Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чикчинская средняя общеобразовательная школа им.Х.Х.Якина
-
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол № ____ от____2012 г.
___________________
| Согласовано:
Зам. директора по УВР
Гадиева Р.Ю.
_____________________
| Утверждаю:
Директор школы:
Бакиев Р.С.
___________________
| Рабочая программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль: Основы светской этики
4 класс
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по основам светской этики.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Общие положения
Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разработан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, каждый из них позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на культурные особенности и традиции, которые представляют наибольший интерес для учащихся.
В основные задачи курса, в том числе модуля «Основы светской этики», входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей, проработкой межпредметных связей со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4 классов.
Организационное и методическое обеспечение
Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4 классе каждая с учётом возрастных возможностей школьников 10-11-летнего возраста.
В рамках курса ОРКСЭ будут подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Содержание модуля «Основы светской этики»
Здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе.
Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений.
Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.
О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила?
Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию курса ОРКСЭ:
1) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р.
2) Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования , утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 мата 2004 г. № 1312».
3) Приказы Министерства образования и науки Челябинской области:
- от 13.02.2012 г. № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012 – 2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- от 24.02.2012 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год».
Цели изучения курса
Цель данного курса - сформировать мотивации к осознанию нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ
Модуль «Основы светской этики»
№
| Дата
| Тема урока
| Коли
чество часов
| Тип урока
| Основные понятия
| Вид контроля
| план
| факт
| 1.
| 03.09.12.
|
| Введение. Россия – наша Родина
| 1
| Урок изучения нового материала
| Родина, отечество, семейные традиции.
| Опрос
| 2.
| 10.09.12.
|
| Что такое светская этика?
| 1
| Урок изучения нового материала
| Этика, мораль, светская этика
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.6,7.
| 3.
| 17.09.12.
|
| Культура и мораль
| 1
| Комбинированные уроки
| Культура, мораль, моральные нормы
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.7,8
| 4.
| 24.09.12.
|
| Особенности морали
| 1
| Комбинированные уроки
| Мораль, моральные нормы
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.10,11.
| 5.
| 01.10.12.
|
| Добро и зло
|
1
| Комбинированные уроки
| Добро, зло
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.12,13.
| 6.
| 08.10.12.
|
| Добро и зло
|
1
| Комбинированные уроки
| Как менялись представления о добре и зле
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.14,15.
| 7.
| 15.10.12.
|
| Добродетель и порок
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
| Добродетель, порок, добродетельный человек.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.16,19.
| 8.
| 22.10.12.
|
| Добродетель и порок
| 1
| Комбинированные уроки
| Расточительность, щедрость, скупость, вредность, дружелюбие, угодничество, безрассудная отвага, мужество, трусость.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.20,21.
| 9.
| 05.11.12.
|
| Свобода и моральный выбор человека
| 1
| Комбинированные уроки
| Свобода, моральный выбор, нравственное и безнравственное поведение.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.22,23.
| 10.
| 12.11.12.
|
| Свобода и ответственность
| 1
| Комбинированные уроки
| Ответственность, преднамеренность, отношения ответственности.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.24,25.
| 11.
| 19.11.12.
|
| Моральный долг
| 1
| Комбинированные уроки
| Долг, моральный долг, моральные обязанности, моральные нормы, бескорыстная помощь, благодарность.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.26,27.
| 12.
| 26.11.12.
|
| Справедливость
| 1
| Комбинированные уроки
| Справедливость, уравнивание.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.28, 29.
| 13.
| 03.12.12.
|
| Альтруизм и эгоизм
| 1
| Урок изучения нового материала
КУ
| Альтруизм, эгоизм.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 30,31.
| 14.
| 10.12.12.
|
| Дружба
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Дружба, избирательность, бескорыстность.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.32,33.
| 15.
| 17.12.12.
|
| Что значит быть моральным
| 1
| Комбинированный урок.
| Мораль.
| Работа с текстом учебника по заданиям, стр.33,34.
| 16 - 17
| 24.12.12.
14.01.13.
|
| Подведение итогов
| 1
| Комбинированный урок.
|
|
| 18.
| 21.01.13.
|
| Род и семья – исток нравственных отношений
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Род, фамилии, семья.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 38,39.
| 19.
| 28.01.13.
|
| Нравственный поступок
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Поступок, нравственный поступок.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 40,41.
| 20.
| 04.02.13.
|
| Золотое правило нравственности
| 1
| Комбинированный урок.
| Золотое правило нравственности
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 42, 43.
| 21.
| 11.02.13.
|
| Стыд, вина и извинения
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Стыд, вина.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 44,45.
| 22.
| 18.02.13.
|
| Честь и достоинство
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Честь, достоинство.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 46,47.
| 23.
| 25.02.13.
|
| Совесть
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
| Совесть
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 48, 49.
| 24.
| 04.03.13.
|
| Нравственные идеалы
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
| Богатыри, правила честного поединка.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 50, 51.
| 25.
| 11.03.13.
|
| Нравственные идеалы
| 1
| Комбинированный урок
| Рыцари, джентльмены, леди.
| Работа с текстом учебника, заданиям, стр.52, 53.
| 26.
| 18.03.13.
|
| Образцы нравственности в культуре Отечества
| 1
| Комбинированный урок
| Труженик, патриот, воин, активист.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 54, 55.
| 27.
| 01.04.13.
|
| Этикет
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
| Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 56, 57.
| 28.
| 08.04.13.
|
| Семейные праздники
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
| Праздники, возникновение праздников.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 58, 59.
| 29.
| 15.04.13.
|
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность
| 1
| Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
| Жизнь человека.
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 60, 61.
| 30.
| 22.04.13.
|
| Подведение итогов.
Любовь и уважение к Отечеству
| 1
| Комбинированный урок
|
| Учебник стр. 62, 63.
| 31-34
| 29.04.13.
06.05.13.
13.05.13.
20.05.13.
|
| Итоговая презентация творческих проектов учащихся
| 4
| Итоговый урок
|
|
| Используемый учебно-методический комплекс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4- 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010.
|