Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений.





Скачать 430.77 Kb.
НазваниеПояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений.
страница1/3
Дата публикации27.02.2016
Размер430.77 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. В то же время музыка – вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.

Современная музыкальная культура включает в себя две основные сферы: музыку элитарного характера (традиционная классика, в том числе и авангардные течения 50-70-х годов и основные направления джаза) и музыку, ставшую частью «массовой культуры» (поп-музыка, традиционная эстрада и мюзик-холл). Особую позицию занимает рок-культура, с ее разнообразными течениями, близкими как к одной, так и к другой сфере. На сегодняшний день «музыка элитарная» и «музыка для всех» развиваются изолированно друг от друга. Более того, в каждой из этих областей есть множество отдельных направлений, и у каждого из них – свой слушатель и свои законы развития.

Сфера рок-музыки и «музыки для всех» далеко не всегда адресована обывателю. Музыкальный язык рок-композиции, эстрадной песни, а также и историко-фольклорная подоплека, могут быть не менее сложными, разнообразными и не менее значимыми, чем у симфонии. Тем более что и рок-концерт, и эстрадное шоу превращает современную музыку в мощное средство общения. Таким образом, автор считает, что изучение, слушание и понимание сферы «массовой музыки» очень важно на современном этапе развития молодежи и подростков.

Новизна данной программы заключается в представлении организации познавательно-аналитической деятельности обучающихся на принципиально новом музыкальном материале с интеграцией во все предметы музыкального цикла и способа удовлетворения потребностей детей и подростков в изучении и понимании современной музыки.

Актуальность программы. В связи с появлением дисциплины «Современная музыка» в новом поколении учебных планов 2000 года, а также на основе собственного 17-летнего педагогического опыта работы в результате анализа было выявлено следующее:

1. современное общество подростков во многом не знает ни «корней», ни основы музыкального языка произведений, которые предпочитает классической музыке (поп-, рок-, джаз и др. направлений), не умея отбирать для прослушивания лучшие образцы последней;

2. повышенный интерес обучающихся к сфере «массового музыкального искусства», потребность к изучению современной музыки в связи с желанием исполнения ее как в быту, так и на занятиях в ДШИ остается практически неудовлетворенным (не считая сам факт прослушивания такой музыки);

3. в связи с напряжением в обществе, которое вызвано глобализацией и кризисными явлениями, нетерпимостью общества людей друг к другу на национальной и религиозной почве, с миграционными проблемами современного общества пропадает толерантное отношение друг к другу, появляется боязнь разрушительного пришествия в нашу жизнь новых культур.

В результате данного исследования появилась необходимость разработки программы, объясняет ее актуальность вышесказанным.

В основе программы лежит педагогическая идея воспитания личности:

  • с ярко выраженной потребностью восприятия и анализа современной действительности и музыки в частности;

  • толерантной, восприимчивой и доброжелательной к другим культурам, философиям и, прежде всего, людям их представляющим;

  • сохраняющей и передающей следующим поколениям и своим сверстникам ранее накопленный человечеством музыкальный опыт, лучшие его образцы;

  • с чувством успешности и востребованности среди современных людей, сверстников и взрослых;

  • коммуникабельной и легко адаптирующейся в любом коллективе.

Данная программа разработана с целью формирования элементарных учебных навыков, ориентированных на активизацию творческого и личного психологического потенциала обучающихся; большую заинтересованность последних в сохранении общечеловеческого музыкального опыта, развитии современной музыки, включая лучшие ее образцы, стили и направления, а также – исторические предпосылки.

Задачи программы:

- передать обучающимся определенные знания в области современной музыки;

- научить самостоятельно добывать, перерабатывать и передавать полученную информацию о современной музыке различными способами, включая ИКТ;

- научить выделять характерные черты и признаки новых стилей, жанров направлений в современной музыке;

- повысит общий уровень кругозора обучающихся;

- учить работать и сотрудничать в коллективе, группе, соблюдая как профессиональные правила поведения музыкантов, лекторов, артистов, так и общие этические нормы.

Программа рассчитана на обучающихся детских школ искусств по следующим возрастам:

- Музыкальное отделение – 6-7 (8) класс в возрасте от 12 до 18 лет;

- Хореографическое отделение, отделение изобразительного искусства – как предмет по выбору, в любом классе с 14 до 18 лет.

Также программа может быть использована как дополнительный материал или курс обучения в учреждениях дополнительного образования детей, в общеобразовательных школах на уроках музыки, факультативах, кружках, элективных курсах для обучающихся с 13 до 18 лет.

Принципы организации занятий. Занятия в ДШИ проходят в форме группового урока 1 раз в неделю продолжительностью 0,5 академического часа, что составляет 20 (25) минут астрономического времени.

Общий объем курса – 34 часа за 2 года (17 часов за 1год).

Для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ целесообразнее проводить занятия не реже 1 раза в неделю продолжительностью до 1 часа.

Формы занятий могут быть разнообразными:

- урок;

- беседа;

- концерт;

- проект;

- лекция;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- итоговый урок;

- экскурсия;

- урок-конференция и т.п.

Предполагаемый результат. В результате освоения данной программы обучающийся станет более коммуникабельным, успешным, толерантным, эмоционально-отзывчивым на восприятие современной музыки, разовьет свой кругозор, а также приобретет:

  • теоретические знания в объеме данной программы;

  • умение подмечать характерные признаки и черты музыки композиторов разных стилей и направлений;

  • навык определения вышеуказанных черт и особенностей в прослушиваемых произведениях;

  • навык составления непринужденных рассказов, презентаций, бесед о композиторах, исполнителях, об их стиле и направлении в современной музыке; работы с современными ИКТ-средствами.

Условия реализации программы. Данная программа может быть

реализована при условии:

  • укомплектованности кабинета техническими средствами оснащения в виде наглядных пособий; аудио, видео и DVD материалами, аудиторной доской, персональным компьютером, экраном и мульмедийными средствами трансляции (проектором), средствами ИНТЕРНЕТ;

  • наличием в библиотеке школы литературы по данному направлению музыки, мультимедийными изданиями;

  • выполнения домашних заданий обучающимися в объеме не более 30 минут 1 раза в неделю.

Контроль и учет успеваемости. Знания, умения и навыки оцениваются преподавателем по 5-бальной системе не реже 1 раза за 2 занятия.

Один раз в полугодие проводится контрольный урок с письменными и устными заданиями в виде: тестов, кроссвордов, анкет и др. творческих заданий (сообщений, мини-рефератов, небольших сочинений, докладов, уроков-игр и пр.), музыкальных викторин.

По-окончании изучения таких тем как «Джаз», «Рок-н-ролл», «Поп-музыка», «Классический музыкальный авангард» педагог может провести Итоговое занятие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

I вариант



П/П

Название темы

Кол-во

занятий

Кол-во

учебных

часов

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

6 КЛАСС

1.

Развитие музыкального искусства XX века: предпосылки, стили и направления.

2

1

2.

Афро-американская музыка

2

1

3.

Джаз

7

3,5

4.

Рок-н-ролл

19

9,5

Всего за год: 30 15

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

7 КЛАСС

1.

Глэм-рок

1

0,5

2.

Соул и Фанк

1

1

3.

Реггей

1

0,5

4.

Этническая музыка

1

0,5

5.

Панк

1

0,5

6.

«Новая волна»

1

0,5

7.

Хэви-металл

1

0,5

8.

Поп-музыка

4

2

9.

Рэп

1

0,5

10.

Альтернативная музыка

1

0,5

11.

Классический музыкальный авангард

2

1

12.

Рок в России

5

2,5

13.

Этническая музыка

1

0,5

14.

Джаз в России

2

1

15.

Поп-музыка в России

2

1

16.

Классический музыкальный авангард

2

1

17.

Авторская песня

2

1

Всего за год: 29 14,5

ИТОГО 59 29,5


ПРИМЕРНЫЙ ПОЧЕТВЕРТНОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Тема

Кол-во

занятий

Кол-во

учебных

часов

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

6 КЛАСС

I полугодие

1-2

Развитие музыкального искусства XX века: предпосылки, стили и направления.

2

1

3

Афро-американская музыка

* история африканской музыки; госпел, спиричуэл, трудовые песни; минстрел-шоу

1

0,5

4

Афро-американская музыка

*блюз, регтайм (Скотт Джоплин)

1

0,5

5

Джаз

*история джаза; традиционный джаз

1

0,5

6

Джаз

*импровизация; музыкальные инструменты джаза

(Луи Армстронг)

1

0,5

7

Джаз

*свинг; би-боп (Глен Миллер, Телониус Монк, Чарли Паркер)

1

0,5

8

Джаз

*симфоджаз (Джорж Гершвин, Дюк Эллингтон)


1

0,5

9

Джаз

*хард-боп; джаз-рок (группа «Чикаго»)

1

0,5

10

Джаз

*вокалисты джаза (Элла Фицджералд)

1

0,5

11

Итоговый урок по теме «Джаз»

1

0,5

12

Рок-н-ролл

*предпосылки появления направления «рок-н-ролл»

1

0,5

13

Рок-н-ролл

*ритм-энд-блюз; кантри

1

0,5

14

Рок-н-ролл

*Литл Ричард, Чак Берри

1

0,5

15

Рок-н-ролл

*Элвис Пресли

1

0,5

16

Контрольный урок за I полугодие

1

0,5

II полугодие

17

Рок-н-ролл

*британский бит; скиффл

1

0,5

18

Рок-н-ролл

* «Битлз»

2

1

19

Рок-н-ролл

* «Роллинг Стоунз»

1

0,5

20

Рок-н-ролл

*Джимми Хендрикс

1

0,5

21

Рок-н-ролл

*кантри-рок («Зи-Зи Топ», «Иглз»)

1

0,5

22

Рок-н-ролл

*фолк-рок (Боб Дилан)

1

0,5

23

Рок-н-ролл

*психоделия; битники

1

0,5

24

Рок-н-ролл

*хиппи (Дженис Джоплин, Джоан Баэз)

1

0,5

25

Рок-н-ролл

* «Пинк Флойд»

1

0,5

26

Рок-н-ролл

*хард-рок; музыкальные инструменты рока («Лед Зепеллин», «Дип Пепл»)


1

0,5

27

Рок-н-ролл

* «Куин»

1

0,5

28

Рок-н-ролл

* «Аэросмит», «Скорпионз»

1

0,5

29

Рок-н-ролл

* Оззи Осборн;

* «Эй-Си-Ди-Си»

1

0,5

30

Рок-н-ролл

* арт-рок («Джетро Талл» и Иан Андерсон)

1

0,5

31

Рок-н-ролл

*рок-опера; мюзикл (Леонард Бернстайн, Лайза Минелли, Барбара Стрейзанд)

1

0,5

32

Рок-н-ролл

*Э.Л.Уэббер – мюзиклы «Кошки» и «Иисус Христос – Суперзвезда»

1

0,5

33

Итоговое занятие по теме «Рок-н-ролл»

1

0,5

34

Контрольный урок за II полугодие

1

0,5

Всего за год: 34 17

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

7 КЛАСС

I четверть

1

Глэм-рок

* история направления; Элтон Джон

1

0,5

2

Соул и Фанк

* Рэй Чарльз, Стиви Уандер

1

0,5

3

Соул и Фанк

* Уитни Хьюстон, Дженис Джоплин

1

0,5

4

Реггей

Боб Марли

1

0,5

5

Этническая музыка

1

0,5

6

Панк

* «Грин Дей»

1

0,5

7

«Новая волна»

* Бой Джордж, «Юритмикс»

1

0,5

8

Хэви-металл

Джон Бон Джови, «Металлика»

1

0,5

9

Контрольный урок за I четверть

1

0,5

II четверть

10

Поп – музыка

* поп-музыка 50-60-х годов: Пол Анка, Л.Минелли, Б. Стрейзанд, Шер, Т.Тернер,

1

0,5

11

Поп-музыка

* поп-музыка 70-х годов, «диско»: «Бони Эм», «Баккара», «Абба»

1

0,5

12

Поп – музыка

* поп-музыка 80-х: «Модерн Токинг», французская музыкальная эстрада (Э.Пиаф, Д.Дассен, М.Матье)

1

0,5

13

Поп – музыка

* поп-музыка 90-х: Мадонна, Майкл Джексон, Дж.Майкл, Мэрайя Кэрри, итальянская музыкальная эстрада (Аль Банно и Ромина Пайэр, Тото Кутуньо, Челентано)

1

0,5

14

Рэп

* Эм Си Хаммер, Тупак Шакур, Эминем

1

0,5

15

Альтернативная музыка

* «Нирвана», Бьорк, Фрэнк Заппа, «Раммштайн»

1

0,5

16

Контрольный урок за II четверть

1

0,5

III четверть

17

Классический музыкальный авангард

* Оливье Мессиан, Дж.Кейдж

1

0,5

18

Классический музыкальный авангард

* Пьер Булез, Луиджи Ноно

1

0,5

19

Итоговый урок по современной зарубежной музыке

1

0,5

20

Рок в России

* первые шаги русского рока: Ал.Градский, ВИА

1

0,5

21

Рок в России

*70-е годы: «Песняры», «Машина времени»

1

0,5

22

Рок в России

* 80-е годы: «Аквариум», «Воскресение», Ю.Шевчук и «ДДТ», «Браво», «Алиса»

1

0,5

23

Рок в России

* 80-е годы: «Бригада С», В.Цой и «Кино», «Ария», «Наутилус Помпилиус»

1

0,5

24

Рок в России

* 90-е годы: «Сплин», «Би-2», Юлия Чичерина, Земфира

1

0,5

25

Этническая музыка в России

1

0,5

26

Контрольный урок за III четверть

1

0,5

IV четверть

27

Джаз в России

* Л.Утесов, Исаак Дунаевский, А.Цфасман, О.Лундстрем

1

0,5

28

Джаз в России

* вокалисты джаза: К.Шульженко, Э.Трафова, В.Пономарева, Л.Долина, И.Оттиева

1

0,5

29

Поп – музыка в России

* Алла Пугачева

1

0,5

30

Классический музыкальный авангард

* С.Прокофьев, Н.Мясковский, Д.Шостакович

1

0,5

31

Классический музыкальный авангард

* Р.Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке, С.Губайдулина

1

0,5

32

Авторская песня

* В.Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава

1

0,5

33

Авторская песня

* А.Розенбаум, С.и Т.Никитины, О.Митяев, С.Трофимов

1

0,5

34

Контрольный урок за IV четверть

1

0,5

Всего за год: 34 17

ИТОГО за 2 года: 68 34



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II вариант



П/П

Название темы

Кол-во

занятий

Кол-во

учебных

часов

1.

Развитие музыкального искусства XX века: предпосылки, стили и направления.

1

0,5

2.

Афро-американская музыка

2

1

3.

Джаз

6

3

4.

Рок-н-ролл

6

3

5.

Глэм-рок

1

0,5

6.

Соул и Фанк

1

0,5

7.

Реггей и этническая музыка

1

0,5

8.

Панк и «новая волна»

1

0,5

9.

Хэви металл

1

0,5

10.

Поп-музыка

3

1,5

11.

Классический музыкальный авангард

1

0,5

12.

Рок в России

3

1,5

13.

Джаз в России

1

0,5

14.

Классический музыкальный авангард

1

0,5

15.

Авторская песня

2

1

Всего за год: 31 15,5
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка данная образовательная программа разработана...
Программа предназначена для ознакомления ребят с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и, непосредственно через игру на...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка Место дисциплины в основной образовательной программе
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПрограммы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка
И это не простое стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, дети не только...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка. Дидактическая игра
Цель создания: совершенствование у учащихся 1 класса навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков и букв, их обозначающих,...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке 4 класс
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы приветствуем всех, для кого слова «Средняя школа №1, лицей» это пароль, открывающий целый мир
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка
Данный курс по выбору «Искусство. Музыка и кино сша» предназначен для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПояснительная записка Источник программы образовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconКакая музыка звучит сегодня в нашем доме, в нашем обществе?
Ввести учащихся в круг проблем, которые относятся к понятию «современная музыка», показать, что музыка прошлых веков может быть глубоко...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconФ. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки
Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconРабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов
«Искусству», на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы...
Пояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. iconРабочая программа по искусству представляет собой целостный документ,...
Б. М. Неменского, 4-е издание, М. Просвещение 2008 г. Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск