Скачать 384.09 Kb.
|
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Данная программа «7 цветов – 7 нот» рассчитана для школьников 10 – 15 лет. По возрастному критерию обучающиеся разделены на две возрастные группы: 1 группа (10-12 лет) – ансамбль «Радуга»; 2 группа (13 – 15 лет) – ансамбль «Октава». Срок реализации – 1 год (34 учебные недели). На освоение курса предполагается – 136 часов (4 часа в неделю). Занятия с каждой группой обучающихся проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Цель: Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус. Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Задачи: 1. Расширить знания детей об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских и подростковых песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен; воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций. 2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры. 3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен; обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 4. Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; 5. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. 6. Сформировать потребности в общении с музыкой, создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива. Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:
Основные содержательные линии:
Виды вокальной деятельности:
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Методы и формы В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения. 1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими 4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия, на которых последовательно развиваются вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению. Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене. Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на качестве вокальных занятий. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Содержание программы Тема 1: Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание. Тема 2: Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения. Тема 3: Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. Тема 4: Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. Упражнения на дыхание (см. Приложение 1). Упражнения на артикуляцию, дикцию (см. Приложение 2). Тема 5: Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. Цепное дыхание. Тема 6: Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи. Тональность. Ритмический рисунок. Тема 7: Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Тема 8: Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Планируемые результаты:
Список научно-методической литературы:
Интернет-ресурсы
Учебно-тематическое планирование
|
«Блокада Ленинграда» Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества... | Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и... Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная,... | ||
Информация о ходе реализации партийного проекта «Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение... | Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось... Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность... | ||
Образовательная программа по классу фортепиано Срок реализации 7 лет Эстетическое воспитание один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения.... | Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности... Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение,... | ||
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки | Разработка учителя начальных классов Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству... | ||
Роль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством... | Пояснительная записка Акробатика является одним из средств физического... Общее количество детей в спортивной секции зависит от ставки педагога, от количества групп. Количество занимающихся в группе зависит... | ||
Пояснительная записка Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического,... | На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было... | ||
«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Требований Стандарта (п. 12. 4) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... |