Л. А. Волокитина Духовность и нравственность





Скачать 87.97 Kb.
НазваниеЛ. А. Волокитина Духовность и нравственность
Дата публикации08.08.2014
Размер87.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Моя семья – моя родословная.

Учитель начальных классов

МОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа

Белгородского района

Белгородской области»

Л.А.Волокитина
Духовность и нравственность

не вырубишь топором,

не выпилишь по стандарту,

не позаимствуешь…

Десятки факторов действуют на неё.
В.Н.Ганичев. «Белгородчина духовная».
Развитие ребенка, его духовный рост и становление происходит на протяжении всей жизни…

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что в ней отпечатываешь, то и остается. Поэтому, начиная работу с каждым новым классным коллективом, я всегда выбираю определенное направление. Например, духовно-нравственное воспитание учащихся, которое тесно связано с образовательными областями. Оно позволяет поднять общекультурный уровень учащихся в области знаний, воспитать гражданскую ответственность, почтительное отношение к духовному наследию России, родного края, родителям, родословной. Работа с учащимися в данном направление открывает для учителя большие творческие возможности. Хочется поделиться некоторыми методическими находками, которые в определенной степени помогают решать проблемы современных уроков начальных классов и внеклассной работы.

Каждому человеку необходимо знать свои корни. Подрастающее поколение должно осознать и почувствовать, то наша культура величественна, своеобразна и издревле таит в себе высокий нравственный идеал.

Цель: способствовать приобщению учащихся к духовным и культурным ценностям религии, формирование у них православного мировоззрения как духовного стержня современного культурного человека; учить проявлять любовь, милосердие, доброту, уважение, взаимопонимание; воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование: портрет Николая Чудотворца, рисунок родословного древа, плакат с пословицами, рисунки учащихся «Родословное древо», «Откуда произошла моя фамилия», ребусы.

Ход мероприятия

На доске генеалогические древа, о которых потом будут рассказывать дети.

Звучит песня «Вместе весело шагать», дети входят в зал.

Учитель. Дорогие гости! Бабушки и дедушки, мамы и папы, девочки и мальчики! Сегодня мы проведем тематический утренник о семье. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере - «семья».

Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».

Николай-Угодник, Николай Чудотворец – второй после Бога заступник. Покровитель семьи, заступник от всех бед и несчастий.

Святитель Николай родился в городе Патаре Ликийской области, был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить своего сына Богу. С ранних лет вел он благочестивую, постническую, полную духовных размышлений жизнь, усердно изучал Священное Писание, много времени проводил в молитвах. Его дядя, епископ Патарский Николай, наблюдая успехи племянника, сделал его чтецом в церкви, а затем возвел в сан священника, пребывая в котором, он приобрел глубокое уважение верующих. Велико было его милосердие и помощь страждущим. Так, некий ранее богатый житель Патара, впав в горькую нужду и нищету, замыслил продать трех взрослых дочерей для спасения от голода. Святитель, узнав о том, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом, и тем самым спас семью от голода и духовной гибели.

Святитель Николай почитал своих родителей.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь и так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим. Кто желает рассказать о своих предках.

Выступление нескольких учеников: рассказ о своих предках, о генеалогическом древе, показ фотографий.

Учитель. Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну особенность. Выходит, что из…(имя ребенка) вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратиться в корень – большой разветвленный корень, из которого и вырос …(имя). И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной крепкой семье.




У каждого из вас есть фамилия. Вы все написали сочинения, откуда произошли ваши фамилии. Эти сочинения мне очень понравились. Большое всем вам спасибо.

Выступления нескольких ребят с сочинениями о фамилиях.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, - это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Ученик читает стихотворение «Раз, два, три, четыре» А.Кардашова.

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миша, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Учитель. А кто живет в вашей семье?

- Поднимите руки, те, у кого в семье четверо человек?

- А у кого пятеро?

- А теперь у кого девять или десять человек?

- Перечисли своих родственников … .

- А еще знаю, что в этом году пополнились семьи у … .

- Правильно? Давайте расскажем о своих родственниках.
Стихотворный монтаж.

1. Любимые наши, 2. Я с бабушкой своею

Бабушки и дедушки, мамы и папы! Дружу давным-давно.

Желаем мы вам, дорогие, здоровья, Она во всех затеях

Чтобы не было причины грустить. Со мною заодно.

И в полном здравии, конечно, Я с ней не знаю скуки,

До свадьбы правнуков дожить. Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.
Песня «О папе».

Частушки.
1. Мы веселые ребята, 2. Дорогие наши мамы,

Мы частушки вам споем. Мы всегда гордимся вами,

Коль понравятся куплеты, Умными, спокойными.

Мы еще их пропоем. Будем вас достойны мы!

3. Наши папочки веселые 4. Любит музыку мой папа,

Могут петь, стихи читать, От него не отстаю:

Ну а если надо будет, Он играет на гармони,

Могут «яблочко» сплясать. А я песенки пою.

5. Папа пишет сочиненье, 6. Деда очень уважаю,

Дед решает уравненье – Смело вам могу сказать!

Все с уроками сидят. Очень трудные задачи

Вот семейный наш подряд! Будем вместе мы решать.

7. Баба Зина – чемпион 8. Мама с папой и братишка

В кулинарном спорте Вот она моя родня

Всех сразил «наполеон» Ох, спасибо, дорогие

Сто слоев ведь в торте Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

В дружной семье рассказывают стихи, поют частушки, а также танцуют и играют.
Танец «Полька».
Учитель: Скажите вы, всегда делаете уроки сами? (ответы детей самые разные)

А всегда ли ребята виноваты в том, что вырастают белоручками, неумехами, мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них уроки делаем!

Сейчас специально для вас мы покажем пару бабушек.

Посмотрите, они вам никого не напоминают?

Сценка «Бабушки и внуки».

Две старушки.

1-я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала …

1-я: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

1-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

1-я: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм … «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том …».

1-я: Так хорошо.

2-я: «…И днем и ночью пес ученый…».

1-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю, какая у него порода.

1-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днем и ночью кот ученый…».

1-я: Ну?

2-я: … С авоськой ходит в гастроном.

1-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

1-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

1-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки …
Учитель. В языке русского народа жили, живут, будут жить слова, обозначающие степень родства. А каких родственников знаете вы? (Свекровь, свекор, тесть, теща, зять, невестка, шурин, деверь, золовка, свояченица, племянница, тетя и другие.)
Конкурсы:

1

Конкурс «Кто я?».

1. Мамина мама для вашего папы (теща)

2. Мамин папа для вашего папы (тесть)

3. Папина мама для вашей мамы (свекровь)

4. Папин папа для вашей мамы (свекор)

5. Брат вашего папы или вашей мамы для вас (дядя)

6 Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тетя)
2

Ответы: семья, муж, свекровь, деверь, золовка.

- Кто такой деверь? (брат папы для мамы)

- Кто такая золовка? (сестра папы для мамы)

3 конкурс «Пословицы».
- Кто назовет пословицы о семье?

  1. На что и клад, коли в семье лад.

  2. В семье и каша гуще.

  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  4. Яблоко от яблони недалеко падает.

  5. Согласную семью и горе не берет.

  6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

  7. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

  8. Дружная семья и землю превращает в золото.

Давайте поговорим о последней пословице, как вы понимаете ее смысл?

Скажите, если у нас в семье все хорошо, а рядышком – у соседей плохо, должны ли мы помочь тем, кому плохо? Какие качества должны мы проявлять к тем, кому плохо? (добро, милосердие, сострадание).

А что вы испытываете, когда смогли кому-то помочь?

Мы всегда должны помнить, что рядом с нами есть те, кому нужна помощь, кому очень плохо, и мы должны им помочь.

Ребята, о каком святом мы сегодня с вами говорили?

А кто такой Николай Чудотворец?

Хотите, я расскажу вам о чудесной помощи святителя Николая, которую он оказывал людям не только при жизни, но и после смерти. Слушайте.

  1. Однажды в Ликийской стране был великий голод, и в городе Мирах ощущался крайний недостаток в пище. Сожалея о несчастных людях, погибающих от голода, Николай Чудотворец явился ночью во сне одному итальянскому купцу и, оставив в залог три золотых монеты, он попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Купец не решался ослушаться повеления святителя, отправился в город Миры и распродал свой хлеб его жителям. Таким образом, жители были спасены от голода.

  2. Один благочестивый человек, по имени Димитрий, живший в Константинополе, имел обыкновение отправляться на богомолье в церковь святого Николая.

Однажды, когда он ехал туда ночью с несколькими товарищами, поднялась сильная буря, которая опрокинула их судно. Выбившись из сил и увлеченный пучиною до самого дна морского, Димитрий беспрестанно взывал: - Святой Николай, помоги мне!

Скорый помощник немедленно предстал ему, взял его за руку, извлек из глубины и перенес домой в одну запертую комнату. Димитрий, не сознавая чуда и почитая себя все еще на дне морском, громко кричал: - Святой Николай, помоги мне!

Домашние и соседи его были пробуждены этим необыкновенным криком и, думая, что в комнату забрался вор, вошли в нее с огнем. Они чрезвычайно удивились, найдя в запертой комнате Димитрия – всего мокрого: с головы, бороды и одежды его стекала морская вода. Лишь придя в полное сознание, Димитрий рассказал им, что случилось с ним на море и, кого призывал он, погружаясь в море. Все поняли, что его спас святой Николай, и возблагодарили скорого в бедах помощника.

Учитель. Мы видим, что с нами в семье всегда Святой Николай. Семья – это доброта, понимание, уют, забота, уважение, помощь друг другу. Так давайте никогда не забывать о своей семье. На этом наш вечер окончен. Всем большое спасибо!
Песня «Родительский дом» (поют и дети и родители)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconДуховность. Нравственность. Культура: к Году культуры в России Библиографический...
Годом культуры в Российской Федерации. Соответствующий указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры» был подписан Президентом...
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconКурс по выбору Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Термины мораль и нравственность, их взаимосвязь. Попытки разграничения понятий мораль и нравственность: философская (Георг Вильгельм...
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconВ красноярске прошли краевые образовательные "Рождественские чтения"
Изменение взгляда на те или иные природные и общественные процессы не может и не должно менять природу самого человека, в основе...
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) международное экономическое...
Рэу им. Г. В. Плеханова, Ерохин Валерий Иванович, Ассистент кафедры международного права рэу им. Г. В. Плеханова Волокитина Маргарита...
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconК. В. Сорвин мораль и нравственность
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconТемы рефератов по этике
Мораль и нравственность как универсальные способы духовно-практического освоения действительности
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconВ чем заключается сложность определения термина «культура»?
Проследите влияние религиозной культуры на нравственность, законодательство, быт, творчество
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconСписок тем рефератов по курсу Религиоведение
Политеизм, учение о судьбе и переселении душ в языческих религиях. Нравственность язычества
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconТензин Гьяцо Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру
По делу "Кононов против Латвии" Европейский Суд по правам человека, заседая Большой Палатой в составе
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconТемы Вашего учебного проекта «Духовность человека»
Описание проекта. Этот проект создаётся для того чтобы познакомить студентов с анималотерапией как одним из методов психотерапии
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осмыслить понятие «нравственность» и познакомить с понятием «маленький человек» в литературе
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определить, что такое духовный мир человека, духовность и бездуховность, к каким духовным ценностям должен стремиться человек
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Создание представления у детей о понятиях– этика, мораль, нравственность
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconРеферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами...
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Культура и ее понимание в современном мире. Основные ценности духовной культуры. Мораль и нравственность
Л. А. Волокитина Духовность и нравственность iconУрок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное»
Цель урока: формировать духовность учащихся на лучших образцах культурно-музыкального наследия Пензенского края, именах, принесших...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск