Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение





НазваниеУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Дата публикации29.06.2015
Размер90.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
КОНСПЕК ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (14.11.2012г.)

Тема: Органы чувств. Обобщение.

  1. Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята и наши гости.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, - это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их.

- О чём мы сегодня продолжим разговор? Какая тема нашего урока? (органы чувств)

  1. Ситуация успеха.

- Разгадаем кроссворд.(слайд пустого кроссворда)

1) С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, зазвенел будильник? (ухо) Покажите на себе этот орган. (на партах картинки органов — Покажите картинку этого органа)

2) С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (глаз)

3) Какой орган помогает вам узнать, колючие или мягкие хвоинки? (кожа)

4) Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (нос)

5) С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой? (язык)

- Молодцы, всё правильно. (слайд кроссворда с ответами)

- А какую работу они выполняют?

На доске появляется слайд: глаз - орган зрения, ухо - слух, нос - обоняние, кожа - осязания, язык — вкуса.

ГЛАЗ ОРГАН ЗРЕНИЯ

УХО ОРГАН СЛУХА

НОС ОРГАН ОБОНЯНИЯ

КОЖА ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

ЯЗЫК ОРГАН ВКУСА

  1. Работа в командах. Проведение экспериментов.

- Ребята, а вы знаете какой орган чувств лучше развит у человека? (глаза, уши...) Мнений много, а какое же верное? Вместе выясним, какой же орган чувств развит лучше, проведём эксперимент.

- Вам в командах нужно будет определить, что в коробке, используя только один орган чувств. Наши гости помогут нам в этом. Для чистоты эксперимента я выберу наблюдателей из числа гостей. Первая команда использует только глаза, 2-я — только уши, 3-я — нос, 4-я — руки, 5-я — язык. Ребята, вы должны догадаться, что в коробках и сказать только на ушко наблюдателю. Наблюдатели, вы должны занести результаты в таблицу. (на партах карточки с этими органами, чтобы помнили, каким органом надо пользоваться) Задания на листочках. Наблюдатели — помощники читают и выполняют всё, что нужно. (1-я команда: Наблюдатель, откройте коробку и покажите детям, которые только с помощью глаз определяют, что это и говорят вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента. 2-я — Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите монетку и киньте её на парту. Дети только с помощью слуха должны определить, что это. 3-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите баночку, откройте её (там нарезанный чеснок или лук) и дайте понюхать каждому в команде. Дети должны догадаться, что это. 4-я — Наблюдатель, откройте мешочек, дайте каждому потрогать, не глядя, и отгадать, что это. 5-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите и положите каждому ученику дольку мандарина в рот, дети должны догадаться, что это.

- Первая команда, какой орган чувств вы использовали? Наблюдатель, сколько детей справились и отгадали, что в коробке? ( так спрашиваю у всех команд и заношу в таблицу)

№п/п

Зрение

слух

вкус

обоняние

осязание

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

- Как интересно. Что вы можете сказать о результатах нашего эксперимента? (некоторые ребята не смогли отгадать что в коробке)

- Не все органы чувств развиты одинаково у людей. У кого-то больше развит слух, а у кого-то — зрение. Но более развитый орган чувств у человека — это зрение. Более 90% всей информации мы получаем с помощью глаз. Все органы нужны, все они важны.

  1. Работа в парах.

c:\users\k203\desktop\моя папка\1в фото\открытый урок по окр.миру 14.11.2012г\100_3809.jpg

- Мы выяснили, что не все органы чувств развиты у человека одинаково. А у животных? Как вы думаете? Вы же любите играть, сложите изображения, которые лежат у вас на партах в парах и приклейте их на лист бумаги.

- Как вы думаете, какой орган чувств более развит у животного, которое вы в парах сейчас видите? Выйдите и прикрепите магнитом картинку вашего животного под тем органом чувств, которое у них наиболее развито. Если вы не знаете куда прикрепить ваше животное, то повесьте к знаку «?».

- А сейчас я расскажу вам об этих животных и мы проверим ваши предположения.

1) Крот – подземный житель. Он почти ничего не видит, но очень хорошо различает запахи (пользуется обонянием) и с помощью усиков-вибрисс на мордочке (у других зверей они тоже есть) ощупывает предметы (пользуется осязанием). (Обоняние, осязание)

2) Рыба – лещ.  Рыбы чувствуют течение реки, наклон тела специальным органом чувств, который называется «боковая линия» (см. на рисунке тонкая полоса по боку леща). Рыбы ощущают малейшие примеси веществ в воде. Что это – обоняние или вкус? Одновременно и то и другое. (Нос и язык)

3) Соколы и совы. Это хищные птицы, для охоты им нужна большая острота зрения. Сокол может «читать книгу» (различает отдельные буквы) с расстояния 70 м (нужно сравнить с длиной школьного коридора). Мышку сокол видит с высоты 1 км (можно сравнить с известным детям отрезком пути). Сова обладает ночным зрением.

4) Змея «третьим глазом» – органом на темени (на верхней части головы) «видит» теплоту. Змеи даже в полной темноте знают, где находится мышка (знак вопроса).

5) Все птицы (например, «чемпион» по дальности перелетов – полярная крачка) чувствуют направление магнитного поля Земли (они имеют как бы «компас» внутри), поэтому всегда безошибочно определяют, где север, где юг (знак вопроса).

6) Киты и дельфины слышат ультразвуковые сигналы – такие высокие звуки, которые не слышит человек. Они могут разговаривать с их помощью на расстоянии сотен километров друг от друга (знак вопроса).

7) Летучие мыши могут прекрасно ориентироваться, быстро летать между ветвями деревьев и ловить насекомых в полной темноте. Летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, которые отражаются от предметов, а мыши слышат это отражение. (Ухо)

8) Собаки обладают удивительным чутьем – они различают запахи, которые люди не могут распознать. Поэтому собак используют для розыска преступников, наркотиков, мин. (Нос)

9) Бабочки и рыбы прекрасно чувствуют запахи – иногда на расстоянии нескольких километров.

(обсуждение каждого животного)

- У животных тоже есть органы чувств. Но не все из них такие, как у человека. И развиты тоже не все одинаково.

- Некоторые ребята прикрепили к знаку «?». Почему? Потому что то, что чувствуют эти животные нельзя назвать никаким органом чувств. У них нет названия.

- Молодцы. Почти все ваши предположения оказались верными.

  1. Работа в РТ стр. 19-20.

c:\users\k203\desktop\моя папка\1в фото\открытый урок по окр.миру 14.11.2012г\100_3810.jpg

- Выполним задания в РТ, страница 19. Открываем все. Посмотрите, животные устроили соревнование: кто самый чуткий. Какие награды можно вручить каждому. Медали нарисованы справа. Подумайте и соедините линией животное и его награду. Это самостоятельная работа. (собака — нос - обоняние, змея — рука-осязание, крот — обоняние и осязание, кит — ухо-рука, сова - глаз-зрение).

- Итак, какую медаль получает собака? (крот, змея, кит, сова)(фронтальная проверка)

- Молодцы, всё правильно.

- Страница 20. Открываем. В комнате появилась кошка. Все животные забеспокоились. Какой орган чувств помог каждому животному обнаружить кошку? Укажите крестиком на картинке животного этот орган. ( у змеи — верхняя часть головы, у собаки — нос, у попугая — весь — осязание, у рыбы — нос и язык)

- Хорошо. А теперь оцените свою работу. Первая лесенка — аккуратность, вторая — знания, третья — догадливость. Нарисуйте себя на нужной ступеньке.

  1. Подведение итогов урока.

- Кто какое открытие сделал сегодня для себя? (не все органы развиты одинаково и у людей и у животных) Скажите, что нового вы сегодня узнали? ( что и у животных есть органы чувств, некоторые из которых развиты сильнее, лучше. Мы узнали, что собаки обладают удивительным чутьём, бабочки и рыбы прекрасно чувствуют запахи на расстоянии иногда нескольких километров, летучие мыши очень хорошо могут ориентироваться в полной темноте, все птицы чувствуют направление магнитного поля Земли, змеи тоже хорошо ориентируются даже в полной темноте, крот с помощью усиков — вибрисс на мордочке ощупывает предметы, хорошо различает запахи, хотя он почти ничего не видит).

- У животных тоже есть органы чувств. Не все из них такие, как у человека.

1-я команда. Наблюдатель, откройте коробку и покажите детям, которые только с помощью глаз определяют, что это и говорят вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента.
2-я — Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите монетку и киньте её на парту. Дети только с помощью слуха, не открывая глаз, должны определить, что это и сказать вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента.
3-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите коробку откройте её и дайте понюхать каждому в команде. Дети должны догадаться, что это и сказать вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента.
4-я — Наблюдатель,попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, дайте каждому потрогать, не глядя, и отгадать, что это и сказать вам на ухо. В таблицу занесите результаты эксперимента.
5-я - Наблюдатель, попросите детей закрыть глаза, откройте коробку, возьмите и положите каждому ученику в рот, дети должны догадаться, что это и сказать вам. В таблицу занесите результаты эксперимента.
Необычные органы чувств у животных

У акул есть особые рецепторы, чувствительные к электричеству, причем их чувствительность составляет порядка 0.005 микровольт/см (напряженность, создаваемая батарейкой, в сотни миллионов раз больше). Это позволяет определить добычу, например, рыбу, зарывшуюся в песок, по ее электрическому полю.

10 место: Морская звезда имеет светочувствительные клетки на конечностях («лучах»). Если посветить на ее «луч», например, фонариком, он придет в движение.

9 место: Краб имеет особые волоски на клешнях и на теле, позволяющие определять направление течения воды.

8 место: У пчел есть кольцо из окиси железа вокруг брюшка, что позволяет определять магнитные поля — это используется для ориентирования по сторонам света.

7 место: Сверчок слышит с помощью лапок. На передних лапках находится чувствительная к звуку мембрана.

6 место: Кузнечик имеет особые волоски по всему телу, для определения направления движения воздуха.

5 место: Утконос имеет измеритель электрического напряжения на клюве с чувствительностью 0.05 микровольт. Также на клюве находится множество датчиков температуры.

4 место: Муравьи могут чувствовать движение под слоем земли в 5 см и различают поляризованный и неполяризованный свет.

3 место: Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса. Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см. Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости.

2 место: Некоторые рыбы в состоянии определить химическое вещество L-Serine, выделяемое кожей млекопитающих, в концентрации 1 часть на 1 миллиард. На теле рыб есть специальное образование — «латеральная линия» — рецепторы, определяющие микроскопические изменения в давлении и направлении течения воды. Рыбы используют этот орган для слежения за хищниками и добычей.

1 место: Знаете, почему так трудно поймать таракана? Таракан может заметить движение на величину в 0,0002 мм. Это величина порядка 2000 атомов водорода.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение icon"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека...
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconКонспект урока по окружающему миру в 4-е классе 12. 04. 2012г. Тема...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знают органы чувств, их значение для человека; умеют беречь органы чувств, прислушиваются к своему организму
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconУрок 1 Тема: Органы чувств человека
Цель: формирование представлений об органах чувств и определение их роли в жизни человека
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств»
Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового...
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе умк школа России. Тема урока : «Где живут слоны»
Цель: формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; развитие логического...
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», ознакомление с ролью и спецификой разных органов чувств
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconТематическое планирование по окружающему миру № Тема урока Кол во

Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconДостижения учащихся
Всероссийской олимпиады по математике и окружающему миру для младших школьников -2012г
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск