Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон»





НазваниеРабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон»
страница1/4
Дата публикации26.08.2014
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 им. Г.В. СВИРИДОВА


« СОГЛАСОВАНО» «ПРИНЯТО»

Начальник Управления по культуре, Педагогическим советом

Физической культуре, спорту и делам молодежи
_______________ ( Шарцева С.В.) Протокол № _____________
«_____» _____________ 20___ г. от «_____» _____________ 20___ г.

МП
«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МОУДОД «ДШИ № 1

им. Г.В. Свиридова
_______________ ( Ковалева Г.В.)
«_____» _______________ 20___ г.


МП


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преподавателя дополнительного образования детей

по специальности «САКСОФОН»


Отделение ДУХОВОЕ

Возраст детей: 7-15 лет

Срок реализации: 5(6) лет, 7(8) лет

Автор – составитель: КОВАЛЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

г. БАЛАШИХА
2010 г.

Пояснительная записка

Эстетическое воспитание – один из важных факторов воспитания личности, развития ее творческих и художественных способностей. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование на базе детских школ искусств. Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы.

Цель и задачи образовательной программы класса духовых инструментов:

- дать учащимся общее музыкальное развитие;

- сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведений современных композиторов - интеграция учащихся в национальную и мировую культуру;

- осуществлять нравственное воспитание детей;

- формирование и воспитание человека и гражданина, способного совершенствовать современное ему общество;

- научить учащихся достаточным музыкально-исполнительским навыкам, необходимым для сольного выступления и игры в оркестре;

- профессиональная ориентация, подготовка к поступлению в училище.

В специальный класс отделения духовых инструментов могут быть приняты дети в возрасте 10-12 лет, не имеющие специальной подготовки, но с ярко выраженными музыкальными способностями (слух, память, ритм), обладающие здоровым сердцем и легкими, а также нормальным строением губ, зубов и рук. На флейте можно начинать обучение с 9-летнего возраста (III класс), так как при игре на этом инструменте требуется меньшая физическая нагрузка. Блок флейта допускает музыкальную подготовку с 6-7 лет. Исключение составляют классы фагота, тромбона и тубы: большой объем этих инструментов требует особых физических данных. Для обучения на вышеупомянутых инструментах рекомендуется принимать учащихся в возрасте 12-14 лет.

Для детей 11-ти лет рекомендуется 5-ти летний курс обучения. Для детей более раннего возраста – 7-ми летний курс обучения.

В течение всех лет обучения на инструменте внимание педагога должно быть систематически и последовательно направленно на развитие музыкальности учащегося, выразительности его исполнения и всех музыкально – исполнительских навыков.

Ведущая роль в воспитании учащегося принадлежит педагогу специального класса. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе.

Первые уроки должны быть посвящены усвоению приемов правильной постановки дыхания, способа извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать инструмент. Необходимо также с самого начала ознакомить учащегося с устройством инструмента и научить бережному обращению с ним.

В течение первого года обучения особое внимание должно быть обращено на усвоение учащимся всех правил рациональной постановки. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, особенно устойчивы; они служат серьезным, иногда непреодолимым препятствием для дальнейшего музыкального развития учащегося.

На уроке педагог проверяет выполнение домашнего задания. Прослушав произведение с начала и до конца (при этом желательно не прерывать исполнение учащегося), педагог переходит к его разбору. Все недостатки в игре учащегося устраняются педагогом путем разъяснения, подкрепленного личным исполнительским примером (демонстрацией различных штрихов, динамических и ритмических вариантов работы). Очень важно с первых шагов прививать учащемуся навыки самостоятельной домашней работы. Когда же дается новое задание, педагогу следует объяснить стиль произведения, его форму, характер. После этого желательно исполнить данное музыкальное произведение полностью или частично. Такой метод ведения урока вызывает у ученика интерес к занятиям и активность.

Важное место в процессе обучения занимает правильность выбора репертуара. Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены произведения композиторов разных эпох, стилей, направлений: русских, зарубежных классиков, современных композиторов. При составлении индивидуального плана педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности в обучении. Не рекомендуется включать в индивидуальный план произведения, превышающие художественно-технические возможности учащегося.

Особым разделом музыкального обучения учащегося является техническое развитие, которому необходимо уделять особое внимание.

В понятие «техника» входит:

- работа над звуком, его ровностью, устойчивостью, качеством, тембром, интонационной чистотой, динамикой, филировкой и вибрато. При игре должно быть исключено излишнее мышечное напряжение, которое послужит большим препятствием для музыкального исполнительского развития учащегося;

- работа над пальцевой беглостью, в процессе которой значительное время должно уделяться гаммам, исполняемым в различных штриховых, ритмических и динамических вариантах, этюдам и различным упражнениям. Гаммы, этюды и упражнения имеют большое значение в основе пальцевой беглости.

Вся работа над пальцевой техникой должна быть предельно осмысленной, лишенной механического проигрывания. Она является лишь средством, а не самоцелью, и неизменно подчинена художественным задачам. Гармоничное сочетание художественного и технического развития учащегося является одной из главных задач педагога.

Немаловажной задачей является формирование музыкального интеллекта, развитие художественного вкуса. Педагог повседневно должен заниматься эстетическим воспитанием учащегося, прививать любовь к литературе, театру, живописи и т.д..

Для развития творческих навыков практикуется игра по слуху (подбор небольших отрывков из народных и детских песен) и транспонирование. Преподавателю необходимо поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы ученика: попытки импровизации, сочинение небольших пьес как на заданную, так и на свободную тему.

Такие опыты, даже если они не обнаруживают наличия соответствующих данных, всегда содействуют развитию музыкальных задатков ученика, в частности, его попыткам по-своему истолковать изучаемую музыку, а также помогают более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента.

Одна из важнейших задач педагога-развитие у учащегося навыков самостоятельной работы над произведениями и чтение нот с листа. Для этого педагог дает учащемуся более легкие, чем изучаемые по программе данного класса произведения для самостоятельного изучения. Самостоятельная работа учащегося по изучению произведений и по чтению нот с листа регулярно проверяется педагогом.

Важную роль в успеваемости играет правильная организация ежедневных домашних занятий. Для более рационального использования времени, педагог должен помочь ученику составить расписание «рабочего дня».

В процессе занятий большое внимание должно быть уделено приобретению навыков игры в коллективе. Со 2-3 класса следует знакомить учащихся с ансамблевой игрой (дуэт, трио). В старших классах изучают класс камерного ансамбля.

Каждый учащийся обязан выступить не менее трех раз в году на зачетных академических вечерах с оценкой комиссии. Лучшие ученики класса принимают участие в различных музыкальных конкурсах. Желательно выступление учащихся в шефских концертах (в школах, интернатах, детских домах и предприятиях). Такие выступления воспитывают в учащихся исполнительскую свободу, умение держать себя на эстраде, артистичность.

Почасовое планирование индивидуальных занятий с учащимися на учебный год.

Младшие классы



четверти

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов

специальность

Чтение нот с листа, музицирование

1

1.5

0.5

8

16

2

1.5

0.5

7

14

3

1.5

0.5

10

20

4

1.5

0.5

8

16

За год:

33

66



Старшие классы



четверти

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов

Специальность

Предмет по

выбору, ансамбль

1

2

1

8

24

2

2

1

7

21

3

2

1

10

30

4

2

1

8

24

За год:

33

99

ПЯТИЛЕТНЯЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

ПО КЛАССУ САКСОФОНА

Распределение материала по классам

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Объем знаний и навыков

Элементарные сведения об устройстве инструмента и уходе за ним. Ознакомление со звуковыми возможностями саксофона и его роли в оркестре. Выработка правильного положения губ, подбородка, трости и мундштука во рту, пальцев рук и всего корпуса, положения инструмента относительно корпуса, работа над исполнительским дыханием. Систематическая работа над приемами извлечения звука. Изучение нотной грамоты. Усвоение принципов аппликатуры.

Годовые требования

В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажерные и минорные до одного-двух знаков включительно, вверх до основного тона звукоряда, затем до терцового и квинтового тона во второй октаве, в медленном темпе (четвертями, восьмыми, треолями); а также трезвучия; 6-12 упражнений и этюдов, 6-10 пьес.

Домашние занятия в 1 классе: 2 раза в день по 20-30 минут.

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

ЭТЮДЫ, УПРАЖНЕНИЯ (ПО ВЫБОРУ)

Андреев Е. Этюды (1)

Грубер Р. Этюды для саксофона (51)

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне: Этюды (по выбору)(21)

Пушечников И. Этюды и упражнения. Легкие этюды для го­боя (25)

Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I: Этюды (по выбору) (33)

Шапошникова М. Гаммы. Этюды. Упражнения (56)

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Русские народные песни: «Как пошли наши подружки». «Ой, утушка моя луговая» (49). Про Добрыню(41) Американская народная песня «Чарли и Медведь» (49)

Карельская народная песня «Красная девица» (49)

Литовская народная песня «Я у матушки жила» (49)

Две песни детей Греции: «Мастера», «Пожар» (49)

ПЬЕСЫ

Произведения русских композиторов

Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина» (49)

Чайковский П. На берегу (49)

Балтии А. Дождь танцует (49)

Берлин Б. Марширующие поросята (49)

Кабалевский Д. Труба и барабан (49)

Компанеец 3. Вальс (49)

Сумароков В. Грустная песенка (49). Лесные картинки (сюи­та): Веселая кукушка. Песенка охотников.

Походная пе­сенка. Танец медвежат (49)

Хачатурян А. Андантино (49)

Шапошникова М. Труба зовет. Гармошка (49)

Шостакович Д. Вроде марша (49)

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. С. Песня. Ария «Утро» (49)

Бетховен Экосез (49)

Брамс И. Петрушка (49)

Рыбицкий Р. Маленький паяц (49)

Стоянов А. В цирке (49)

Шуберт Ф. Вальс (49)

Шуман Р. Мелодия. Охотничья песня (49)
АНСАМБЛЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреев Е. Русские народные песни (обр.): «О, сердился мой милый друг». «Помнишь ли, мой свет»(1)

Кабалевский Д. Ежик (49) Моцарт В. Бурлеска (49)

Русские народные песни (дуэты): без сопровождения — «Ах, ты степь широкая» (49); с сопровождением «Как во поле, поле белый лен» (49)
ВТОРОЙ КЛАСС

Объем знаний и навыков

Выработка правильной постановки пальцев, рук, положения губ, подбородка, трости и мундштука во рту, пальцев рук и всего корпуса, положения инструмента относительно корпуса, работа над исполнительским дыханием.

Развитие пальцевой беглости, техники языка, губных мышц и дыхания. Работа над музыкально-выразительным исполнением, элементарными навыками чтения нот с листа.

Годовые требования

В течение учебного года ученик должен пройти: мажорные и минорные гаммы и арпеджио до 2х- 3х знаков в ключе в две октавы в среднем темпе 6—12 этюдов. 6—10 пьес.

Домашние занятия во II классе: 2 раза в день по 30—45 минут.
ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

ЭТЮДЫ (ПО ВЫБОРУ)

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне (1)

Грубер Р. Этюды для саксофона (7)

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне (21)

Пушечников И. Легкие этюды для гобоя (25)

Хрестоматия педагогического репертуара для гобоя: ДМШ (51)

Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1 (33)

Шапошникова М. Гаммы. Этюды. Упражнения (54)

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Балакирев М. Русская народная песня (50)

Русские народные песни: «Вот мчится тройка удалая» (1)

«Сидел Ваня на диване» (21)

ПЬЕСЫ

Произведения русских композиторов

Глинка М. Отрывок из оперы «Иван Сусанин» (21)

Гречанинов А. Белорусская элегия (47)

Стравинский И. Ларгетто (49)

Чайковский П. Полька (49) Старинная французская песен­ка (21)

Дунаевский И. Колыбельная из к/ф «Цирк» (49)

Мурзин В. День кончился. Лабиринт (49)

Окунев Г. Жонглер (49)

Прокофьев С. Зеленая рощица (47)

Смирнова Т. Припевки (49)

Шостакович Д. Хороший день (49)

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. Хорал (50)

Бетховен Л. Народный танец (49)

Бизе Ж. Менуэт (49) Цыганский напев (46) Прелюдия из 1-й Сюиты «Арлезианка» (50)

Гендель Г. Гавот с вариациями (49)

Делло-Джойо Н. Безделушка (49)

Донато Э. Танго (49)

Илиев К. Курочка снесла яичко (49)

Моцарт В. Деревенский танец (49)

Сабо Ф. Маленькая сюита (49)

Шуман Р. Охотничья песня (49) Марш солдатиков (50)

АНСАМБЛЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Брамс И. Колыбельная песня (дуэт) (49)

Вустин А. Два негритянских настроения (49)

Григ Э. Морская песня (49)

Московский М. Испанский танец (49)

Шуман Р. Домик у моря. Колыбельная (49)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пробные занятия по хореографии и постановке танцев в учреждениях дополнительного образования детей» для специальности 050148 «Педагогика...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПлан методической работы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного...
Методическое сообщение «Работа над фортепианной техникой» (на примерах этюдов К. Черни)с иллюстрацией преподавателя
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconРоль учреждений дополнительного образования детей в профилактике...
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспи­тывающую, развивающую,...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПрограмма дополнительного образования детей «Эколог-краевед»
...
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа преподавателя дополнительного образования детей по специальности «саксофон» iconПрограмма деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск