Скачать 0.79 Mb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3» Изобильненского муниципального района Ставропольского края «Утверждаю»: Директор МКОУ «СОШ № 3» ИМРСК ___________________ Козлова И.Е. Согласовано: Заместитель директора по ВР: _______________Е.П.Шеховцова ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ экологической культуры ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «Здоровье школьников в группе продлённого дня "Ни минуты покоя..."» Воспитатели: Глыжко Н.В. Чагарова З.Д. НА 2012 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД г. Изобильный Паспорт программы Наименование программы ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «Здоровье школьников в группе продлённого дня "Ни минуты покоя"» Данные об образовательном учреждении: (Полное наименование образовательного учреждения) Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Изобильного, Ставропольского края. Разработчики: Педагогический коллектив Сроки и этапы реализации 4 года Программа реализуется в 3 этапа: - первый этап 2012-2013 гг.; - второй этап 2013-2015 гг.; - третий этап 2015-2016 гг. Цель: Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровье сберегающей и здоровье формирующей среды в школе Задачи: -формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность систему знаний о здоровье сбережении, мотивацию на сохранение здоровья; -осуществлять диагностическую систему мониторинга состояния здоровья обучающихся; -разрабатывать и внедрять системы оздоровительных, профилактических и коррекционных и реабилитационных мероприятий; - совершенствовать материально-техническую базу школы для эффективной интеграции здоровье сберегающих технологий; Источник финансирования: В программе развития школы заложены средства на здоровье сберегающие мероприятия. Основной источник финансирования: бюджет. Ожидаемые результаты: - повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников; - рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников; - повышение приоритета здорового образа жизни; - повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; - повышение уровня самостоятельности и активности школьников; Система контроля за исполнением программы: Управление и контроль за реализацией программы осуществляется администрацией школы. В конце учебного года по итогам заявленного периода программы готовится развернутый анализ и предложения по корректировке полученных результатов. Отчет предоставляется на педагогический совет школы. Пояснительная записка. Реалии сегодняшнего дня все острее ставят перед государством и обществом вопросы, связанные со здоровьем. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей школьного возраста, ведь именно в этот период молодой неокрепший организм подвержен различным заболеваниям. Особая роль принадлежит учебным учреждениям, которые должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных физических, психических и интеллектуальных особенностей детей, но и приучать школьников к здоровому образу жизни, вести профилактику заболеваний, помогать сохранять здоровье обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Факторы. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни детей с ДЦП сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, которые можно разделить на две большие группы: I Внешние факторы: экология, семья и микроклимат в ней, круг общения и вредные привычки, питание, здоровый образ жизни. II Внутренние факторы: организация и реализация учебного и воспитательного процесса, двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время, создание условий психологического комфорта, организация медицинского обслуживания и питания в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. Принципы. В основу программы «Здоровье школьников» положены принципы: – актуальности Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией; – доступности В соответствии с этим принципом школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен. – положительного ориентирования В соответствии с этим принципам уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения; – последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления; – системности Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы; – сознательности и активности Направлен на повышение активности обучающихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни. Здоровье ребёнка можно считать доступной нормой, если он - в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; - в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; - в нравственном плане – коммуникабелен, понимает юмор; - -в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. Программа построена с учетом особенностей психофизического и интеллектуального развития учащихся с ДЦП (детским церебральным параличом) и направлена на коррекцию и компенсацию нарушенных функций. Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Законодательная база. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции на 15 июля 2011 года); 2. Программа ЮНЕСКО «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 годы)»; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 4.СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002.; 2002); 14.Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); 15.Концепция УМК «Школа России». Цели программы. 1.Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни; 2.Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса; 3.Усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса; 4.Создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению обучающихся к здоровому образу жизни; 5.Развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга; 6.Обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса; 7.Разработка и внедрение комплекса мер по предупреждению детского травматизма. 8. Укрепление физического здоровья учащихся. Задачи программы. · Сформировать банк данных здоровья обучающихся; · Формировать представление школьников о здоровом образе жизни и ценности здоровья · Формировать рациональную двигательную активность обучающихся, включая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены, активные паузы в режиме дня, физ.минутки на уроках, а также спортивно-массовую работу; · Реализовывать план преемственности от дошкольного к школьному возрасту, от начальной школы к средней ступени обучения; · Вовлекать родителей и общественность в решении проблем здоровья детей; · Продолжать сотрудничество с поликлиникой №80 · Проводить Дни здоровья (3 раза в год) · Сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; · Формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе; · Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; · Научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, в том числе и психологическое; · Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; · Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; · Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; · Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; · Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; · Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); · Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; · Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; · Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. · Формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. · Проводить тренировочные мероприятия по противопожарной безопасности, по оказанию первой медицинской помощи Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья детей с ДЦП необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики обучающихся. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровье сберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ, привлечение их к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Сроки и этапы реализации программы. I этап – подготовительный. 2012-2013 учебный год 1 Анализ уровня здоровье сберегающей деятельности ОУ к началу разработки программы 2.Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; 3. Разработка системы профилактических, реабилитационных, коррекционных и воспитательных мероприятий; II этап – апробационный 2013-2015 учебный год 1.Внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; 2. Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; 3. Выполнение оздоровительных мероприятий; III этап – контрольно-обобщающий. 2015-2016 учебный год 1.Сбор и анализ результатов выполнения программы; 2.Коррекция программы. Методы контроля над реализацией программы: проведение заседаний педагогического совета школы; посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ; создание методической копилки опыта; мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе; сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению; контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы. 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиН. Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, учебники, соответствующие необходимым требованиям типографии, ранцы с ограничением веса, регламентированное пребывание у мониторов и др. Медицинская служба школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы, в том числе при проведении медико-психолого-педагогических консилиумов и реабилитационных мероприятий. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях. (Приложение 1, Презентация 1 Презентация 2)). 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ. 5 . 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний: расписание, составленное с учетом интересов здоровья обучающихся, оптимальная организация труда и отдыха, физическая активность школьников в учебное и внеурочное время. - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников. Системный подход реализации здоровье сберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности. |