Скачать 90.9 Kb.
|
КОНСПЕК ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (14.11.2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение.
- Здравствуйте, ребята и наши гости.
- Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, - это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их. - О чём мы сегодня продолжим разговор? Какая тема нашего урока? (органы чувств)
- Разгадаем кроссворд.(слайд пустого кроссворда) 1) С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, зазвенел будильник? (ухо) Покажите на себе этот орган. (на партах картинки органов — Покажите картинку этого органа) 2) С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (глаз) 3) Какой орган помогает вам узнать, колючие или мягкие хвоинки? (кожа) 4) Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (нос) 5) С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой? (язык) - Молодцы, всё правильно. (слайд кроссворда с ответами) - А какую работу они выполняют? На доске появляется слайд: глаз - орган зрения, ухо - слух, нос - обоняние, кожа - осязания, язык — вкуса. ГЛАЗ ОРГАН ЗРЕНИЯ УХО ОРГАН СЛУХА НОС ОРГАН ОБОНЯНИЯ КОЖА ОРГАН ОСЯЗАНИЯ ЯЗЫК ОРГАН ВКУСА
- Ребята, а вы знаете какой орган чувств лучше развит у человека? (глаза, уши...) Мнений много, а какое же верное? Вместе выясним, какой же орган чувств развит лучше, проведём эксперимент. - Вам в командах нужно будет определить, что в коробке, используя только один орган чувств. Наши гости помогут нам в этом. Для чистоты эксперимента я выберу наблюдателей из числа гостей. Первая команда использует только глаза, 2-я — только уши, 3-я — нос, 4-я — руки, 5-я — язык. Ребята, вы должны догадаться, что в коробках и сказать только на ушко наблюдателю. Наблюдатели, вы должны занести результаты в таблицу. (на партах карточки с этими органами, чтобы помнили, каким органом надо пользоваться) Задания на листочках. Наблюдатели — помощники читают и выполняют всё, что нужно. (1-я команда: Наблюдатель, откройте коробку и покажите детям, которые только с помощью глаз определяют, что это и говорят вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента. 2-я — Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите монетку и киньте её на парту. Дети только с помощью слуха должны определить, что это. 3-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите баночку, откройте её (там нарезанный чеснок или лук) и дайте понюхать каждому в команде. Дети должны догадаться, что это. 4-я — Наблюдатель, откройте мешочек, дайте каждому потрогать, не глядя, и отгадать, что это. 5-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите и положите каждому ученику дольку мандарина в рот, дети должны догадаться, что это. - Первая команда, какой орган чувств вы использовали? Наблюдатель, сколько детей справились и отгадали, что в коробке? ( так спрашиваю у всех команд и заношу в таблицу)
- Как интересно. Что вы можете сказать о результатах нашего эксперимента? (некоторые ребята не смогли отгадать что в коробке) - Не все органы чувств развиты одинаково у людей. У кого-то больше развит слух, а у кого-то — зрение. Но более развитый орган чувств у человека — это зрение. Более 90% всей информации мы получаем с помощью глаз. Все органы нужны, все они важны.
- Мы выяснили, что не все органы чувств развиты у человека одинаково. А у животных? Как вы думаете? Вы же любите играть, сложите изображения, которые лежат у вас на партах в парах и приклейте их на лист бумаги. - Как вы думаете, какой орган чувств более развит у животного, которое вы в парах сейчас видите? Выйдите и прикрепите магнитом картинку вашего животного под тем органом чувств, которое у них наиболее развито. Если вы не знаете куда прикрепить ваше животное, то повесьте к знаку «?». - А сейчас я расскажу вам об этих животных и мы проверим ваши предположения. 1) Крот – подземный житель. Он почти ничего не видит, но очень хорошо различает запахи (пользуется обонянием) и с помощью усиков-вибрисс на мордочке (у других зверей они тоже есть) ощупывает предметы (пользуется осязанием). (Обоняние, осязание) 2) Рыба – лещ. Рыбы чувствуют течение реки, наклон тела специальным органом чувств, который называется «боковая линия» (см. на рисунке тонкая полоса по боку леща). Рыбы ощущают малейшие примеси веществ в воде. Что это – обоняние или вкус? Одновременно и то и другое. (Нос и язык) 3) Соколы и совы. Это хищные птицы, для охоты им нужна большая острота зрения. Сокол может «читать книгу» (различает отдельные буквы) с расстояния 70 м (нужно сравнить с длиной школьного коридора). Мышку сокол видит с высоты 1 км (можно сравнить с известным детям отрезком пути). Сова обладает ночным зрением. 4) Змея «третьим глазом» – органом на темени (на верхней части головы) «видит» теплоту. Змеи даже в полной темноте знают, где находится мышка (знак вопроса). 5) Все птицы (например, «чемпион» по дальности перелетов – полярная крачка) чувствуют направление магнитного поля Земли (они имеют как бы «компас» внутри), поэтому всегда безошибочно определяют, где север, где юг (знак вопроса). 6) Киты и дельфины слышат ультразвуковые сигналы – такие высокие звуки, которые не слышит человек. Они могут разговаривать с их помощью на расстоянии сотен километров друг от друга (знак вопроса). 7) Летучие мыши могут прекрасно ориентироваться, быстро летать между ветвями деревьев и ловить насекомых в полной темноте. Летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, которые отражаются от предметов, а мыши слышат это отражение. (Ухо) 8) Собаки обладают удивительным чутьем – они различают запахи, которые люди не могут распознать. Поэтому собак используют для розыска преступников, наркотиков, мин. (Нос) 9) Бабочки и рыбы прекрасно чувствуют запахи – иногда на расстоянии нескольких километров. (обсуждение каждого животного) - У животных тоже есть органы чувств. Но не все из них такие, как у человека. И развиты тоже не все одинаково. - Некоторые ребята прикрепили к знаку «?». Почему? Потому что то, что чувствуют эти животные нельзя назвать никаким органом чувств. У них нет названия. - Молодцы. Почти все ваши предположения оказались верными.
- Выполним задания в РТ, страница 19. Открываем все. Посмотрите, животные устроили соревнование: кто самый чуткий. Какие награды можно вручить каждому. Медали нарисованы справа. Подумайте и соедините линией животное и его награду. Это самостоятельная работа. (собака — нос - обоняние, змея — рука-осязание, крот — обоняние и осязание, кит — ухо-рука, сова - глаз-зрение). - Итак, какую медаль получает собака? (крот, змея, кит, сова)(фронтальная проверка) - Молодцы, всё правильно. - Страница 20. Открываем. В комнате появилась кошка. Все животные забеспокоились. Какой орган чувств помог каждому животному обнаружить кошку? Укажите крестиком на картинке животного этот орган. ( у змеи — верхняя часть головы, у собаки — нос, у попугая — весь — осязание, у рыбы — нос и язык) - Хорошо. А теперь оцените свою работу. Первая лесенка — аккуратность, вторая — знания, третья — догадливость. Нарисуйте себя на нужной ступеньке.
- Кто какое открытие сделал сегодня для себя? (не все органы развиты одинаково и у людей и у животных) Скажите, что нового вы сегодня узнали? ( что и у животных есть органы чувств, некоторые из которых развиты сильнее, лучше. Мы узнали, что собаки обладают удивительным чутьём, бабочки и рыбы прекрасно чувствуют запахи на расстоянии иногда нескольких километров, летучие мыши очень хорошо могут ориентироваться в полной темноте, все птицы чувствуют направление магнитного поля Земли, змеи тоже хорошо ориентируются даже в полной темноте, крот с помощью усиков — вибрисс на мордочке ощупывает предметы, хорошо различает запахи, хотя он почти ничего не видит). - У животных тоже есть органы чувств. Не все из них такие, как у человека. 1-я команда. Наблюдатель, откройте коробку и покажите детям, которые только с помощью глаз определяют, что это и говорят вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента. 2-я — Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите монетку и киньте её на парту. Дети только с помощью слуха, не открывая глаз, должны определить, что это и сказать вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента. 3-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите коробку откройте её и дайте понюхать каждому в команде. Дети должны догадаться, что это и сказать вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента. 4-я — Наблюдатель,попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, дайте каждому потрогать, не глядя, и отгадать, что это и сказать вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента. 5-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите и положите каждому ученику в рот, дети должны догадаться, что это и сказать вам. В таблицу занесите результаты эксперимента. Необычные органы чувств у животных У акул есть особые рецепторы, чувствительные к электричеству, причем их чувствительность составляет порядка 0.005 микровольт/см (напряженность, создаваемая батарейкой, в сотни миллионов раз больше). Это позволяет определить добычу, например, рыбу, зарывшуюся в песок, по ее электрическому полю. 10 место: Морская звезда имеет светочувствительные клетки на конечностях («лучах»). Если посветить на ее «луч», например, фонариком, он придет в движение. 9 место: Краб имеет особые волоски на клешнях и на теле, позволяющие определять направление течения воды. 8 место: У пчел есть кольцо из окиси железа вокруг брюшка, что позволяет определять магнитные поля — это используется для ориентирования по сторонам света. 7 место: Сверчок слышит с помощью лапок. На передних лапках находится чувствительная к звуку мембрана. 6 место: Кузнечик имеет особые волоски по всему телу, для определения направления движения воздуха. 5 место: Утконос имеет измеритель электрического напряжения на клюве с чувствительностью 0.05 микровольт. Также на клюве находится множество датчиков температуры. 4 место: Муравьи могут чувствовать движение под слоем земли в 5 см и различают поляризованный и неполяризованный свет. 3 место: Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса. Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см. Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости. 2 место: Некоторые рыбы в состоянии определить химическое вещество L-Serine, выделяемое кожей млекопитающих, в концентрации 1 часть на 1 миллиард. На теле рыб есть специальное образование — «латеральная линия» — рецепторы, определяющие микроскопические изменения в давлении и направлении течения воды. Рыбы используют этот орган для слежения за хищниками и добычей. 1 место: Знаете, почему так трудно поймать таракана? Таракан может заметить движение на величину в 0,0002 мм. Это величина порядка 2000 атомов водорода. |
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | "Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека... | ||
Урока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств» Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира | Конспект урока по окружающему миру в 4-е классе 12. 04. 2012г. Тема... Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знают органы чувств, их значение для человека; умеют беречь органы чувств, прислушиваются к своему организму | Конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему... План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | ||
Урок 1 Тема: Органы чувств человека Цель: формирование представлений об органах чувств и определение их роли в жизни человека | Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств» Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе умк школа России. Тема урока : «Где живут слоны» Цель: формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; развитие логического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», ознакомление с ролью и спецификой разных органов чувств | ||
Тематическое планирование по окружающему миру № Тема урока Кол во | Достижения учащихся Всероссийской олимпиады по математике и окружающему миру для младших школьников -2012г | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями | Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России |