Скачать 1.17 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, одним из видов которого является хореография. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. И это ещё не всё. В современные хореографические постановки вводятся элементы акробатики и художественной гимнастики, а изучение народных танцев даёт ребёнку дополнительные знания в области истории и географии. Кроме того, танец даёт возможность ещё и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно - мышечной деятельности. Включение классического тренажа в занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке двигательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка, а понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Занятия хореографией оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, зрительная, слуховая и образная. Эти виды памяти имеют огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Также хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие форм, чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и дает дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Однако только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности успешного гражданина России ХХ1 века. Для достижения гармонии в развитии ребёнка особую значимость приобретают вопросы художественно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Советом Европы определены ключевые компетенции, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». В том числе такие компетенции, как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. Этими объективными требованиями времени определяется содержание и общая направленность учебной и воспитательной деятельности, организуемой в рамках данной программы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходя из объективных требований времени обучение в танцевальном коллективе должно стать не только процессом усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для овладения мастерством танцора, раскрытия личностного потенциала ребенка, а еще и готовить к будущей социальной мобильности, включенности в гражданскую жизнь в условиях современного полиэтнического пространства, готовности к условиям жизни в высококонкурентной среде. Этими актуальными требованиями и объясняется содержание данной образовательной программы. Программа "Из творческого детства в успешное будущее" разработана для детского танцевального коллектива, стилистическая направленность которого эстрадный и народный танец, работающего в системе дополнительного образования детей. Программа сориентирована на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных и основывается на комплексном подходе к формированию танцевальных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В реализации образовательной программы участвуют дети от 6 до 16 лет. Продолжительность реализации программы - 10 лет. Такая продолжительность реализации является отличительной особенностью данной программы от других. Существующие в настоящее время типовые учебные планы для детских школ искусств рассчитаны на 5, 7 лет обучения и 1 год предпрофильной подготовки. Модифицированные образовательные программы педагогов дополнительного образования также предполагают 3 года, 5 лет, максимум 8 лет обучения. В танцевальном коллективе занимаются дети с 1 по 11 класс общеобразовательных школ города, поэтому в программе определено содержание учебно-воспитательной деятельности на 10 лет, которое позволяет сделать процесс обучения доступным на первых этапах и интересным и познавательным на протяжении всего периода обучения. Новизна программы состоит в комплексном подходе к обучению и воспитанию ребёнка не только как будущего танцора, но и как социально активной личности, способной жить с людьми других культур, языков, религий. В содержании программы определён и прописан оптимальный объём изучения: - практических основ классического, народно-сценического, историко-бытового и эстрадного танцев; - теоретических основ данных танцевальных направлений, построенное по историческому принципу; - актерского мастерства; - искусства танцевальной импровизации; - техники дефиле; - современной хореографии Кроме этого в перечень учебных дисциплин вводится профориентационная работа через цикл занятий "Введение в профессию" и социальное проектирование через создание и реализацию проекта "Хоровод дружбы". Основная цель занятий предмета " Введение в профессию" - создание реальных условий ранней профориентации ребенка и эффективного развития детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в сфере хореографического искусства. Через цикл занятий по предмету "Введение в профессию" раскрывается содержание деятельности, условия труда, необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии. Включение детей в социальное проектирование позволяет обучить их в процессе деятельности созданию и реализации проектов. А так же соединить теоретические знания, практические умения и навыки с формированием активной жизненной позиции, воспитанием толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций в условиях современного полиэтнического пространства. Такая тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений и навыков. У ребёнка отпадает необходимость для самореализации посещать несколько творческих объединений, разные компетенции он получает в одном творческом танцевальном коллективе, что исключает общее повышение учебной нагрузки и утомляемости. Специфика программы заключается в деятельностном подходе - создании коллективного творческого продукта: танец, презентация, проект. В программые используются методики А.Я.Вагановой, Т.Барышниковой, Г.Чекетти, Е.Д.Васильевой, Г.Н.Добровольской, Т.Ткаченко, В.Ю.Никитина-хореография, разработки П.Соломина, М.Ткачева –профориентационная работа, И.В.Котлярова-проектная деятельность. Цель: художественно-эстетическое и гражданское воспитание детей средствами хореографического искусства. Задачи:
4. профессиональная ориентация в сфере хореографического искусства. Модель выпускника Выпускник - творческая личность, с активной гражданской позицией, имеющий дополнительное хореографическое образование, сформированную культуру межнационального общения; уважающий ценности иных культур и мировоззрений, отдающий предпочтение здоровому образу жизни. Для достижения цели эффективно используются следующие методы:
Формы организации занятий
Этапы обучения
Перечисленные этапы обучения не ограничены временными рамками, они плавно переходят один в другой и зависят от возраста детей данной группы и степени их подготовки. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, регламентируется учебная нагрузка данной программы, тематический порядок, выбор форм и методов. 1 этап обучения На подготовительном этапе обучения выявляются склонности и способности каждого ребенка, дается первоначальная хореографическая подготовка Основная форма образовательной работы музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей, формируются специальные танцевальные качества. Учитывая физиологические особенности детей 6-7 лет, на занятиях необходимо чередовать виды физических нагрузок. Ведущим методом является игровой. К концу первого этапа обучения дети должны иметь устойчивую мотивацию к занятиям, навыки организованности и самостоятельности. 2 этап обучения На развивающем этапе обучения начинается теоретическое и практическое - теоретическое и практическое изучение основ классического и партерного экзерсиса, народно-сценического танца. Происходит дальнейшее формирование специальных танцевальных качеств, а так же развитие психических познавательных процессов. Учитывая физиологическую потребность детей в двигательной активности на занятиях следует избегать перегруженности экзерсисом. На этом этапе в обучение вводятся занятия по актерскому мастерству, разучиваются учебные этюды. Возраст 8-9 лет называют «золотым возрастом памяти»,в этот период больше занятий проводится в форме экскурсий, посещений выставок, театров. К концу второго этапа обучения дети должны знать нормы сценической культуры, уметь работать в коллективе, - иметь потребность в здоровом, содержательном досуге иметь потребность в здоровом, содержательном досуге иметь потребность в здоровом, содержательном досуге. 3 этап обучения На данном этапе погружения закрепляются основные навыки и теория классического экзерсиса, народно-сценического танца, изучаются основы историко-бытового и эстрадного танца. Происходит воспитание осмысленного отношения к танцу как к художественному произведении, отражающему национальную специфику и социальный характер.. Этот период является очень важным моментом в расширении хореографических возможностей, однако физиологические особенности детей 10-12 лет таковы, что на занятиях следует соблюдать особую осторожность, так как вывихи и растяжения довольно легки. К концу третьего этапа обучения дети должны осознавать свои хореографические возможности, иметь потребность в здоровом, содержательном досуге, уметь применять полученные компетенции на практике. 4 этап обучения На последнем-основном этапе совершенствуются знания, умения, навыки по всем видам изучаемого хореографического искусства, техническое мастерство, физические, моральные и волевые качества. Совершенствуются техническое мастерство, физические, моральные и волевые качества. Даётся чёткое понятие о специфике профессиональной хореографической деятельности, возможности применения полученных компетенций в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни. Режим занятий в группах зависит от возрастных особенностей детей. Рекомендуемая периодичность - 3 раза в неделю. Общее количество часов в год составляет от 108 часов до 270 часов. Контроль по данной программе проводится в виде внутренней и внешней экспертизы. К внутренней экспертизе относится тестирование, контрольное занятие, открытое занятие, класс-концерт, собеседование, анкетирование, вопросник по программе, защита реферата. К внешней - выступления на концертах, участие в городских, окружных, всероссийских и международных конкурсах, социокультурная востребованность в городе, а также удовлетворённость родителей учебным процессом и результатами своего ребёнка. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, при необходимости внести изменения в учебный план, позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда. В танцевальном коллективе на каждого участника заводится личная папка, где собирается материал для личного портфолио выпускника. На каждого ребенка заведены: 1. Личная карта успеваемости по теории и технике. 2. Личная карта развития танцевальных качеств. 3. Карта личностных достижений. Исходя из личных результатов каждого ребенка составляются групповые карты: -групповая карта успеваемости по теории и технике танца. -групповая карта развития танцевальных качеств. По данным групповых карт вносятся корректировки учебного процесса, определяется эффективность учебного процесса. На основании данных групповых карт строятся диагностические карты развития и успеваемости. Об успешности данной образовательной программы свидетельствуют призовые места награды на престижных Международных фестивалях-конкурсах и социокультурная востребованность коллектива в городе, регионе В г. Нефтеюганске Театр танца "Вдохновение" довольно известный коллектив. Детский коллектив сотрудничает с Центром молодежных инициатив, Департаментом социального развития. Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями "Детство", Центром социальной реабилитации для несовершеннолетних "Росинка". В ходе реализации социального проекта «Хоровод дружбы» популярность и востребованность коллектива школами города стремительно растет, дети приглашаются не только для того чтобы украсить мероприятия хореографическими постановками, но и как партнеры, консультанты в воспитании толерантности школьников и молодежи - актуальной проблемы не только нашего многонационального города, но и всего мира. Коллектив имеет награды с самых престижных Международных конкурсов 2005 г. Хореографический Олимп Германия, г. Берлин Дипломант 2007 г. Х международный конкурс детского и юношеского творчества "Надежды Европы" г.Сочи Дипломант 2008 г. Фестиваль детского творчества "Крылья Магриба" Тунис, г. Келибия Гран-при 2010 г. Многожанровый фестиваль «Неаполитанская сказка» Италия г.Неаполь Лауреат В сентябре 2008 года коллектив представлял г.Нефтеюганск в гастрольной поездке по Финляндии, Швеции в составе лучших творческих коллективов Ханты-Мансийского Автономного округа, успешно гастролировал в Польше. За успешные выступления Театр танца «Вдохновение» был отмечен и приглашается на бесплатные и дотационные программы организацией ЮНЕСКО в рамках Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В апреле 2010 года участники коллектива- авторы социального проекта «Хоровод дружбы» представляли свои наработки на ежегодной городской акции «Я-гражданин России» где победили в номинации «За актуальность и важность поставленных проблем». В настоящее время дети готовят цикл мероприятий совместно с школами города, представителями национальных объединений, инициативной группой родителей. Результаты работы будут представлены на очередной акции «Я-гражданин России» в феврале 2011 года. |
Администрации городского округа «город калининград» муниципальное... На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в... | Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение... На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в... | ||
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности... Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение,... | И. В. Гралевская к т. н., А. Н. Ганцева студент Одним из приоритетных направлений в настоящее время является разработка новых видов продуктов питания функционального назначения... | ||
Программа дополнительного образования «Хореография» Самодеятельное творчество как неотделимая часть художественной и духовной культуры общества содержит богатый ресурс гармонического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусств, сопровождающих человека... | ||
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества... И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Для решения вышеизложенной... | «Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала... | ||
Цель и задачи дисциплины Дисциплина «Макроэкономика» является одним из базовых учебных курсов, необходимым для углубленного изучения прикладных экономических... | Принципиальным положением организации школьного математического образования... Ак школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями.... | ||
Хабаровский филиал Контрольная работа №1 Первые методы одновременной передачи различных видов трафика по одним физическим каналам связи появились достаточно давно. Однако,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из таких универсальных творческих методов обучения детей является дискуссия | Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий... Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных... | Реферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:... Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.... |