Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка





Скачать 300.4 Kb.
НазваниеПрограммы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации01.08.2014
Размер300.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы» , автор В.С. Кузин

Пояснительная записка

Общеизвестно, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный эмоциональный настрой), развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете. Однако, как нам представляется, происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны учителя, который может позволить ученику рисовать все, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. И это не простое стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, дети не только отражают мир, но и показывают его!

Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека, его потенциальных духовных возможностей и профессиональных потребностей.

В отличие от точных наук, где путь познания выражается в бесстрастных формулах, в изобразительном искусстве познание реализуется в художественно-образной форме отражения действительности по творческим законам красоты.

Человек и природа - единое целое. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает эстетическое чувство. Надо научиться не только смотреть на природу и вещи, но еще и видеть их.

Развитие творческого воображения у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов. Развитое воображение - это особый дар и умение использовать виденное. Но только изучив натуру, можно прийти к свободному владению формой и способности рисовать без модели, по памяти, по представлению. Поэтому в этом курсе много внимания уделяется вопросам обучения учащихся основам изобразительной грамоты в процессе выполнения рисунка с натуры.

В большинство рассматриваемых тем программы включено теоретическое обоснование рассматриваемой учебной задачи. Выполнение предполагаемых практических заданий научит учащихся определенному порядку в работе, будет способствовать приобретению и лучшему усвоению полученных знаний, умений и навыков, поможет последовательно освоить изобразительную грамоту.

Большое внимание уделено вопросам истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством выдающихся мастеров живописи. Это поможет расширить кругозор учащихся, приобщиться к сокровищнице мировой культуры.

Разработки уроков включают упражнения и задания по технике линии, тушевки, определенной манере рисунка и письма, способам Использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, акварельных, гуаши, темперы ) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Овладеть этой техникой учащимся необходимо для того, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение школьников технике рисования должно осуществляться не само по себе , и не только ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно

и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в РФ, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно – историческим традициям русского и других народов страны.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану.
Цели программы:

  • формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства;

  • развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.


Задачи программы:

• воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;

• воспитывать интерес к искусству народов мира;

• формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно-творческой деятельности;

• развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

• развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования;

• развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и потребности;

— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное

и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, акрил, темперу, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» включает в себя следующие разделы:

  • «Рисунок»

  • «Живопись»

  • «Рисование на темы и иллюстрирование»

  • «Декоративная работа»

  • «Лепка»

  • «Аппликация»

  • «Знания и умения»


Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.) в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа «Изобразительное искусство . 5-9 классы» рассчитана на четыре года в среднем звене:

1 год - 5 класс – 1 час в неделю (35 часа)

2 год - 6 класс - 1 час в неделю (35 часа)

3 год - 7 класс – 1 час в неделю (35 часа)

4 год – 8 класс - 0,5 часа в неделю (17 часа)

5 год – 9 класс – 0,5 часа в неделю (18 часов)


Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Изобразительное искусство.5-8 классы» предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Требования к уровню подготовки учащихся
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу 5 класса учащиеся должны знать:

— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

— особенности симметричной и асимметричной композиции;

— простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

— основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы Цветоведения;

— общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах фигурной керамики Скопина и Опошни;

— особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Учащиеся должны уметь:

— проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

— сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;

— использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

— использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;

— соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

К концу 6 класса учащиеся должны знать:

— закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;

— особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

— особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
Учащиеся должны уметь:

— видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

— выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

— анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

— пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

— применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
К концу 7 класса учащиеся должны знать:

— анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

— отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

— систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Учащиеся должны уметь:

— видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

— в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

— изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

— при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи

К концу 8 -9класса учащиеся должны знать:

— социальную функцию изобразительного искусства, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Учащиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

— активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.). наиболее подходящие для воплощения замысла.

Содержание программы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconРабочие программы по изо 5-7 классы пояснительная записка 5 класс
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М.: Просвещение, 2005. «Изобразительное искусство 1-9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Авторской программы: Кузин В. С.,Шорохов...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКузин В. С. Программа. Изобразительное искусство
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы Кузин В. С. Программа. Изобразительное...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconПротокол №1 от «28»
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Программы «Изобразительное искусство 5-9 классы», автор В. С. Кузин Пояснительная записка iconСовременные образовательные технологии и/или методики
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск