Скачать 73.49 Kb.
|
Урок 1 Тема: Органы чувств человека. Тип урока: Открытие новых знаний. Урок – практикум. Цель: формирование представлений об органах чувств и определение их роли в жизни человека. Задачи: 1. Познакомить с понятием «органы чувств»; 2. Показать роль и специфику работы разных органов чувств; 3. Расширить и систематизировать представления учащихся об органах чувств человека; 4. Развивать у учащихся мыслительные операции: внимания, анализ синтез, обобщение в соответствии с возрастными особенностями; 5. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств; 6. Воспитывать чувство терпимого бережного отношения к людям непохожим на нас. Оборудование: схема способа наблюдения, шарф, лук, чеснок, мяч, мягкая игрушка, запись различных звуков, конфеты, таблички с изображением органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) таблички с названием функций (работы) органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), учебник «Я познаю мир» А.А.Вахрушев. План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация 3. Постановка проблемы 4. Постановка учебной задачи. . 5. «Открытие» детьми новых знаний. 6. Физминутка. 7. Первичное закрепление. 8. Самостоятельная работа. 9. Итог урока. Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация. - Какой у нас с вами урок? (Окружающий мир) - О чём обычно мы говорим на этом уроке? (отвечаем на вопросы об окружающем мире) - Каким способом можно получить ответы на вопросы? (прочитать в книге, спросить у кого-нибудь, наблюдать) III. Постановка проблемы. Отгадайте загадку: Двое ходят, Двое смотрят, Двое болтаются, Один водит и приказывает. (человек) - Зачем вы пришли в школу? (учиться) - А что значить учиться? (человек с самого рождения, всю свою жизнь познаёт окружающий мир) - Что вы чувствуете, когда на улице мороз? (холод) (На доске картина с репродукцией, где изображены цветы и голубое небо) - Посмотрите на картину. Что видите? (цветы и голубое небо) - Как вы узнали, что цветы красивые, а небо голубое? (увидели) (прыснуть духами) - Что сейчас чувствуете? (запах) (прошуршать, постукать) - А сейчас что слышите? (звуки) - Что вы чувствуете, когда едите? (вкус) На доске изображение человечка, но без лица. (приложение №1) - Очень странный человечек. Что же в нём странного? ( Нет глаз, ушей, носа) - А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они вовсе? (нужны) IV. Постановка учебной задачи. - Кто же эти помощники, которые помогают нам чувствовать и узнавать предметы окружающего мира и их признаки? (глаза, уши, нос, язык, кожа) - Каким одним словом можно назвать эти части нашего организма? (органы чувств) - Тема нашего урока ОРГАНЫ ЧУВСТВ - А какова цель нашего урока? Вы уже всё знаете, чем же ещё можно заниматься? (узнать какую роль будут выполнять органы чувств) - Верно, наша задача, УЗНАТЬ КАКУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ ЭТИ ОРГАНЫ И ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗЫВАЮТ. V. «Открытие» детьми новых знаний. - Что для этого нам необходимо сделать? Как мы получим ответ на свой вопрос? (провести опыты) - Сегодня я предлагаю вам провести небольшое исследование и получить ответ наблюдая за происходящим. - Кто такие исследователи? (что-то исследуют) - Значит и мы можем назвать себя исследователями? (можем) - А кто – же будет предметом нашего исследования? (человек) - Верно человек вернее его организм. Исследование органа зрения. - Назовите предмет, который у меня в рука. (игрушка) - Теперь закройте глаза и назовите предмет. - Почему вы так быстро ответили нам первый вопрос и не смогли ответить на второй? - Сделайте вывод (видеть нам помогают глаза) (листы бумаги разного цвета) - Сравните эти предметы. Сделайте вывод. (глаза различают цвет) - Сравните кубики (разного цвета, одного размера) - Какой орган чувств помог сравнить размер? (глаза) - Сравните фигуры (одинакового цвета, разные по форме) - Сделайте вывод. (с помощью глаз мы различаем форму) (заводная игрушка) - Какой орган чувств позволил нам определить движется или стоит предмет? (глаза) - Сделайте вывод, какое значение имеет зрения? - С помощью глаз мы видим разные предметы и можем определить их признаки: их форму, цвет, величину, благодаря глазам видим окружающую красоту, можем читать, смотреть. Глаза – это орган зрения с их помощью человек получает больше всего информации. - Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (на доске появляются глаза на лице человека) - Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? (плохо) - Почему плохо? (предполагаемые ответы детей) - Конечно, лучше видеть, а для этого надо беречь глаза. Потерянное зрение ничем не восстановить. Давайте сделаем зарядку для наших глазок. Физминутка Наши глазоньки устали, Мы немного поморгали. Посмотрели вправо, влево, вверх и вниз. Исследование органа слуха (Учитель включает музыку звуки прибоя, корабля) - Что чувствовали? (слышали звуки) - Что помогло вам почувствовать услышать это? (уши) – Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать? – Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (орган слуха) – Правильно. (Появляется название «орган слуха») - Дотроньтесь до своего уха, то, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку, и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает, и мы лучше слышим. - Ребята, как сохранить здоровым этот орган? (На доске появляются уши на лице человека) - Посмотрите, вы не видели предмета, но смогли по звуку определить что это за предмет. Потому что это было вам знакомо. А можно ли узнать любой предмет без глаз и ушей? Игра «Узнай, что в корзинке». Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой. На руке рукавичка. – Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? (нет) - А ты сними рукавичку. (Предполагаемые ответы детей) – Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (при помощи рук) Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог: – Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет. – Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, Учитель выдает детям мелкие предметы и предлагает отгадать, что за предмет у них в руках. – При помощи чего вы отгадали предметы? (при помощи кожи) – На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания. (Появляется соответствующая табличка) Исследование органа обоняния. – Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от команд предложить понюхать лук, апельсин, чеснок) – Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. – Кто сможет дать научное определение? (обоняние – это орган чувств) (Появляется табличка с названием «орган обоняния») - Ребята, как сохранить орган обоняния? (беречь его) –Назовите любимые запахи. (предполагаемые ответы) - Назовите опасные запахи. (запах дыма, кислого и т.д.) – Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Нос перемещается на изображение человечка.) (приготовить конфету, пошуршать бумажками) - Какой орган включился в работу? (уши) (показать конфету) - А теперь кто вышел на работу? (глаза) - Если вам сейчас положить в рот эту конфету, какой орган начнёт работать? (язык) - Что мы ощутим? (вкус) - Как вы думаете, какая конфета? (предположение) – Дайте научное определение этому органу. ( Язык - это орган вкуса) - С помощью языка мы ощущаем вкус. На языке расположены сосочки, благодаря которым человек различает вкус пищи. Причём разные части языка реагируют на разную пищу. – Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха. (Появляется соответствующий рисунок на изображении человечка.) - Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? (глаза, уши, кожа, язык) – Теперь дадим им общее название. Посмотрите на доску, (учитель показывает на левую сторону табличек) – это все органы, а это – чувства (показывает на правую сторону). - Догадались, какое название отсюда следует? (органы чувств) Учитель открывает последнюю табличку (органы чувств). - Очень тяжело тем людям, которые потеряли тот или иной орган чувств. Хорошо у кого все органы работают. Органы чувств очень важны для человека. А как уберечь их мы поговорим позже. VI. Первичное закрепление. - Мы сегодня познакомились с органами чувств человека. Для чего они нужны? (Помогают узнавать окружающий мир) - Помогите Незнайке разобраться с таблицей. Все у него перепуталось. Органы чувств. Исследование органа осязания.
Работа с учебником. № 4, 5. VII. Самостоятельная работа – Проведите дегустацию блюд. Определите, из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли в этом? VIII. Итог урока -Какой орган чувств самый главный? (все) – Определите главную мысль урока. - Что нового мы узнали? Выводы: – Сегодня на уроке мы говорили об органах чувств, узнали, какую работу они выполняют в организме человека. - Органы чувств – наши верные помощники. – Они показывают нам разные признаки и свойства предметов. – Они помогают нам узнать, что происходит в окружающем мире. VIII. Самооценка по трем шкалам (приложение № 2). |
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | "Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека... | ||
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знают органы чувств, их значение для человека; умеют беречь органы чувств, прислушиваются к своему организму | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств» Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового... | Урока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств» Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятий о восприятии окружающего мира через органы чувств, раскрытие значений органов чувств для человека | ||
Урок окружающего мира «Орган осязания. Обобщение» Ученик научится использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации для дополнения, обобщения и систематизации... | Урок 18 Тема: наши помощники-органы чувств ... | ||
Урок по теме «Органы чувств» Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова | Минкина Светлана Викторовна Тема урок Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия... | ||
Тема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная... | Реферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат) Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», ознакомление с ролью и спецификой разных органов чувств |