь:
- выполнять рисунок- натюрморт из геометрических тел-с передачей объёма с помощью светотени.
|
|
|
|
24
| Фасад - лицо избы, окна – её глаза. Наброски с натуры модели домика.
| 1
| Введение новых знаний.
| Изучение конструктивных особенностей строения дома .Сообщение сведений о линейной перспективе: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи.
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-виды перспективы;
-основные закономерности линейной перспективы;
-правила объёмного изображения;
-основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;
-отдельные произведения живописи.
Уметь:
-анализировать форму предметов(различных построек, домов);
-делать наброски с натуры модели домика.
| Делать наброски модели домика с разный углов перспективы.
|
|
|
25
| Фасад - лицо избы, окна – её глаза. Наброски с натуры модели домика.
| 1
| Продолжение работы рисования домика в угловой перспективе.
| Знакомство с простейшими закономерностями линейной перспективы и с правилами объёмного изображения
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-виды перспективы;
-основные закономерности линейной перспективы;
-правила объёмного изображения;
-основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;
-отдельные произведения живописи.
Уметь:
-анализировать форму предметов(различных построек, домов);
-делать наброски с натуры модели домика.
|
|
|
|
26
| Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов
| 1
| Введение новых знаний.
| Рисование с натуры предметов аналогичной формы, но разного материала и характера . Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
| Знать:
-закономерности линейной перспективы;
-композиционные приёмы;
-возможности цвета;
-особенности тёплого и холодного колорита;
- отдельные произведения мастеров живописи.
Уметь:
-анализировать форму предметов;
-строить натюрморт;
-выполнять рисунок- натюрморт- с использованием возможностей цвета
| Принести краски, кисти
|
|
|
27
| Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов
| 1
| Продолжение работы по изображению натюрморта в цвете.
| Рисование с натуры предметов аналогичной формы, но разного материала и характера . Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-закономерности линейной перспективы;
-композиционные приёмы;
-возможности цвета;
-особенности тёплого и холодного колорита;
- отдельные произведения мастеров живописи.
Уметь:
-анализировать форму предметов;
-строить натюрморт;
-выполнять рисунок- натюрморт- с использованием возможностей цвета
| Найти материал о старинной русской архитектуре
|
|
|
28
| Старинный терем
| 1
| Введение новых знаний.
| Дать определение понятия архитектуры. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Рисунок по представлению из геометрических форм, развитие аналитических способностей, изображения.
Конструкция, пропорции
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-понятия архитектура;
-отдельные произведения художников;
-особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.
Уметь:
-выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы.
| Доработать рисунок.
|
|
|
29
| Рисование по представлению.
«Старинный терем» из геометрических фигур
| 1
| Продолжение работы по изображению «Старинного терема» в цвете
| Умение рисовать по представлению, анализировать форму, конструировать
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-понятия архитектура;
-отдельные произведения художников;
-особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.
Уметь:
-выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы.
| Найти материал об истории книгопечатания, об искусстве каллиграфии
|
|
|
30
| Буквица
| 1
| Введение новых знаний
| Декоративное рисование. Знакомство с историей книгопечатания и ролью художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Изучение видов шрифта и его образование.
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-роль художников в создании книги;
- понятие буквица и вязь;
-виды шрифтов.
Уметь:
-писать текст печатными буквами;
-украшать текст буквицей.
| Принести сказку «Конек-горбунок»
|
|
|
31 | Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк Горбунок» | 1 | Введение новых знаний. | Тематическое рисование. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказачников (И. Я. Билибин, В. Васнецов, М. Врубель); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Знать:
-творчество художников-иллюстраторов И. Билибина, В. Васнецова, М. Врубеля и др.,
-закономерности композиции;
-основы цветоведение.
Уметь:
-выполнить иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств
| Принести краски, кисти | | |
32
| Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк Горбунок»
| 1
| Продолжить работу по иллюстрации к сказке в цвете.
| Тематическое рисование. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказачников (И. Я. Билибин, В. Васнецов, М. Врубель); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-творчество художников-иллюстраторов И. Билибина, В. Васнецова, М. Врубеля и др.,
-закономерности композиции;
-основы цветоведения.
Уметь:
-выполнить иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств.
| Подготовить материал о скульптуре и отличие ее от других видов изобразительного искусства.
|
|
|
33
| Портрет.
.
| 1
| Введение новых знаний.
| Ознакомление с историей портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов портретистов.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-из какого материала выполняют скульптуру;
-инструменты для выполнения работы;
-пропорции лица человека;
-творчество выдающихся скульпторов-портретистов.
Уметь:
-выполнять портрет человека с соблюдением пропорций, добивай сходство.
| Тренировать умение и навыки в рисовании портрета
|
|
|
34
| Портрет
| 1
| Продолжить работу по изображению портрета
| Ознакомление с историей портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов портретистов.
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-из какого материала выполняют скульптуру;
-инструменты для выполнения работы;
-пропорции лица человека;
-творчество выдающихся скульпторов-портретистов.
Уметь:
-выполнять портрет человека с соблюдением пропорций, добивай сходство.
| Принести гуашь, акварель, кисти.
|
|
|
35
| Четыре портрета,
рисунок, живопись.
| 1
| Введение новых знаний.
| Изучение пропорций и мимики лица. Знакомство с произведениями мастеров живописи и изображением людей разного возраста, с разным эмоциональном состоянием.
| Контроль выполнения практической работы
| Знать:
-пропорции и мимику лица;
-расположение координатных точек лица;
-схему изменений, происходящих с мимикой лица.
Уметь:
-выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты.
| Завершить работу.
|
|
|