Урок 1 Тема: Органы чувств человека





Скачать 73.49 Kb.
НазваниеУрок 1 Тема: Органы чувств человека
Дата публикации21.08.2014
Размер73.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Урок 1
Тема: Органы чувств человека.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Урок – практикум.

Цель: формирование представлений об органах чувств и определение их роли в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «органы чувств»;

2. Показать роль и специфику работы разных органов чувств;

3. Расширить и систематизировать представления учащихся об органах чувств человека;

4. Развивать у учащихся мыслительные операции: внимания, анализ синтез, обобщение в соответствии с возрастными особенностями;

5. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств;

6. Воспитывать чувство терпимого бережного отношения к людям непохожим на нас.

Оборудование: схема способа наблюдения, шарф, лук, чеснок, мяч, мягкая игрушка, запись различных звуков, конфеты, таблички с изображением органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) таблички с названием функций (работы) органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), учебник «Я познаю мир» А.А.Вахрушев.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация

3. Постановка проблемы

4. Постановка учебной задачи. .

5. «Открытие» детьми новых знаний.

6. Физминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

- Какой у нас с вами урок? (Окружающий мир)

- О чём обычно мы говорим на этом уроке? (отвечаем на вопросы об окружающем мире)

- Каким способом можно получить ответы на вопросы? (прочитать в книге, спросить у кого-нибудь, наблюдать)
III. Постановка проблемы.

Отгадайте загадку:

Двое ходят,

Двое смотрят,

Двое болтаются,

Один водит и приказывает. (человек)
- Зачем вы пришли в школу? (учиться)

- А что значить учиться? (человек с самого рождения, всю свою жизнь познаёт окружающий мир)

- Что вы чувствуете, когда на улице мороз? (холод)

(На доске картина с репродукцией, где изображены цветы и голубое небо)

- Посмотрите на картину. Что видите? (цветы и голубое небо)

- Как вы узнали, что цветы красивые, а небо голубое? (увидели)

(прыснуть духами) - Что сейчас чувствуете? (запах)

(прошуршать, постукать) - А сейчас что слышите? (звуки)

- Что вы чувствуете, когда едите? (вкус)

На доске изображение человечка, но без лица. (приложение №1)

- Очень странный человечек. Что же в нём странного? ( Нет глаз, ушей, носа)

- А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они вовсе? (нужны)
IV. Постановка учебной задачи.

- Кто же эти помощники, которые помогают нам чувствовать и узнавать предметы окружающего мира и их признаки? (глаза, уши, нос, язык, кожа)

- Каким одним словом можно назвать эти части нашего организма? (органы чувств)

- Тема нашего урока ОРГАНЫ ЧУВСТВ

- А какова цель нашего урока? Вы уже всё знаете, чем же ещё можно заниматься? (узнать какую роль будут выполнять органы чувств)

- Верно, наша задача, УЗНАТЬ КАКУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ ЭТИ ОРГАНЫ И ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗЫВАЮТ.

V. «Открытие» детьми новых знаний.

- Что для этого нам необходимо сделать? Как мы получим ответ на свой вопрос? (провести опыты)

- Сегодня я предлагаю вам провести небольшое исследование и получить ответ наблюдая за происходящим.

- Кто такие исследователи? (что-то исследуют)

- Значит и мы можем назвать себя исследователями? (можем)

- А кто – же будет предметом нашего исследования? (человек)

- Верно человек вернее его организм.
Исследование органа зрения.

- Назовите предмет, который у меня в рука. (игрушка)

- Теперь закройте глаза и назовите предмет.

- Почему вы так быстро ответили нам первый вопрос и не смогли ответить на второй?

- Сделайте вывод (видеть нам помогают глаза)

(листы бумаги разного цвета) - Сравните эти предметы. Сделайте вывод. (глаза различают цвет)

- Сравните кубики (разного цвета, одного размера)

- Какой орган чувств помог сравнить размер? (глаза)

- Сравните фигуры (одинакового цвета, разные по форме)

- Сделайте вывод. (с помощью глаз мы различаем форму)

(заводная игрушка) - Какой орган чувств позволил нам определить движется или стоит предмет? (глаза)

- Сделайте вывод, какое значение имеет зрения?

- С помощью глаз мы видим разные предметы и можем определить их признаки: их форму, цвет, величину, благодаря глазам видим окружающую красоту, можем читать, смотреть. Глаза – это орган зрения с их помощью человек получает больше всего информации.

- Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (на доске появляются глаза на лице человека)

- Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? (плохо)

- Почему плохо? (предполагаемые ответы детей)

- Конечно, лучше видеть, а для этого надо беречь глаза. Потерянное зрение ничем не восстановить. Давайте сделаем зарядку для наших глазок.

Физминутка

Наши глазоньки устали,

Мы немного поморгали.

Посмотрели вправо, влево, вверх и вниз.
Исследование органа слуха

(Учитель включает музыку звуки прибоя, корабля)

- Что чувствовали? (слышали звуки)

- Что помогло вам почувствовать услышать это? (уши)

– Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать?

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (орган слуха) – Правильно. (Появляется название «орган слуха»)

- Дотроньтесь до своего уха, то, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук ударяется о перепонку, и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает, и мы лучше слышим.

- Ребята, как сохранить здоровым этот орган? (На доске появляются уши на лице человека) - Посмотрите, вы не видели предмета, но смогли по звуку определить что это за предмет. Потому что это было вам знакомо. А можно ли узнать любой предмет без глаз и ушей?

Игра «Узнай, что в корзинке».

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой. На руке рукавичка.

– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? (нет)

- А ты сними рукавичку. (Предполагаемые ответы детей)

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (при помощи рук)

Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.

– Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха,

Учитель выдает детям мелкие предметы и предлагает отгадать, что за предмет у них в руках.

– При помощи чего вы отгадали предметы? (при помощи кожи)

– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания. (Появляется соответствующая табличка)
Исследование органа обоняния.

– Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от команд предложить понюхать лук, апельсин, чеснок)

– Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.

– Кто сможет дать научное определение? (обоняние – это орган чувств)

(Появляется табличка с названием «орган обоняния»)

- Ребята, как сохранить орган обоняния? (беречь его)

–Назовите любимые запахи. (предполагаемые ответы)

- Назовите опасные запахи. (запах дыма, кислого и т.д.)

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Нос перемещается на изображение человечка.)

(приготовить конфету, пошуршать бумажками)

- Какой орган включился в работу? (уши)

(показать конфету) - А теперь кто вышел на работу? (глаза)

- Если вам сейчас положить в рот эту конфету, какой орган начнёт работать? (язык)

- Что мы ощутим? (вкус)

- Как вы думаете, какая конфета? (предположение)

– Дайте научное определение этому органу. ( Язык - это орган вкуса)

- С помощью языка мы ощущаем вкус. На языке расположены сосочки, благодаря которым человек различает вкус пищи. Причём разные части языка реагируют на разную пищу.

– Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха. (Появляется соответствующий рисунок на изображении человечка.)

- Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? (глаза, уши, кожа, язык)

– Теперь дадим им общее название. Посмотрите на доску, (учитель показывает на левую сторону табличек) – это все органы, а это – чувства (показывает на правую сторону).

- Догадались, какое название отсюда следует? (органы чувств)

Учитель открывает последнюю табличку (органы чувств).

- Очень тяжело тем людям, которые потеряли тот или иной орган чувств. Хорошо у кого все органы работают. Органы чувств очень важны для человека. А как уберечь их мы поговорим позже.

VI. Первичное закрепление.

- Мы сегодня познакомились с органами чувств человека. Для чего они нужны? (Помогают узнавать окружающий мир)

- Помогите Незнайке разобраться с таблицей. Все у него перепуталось.

Органы чувств.

Исследование органа осязания.

Глаза

Орган слуха

Определяет вкус

Язык

Орган зрения

Помогает видеть

Уши

Орган осязания

Помогает ощущать

Кожа

Орган обоняния

Помогает слышать

Нос

Орган вкуса

Определяет запах



Работа с учебником. № 4, 5.

VII. Самостоятельная работа

– Проведите дегустацию блюд. Определите, из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли в этом?

VIII. Итог урока

-Какой орган чувств самый главный? (все)

Определите главную мысль урока.

- Что нового мы узнали? Выводы:

Сегодня на уроке мы говорили об органах чувств, узнали, какую работу они выполняют в организме человека.

- Органы чувств – наши верные помощники.

Они показывают нам разные признаки и свойства предметов.

Они помогают нам узнать, что происходит в окружающем мире.

VIII. Самооценка по трем шкалам (приложение № 2).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Урок 1 Тема: Органы чувств человека icon"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знают органы чувств, их значение для человека; умеют беречь органы чувств, прислушиваются к своему организму
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств»
Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование понятий о восприятии окружающего мира через органы чувств, раскрытие значений органов чувств для человека
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрок окружающего мира «Орган осязания. Обобщение»
Ученик научится использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации для дополнения, обобщения и систематизации...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрок 18 Тема: наши помощники-органы чувств
...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconУрок по теме «Органы чувств»
Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconМинкина Светлана Викторовна Тема урок
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconТема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию
По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств
Урок 1 Тема: Органы чувств человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», ознакомление с ролью и спецификой разных органов чувств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск