ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА «БАБЕНСКАЯ ИГРУШКА»
Рекомендовано «Утверждаю»
Педагогическим советом ДХШ «Бабенская игрушка» Директор ГБОУДОД
Протокол №1 от 28.08.14г. «ДХШ «Бабенская игрушка» ________Н.В.Виданова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя дополнительного образования
декоративно-прикладного отделения
предмет «Композиция прикладного искусства и работа в материале(глина)»
на основе образовательной программы:
«Композиция прикладного искусства и работы в материале (керамика)» программа для декоративно-прикладных отделений детских художественных школ , расположенных в центрах традиционных народных художественных промыслов 1986г.; утверждена Федеральное агенство по культуре и кинематографии Федеральное Государственное Учреждение научно-методический центр по художественному образованию;
Отделение: декоративно- прикладное
Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации:4 года
Авторы(составители):Тицкая С.А.
2014г.
Рабочая программа
декоративно- прикладного отделения
Класс «Глиняная игрушка». Пояснительная записка Искусство – это проявление естества человека, производная функция его природных данных. Для понимания природы народного искусства многое дает творчество детей. У них естественно не может быть профессиональных навыков, обеспечиваемых в народном искусстве преемственностью традиций и его коллективностью. Тем не менее, у народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность.
Народный мастер работает без предварительных эскизов и планов, руки его творят как бы сами собой благодаря тому, что иногда называют памятью в пальцах или умом в пальцах… Настоящее детское творчество обходиться без подсказки взрослых. У ребенка тоже память в пальцах.
Посещая музеи, библиотеки, изучая литературу, просматривая видеофильмы, принимая участия в выставках, конкурсах и фестивалях, выезжая в этнографические поездки и участвуя в мастер-классах с мастерами, дети имеют возможность ближе познакомится с народным искусством и некоторыми художественными промыслами России и зарубежья.
Для более глубокого изучения некоторых видов декоративно-прикладного искусства (в большинстве - глиняной игрушки) данной программой предусмотрены уроки декоративно-прикладной композиции, лепки, рисунка и бесед по истории искусств. Такое разделение предметов в известной степени условна. Практически все виды учебных работ взаимосвязаны.
В связи с определенными особенностями обучения на селе, в нашу школу принимаются дети в возрасти 5-6 лет. Это наиболее благоприятный возраст для развития творческих способностей. Это возраст когда дети любят заниматься лепкой, декоративно - прикладным искусством, составляем композиции на плоскости и в объеме, а данная программа способствует развитию у учащихся образного мышления, умению пользоваться изобразительными средствами в передаче объема и пространства. Цели и задачи программы.
Основной целью программы является изучение, исследование и изготовление традиционной глиняной народной игрушки, основанное на знакомстве с искусством, основанное на знакомстве с искусством народных промыслов России. Применение приобретённых навыков в творческих работах учащихся.
Задачей программы является:
Пробудить у детей любовь к декоративно- прикладному искусству, как к истории русского народного творчества.
Создать базу для формирования художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной. Приобщать детей к лучшим образцам национальной и мировой художественной культуры. Создать базу для воспитания нравственной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, для формирования художественно- творческой активности, обладания образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Помогать развивать у детей стремление к самостоятельному творчеству.
Предлагаемая учебная программа предназначена для преподавания предмета «Лепка» при 4-х летнем обучении в классе «Глиняная игрушка» МУЦДОД «Бабенская игрушка» пос. Шишкин Лес, Московской области и является частью общей образовательной программы.
Цель: 1. Знакомство с разными видами материалов для лепки.
2. Изучение и исследование глиняной народной игрушки по областям России.
3.Знакомство с разными видами и способами изготовления образцов художественной керамики. Их декорирование.
4. Работа на гончарном круге
Задача: Пробудить у детей интерес и любовь к искусству керамики, как истории русского народного творчества.
Керамика – это один из самых древних видов декоративно –прикладного искусства, который не только играл очень огромную, важную роль в быту человека, используя ее по назначению, но и приносил радость и красоту творчества. Наряду с глиняной посудой, формами создавались фигурки людей, животных, птиц которые на протяжении многих веков имели магические предназначения – являлись оберегами для человека, жилища, скота и посевов. В глубокой древности наши предки представляли силу природы – живыми существами. Они верили, что защитить себя от стихийных природных бедствий можно, призывая на помощь добрых духов – покровителей, звуками глиняных свистулек.
Традиционная игрушка раскрывает исконные начала духовной жизни народа, её культуры в наглядных и совершенных образах. Она несет в себе объемную, коллективную информацию веков. Потомственная передача знаний и опыта всегда была одной из самых характерных черт художественных промыслов. В силу психологических особенностей детей младшего возраста, которые не могут долго заниматься одним видом деятельности, программа по предмету «Лепка» предусматривает работу учащихся с разными видами материалов для лепки: глина, пластилин, тесто, воск, гипс, снег, песок, бумага (папье-маше), фольга, опилки, репейник, пластик и др.
Условия современной жизни видоизменили изделия из глины и глиняную игрушку. Свист в свистульках, утратил обрядное значение и превратился в детскую забаву. В последнее время свистульки, громотушки, колокольца стали использоваться в основном в фольклорных, народных ансамблях, как своеобразный музыкальный инструмент, как украшение дома и быта, как сувениры.
И, тем не менее, прикасаясь к информации глубин веков, изучая традиционную народную игрушку, ребенок может глубже увидеть, понять и ощутить историю народных художественных керамических промыслов, разобраться в образной стилизации глиняных игрушек и свистулек, освоить приемы лепки, выработанные многими поколениями мастеров.
Основным направлением в исследовательской работе является более глубокое изучение традиционной народной игрушки, как развивающихся художественных керамических промыслов Росси, так и не получивших большого развития или полностью утраченных. Для этого необходимо организовывать этнографические поездки, в места возникновения той или иной игрушки, свистульки, встречаться с потомственными мастерами, принимать участие в выставках, фестивалях, изучать специализированную литературу в библиотеках.
Уроки лепки способствуют развитию у учащихся образного и профессионального мышления, умение пользоваться изобразительными средствами в передаче объема и пространства. Из всего разнообразия материалов для лепки – глина наиболее доступный, податливый в обработке и открывающий широкие возможности для творческой фантазии детей – материал
Работая с глиной, учащиеся узнают возможности передачи зрительных образов условным, декоративным языком, знакомятся с особенностью выразительных средств декоративно – прикладного искусства.
Оформляя глиняные игрушки, учащиеся знакомятся с разнообразием видов, красок (в том числе глазурными, ангобовыми), а также многообразием способов декорирования глиняных изделий (обвара, лощение, зачернение). В более старшем возрасте дети знакомятся с работой на гончарном круге.
Продвигаясь от простого к сложному, изучая на беседах по истории искусств источники возникновения народной традиционной игрушки, учась расписывать в традициях, дети применяют приобретенные навыки в своих творческих работах.
Учебный план
№ п./п.
| Наименование предмета
| Количество часов в неделю
| Количество недель в году
| Количество часов в году
| 1
| Лепка
| 4
| 36
| 144
| 2
| Рисунок
| 3
| 36
| 108
| 3
| Декоративно–прикладная композиция ДПК
| 1
| 36
| 36
| 4
| Беседы по истории искусств
| 1
| 36
| 36
|
| Итого:
| 9 часов
|
|
|
Учебно – тематический план
по предмету «Лепка» в классе «Глиняная игрушка» I год обучения.
№ п./п.
| Наименование
| Часы
| 1
| Знакомство с различными видами древних и современных материалов для лепки: глина, воск, гипс, бумага (папье-маше), тесто, фигурные сладости, песок, снег, репейник, фольга, опилки, пластика, пластилина (беседа и видеофильмы).
| 4
| 2
| История возникновения глиняного искусства (беседа и видеофильмы).
| 4
| 3
| Знакомство с оборудованием и инструментами в работе с глиной. Техника безопасности и санитарные нормы работы в классе «Глиняная игрушка».
| 4
| 4
| Работа в материале: деление куска глины, на части, придание формы, соединение деталей, оформление изделий, изготовление базовых элементов в виде геометрических форм (шар, пирамида, призма, (конус), цилиндр (валик), жгутики (колбаски), лепешки, кольца. Пропорции. Изготовление фигур в т.ч. человека из этих форм. Техника заглаживания, лощение.
| 16
| 5
| Работа в материале: на основе полученных знаний изготовить объёмные фигуры, в том числе пустотелые (персонажи из природного мира и сказок, свободная тема). Выявление индивидуальных способностей (работа в материале). История возникновения свистулек, громотух. Изготовление простейшей свистульки.
| 8
| 6
| Композиция на военную тематику.
| 8
| 7
| Лепка из пластилина:
– рисунки пластилином по картону, стеклу, металлу
– рельефы (горельефы, барельефы, контррельефы),
– процарапывание (техника сграффито)
– объемные изделия из пластилина, в том числе пустотелые (рыба, птички, животные, фигурки на каркасе, сказочные и новогодние персонажи) новогодняя композиция (групповая работа).
| 24
| 8
| Лепка из снега (зимний). Из песка (летом) работа в материале.
| 2
| 9
| Искусство теста (беседа о русских пряниках: архангельских, тульских, вяземских) и фигурных сладостях.
а) объёмные фигурки из соленого теста (работа в материале).
| 4
| 10
| Лепка из бумаги (папье-маше) (работа в материале).
| 4
| 11
| Лепка из опилок (работа в материале).
| 2
| 12
| Лепка из репейника (работа в материале).
| 2
| 13
| Лепка из фольги (работа в материале).
| 2
| 14
| Лепка из пластика воска (беседа), гипса (работа в материале).
| 2
| 15
|
| 2
| 16
| В гостях у скульптора ( беседа и просмотр видеофильмов).
| 4
| 17
| Работа на гончарном круге (их разновидности). Виды обжиговых печей (древних и современных)
| 4
| 18
| Лепка из глины на свободную тему из русских народных сказок (выявление индивидуальных способностей детей).
| 4
| 19
| Знакомство с разновидностями глины:
а) по составу (тощие, жирные, шамотные, пористые).
б) по цвету (белая, черная, красная, серая, желтая, светло коричневая).
в) по местонахождению (возникновение промыслов).
| 2
| 20
| Технология приготовления глины для лепки. Технология приготовления шликера, его использование. Глиняные (ангобовые) краски. Способы хранения глины, и незаконченные изделий из нее, Шликер и глиняных красок.
| 2
| 21
| Знакомство с изготовлением сосудов из глины древними способами (жгутиком, формованием, выжимом, пластованием (ленточными и веревочными). (Беседа и работа с материалом).
| 6
| 22
| Знакомство с народной глиняной игрушкой (беседа и работа в материале), традиционные свистульки и громотухи. Групповая композиция «Карусель».
| 18
| 23
| Походы по родному краю для изыскания и исследования качеств глины. Участие в местных, районных и областных выставках и фестивалях.
| 16
|
| Итого: 136 часов.
|
|
Учебно – тематический план по предмету «Лепка» в классе «Глиняная игрушка».
II год обучения.
№ п./п.
| Наименование
| Часы
| 1
| Беседа о глине. Повторение пройденного материала за первый год обучения. Работа в материале на свободную тему.
| 16
| 2
| В гостях у гончаров (беседа).
| 2
| 3
| Гончарный круг. Работа на гончарном круге.
| 4
| 4
| Оформление гончарных изделий. Декорирование стеками, налепами, глиняными красками (ангобами).
| 4
| 5
| Изготовление простейших изразцов
| 4
| 6
| Изготовление декоративного панно
| 4
| 7
| Изготовление глиняной маски (работа в материале).
| 4
| 8
| Колокольца и колокольчики изготовление из них разнообразных фигур (работа в материале).
| 4
| 9
| Бусы, кулоны, медали, значки (работа в материале). Их значение в древности и в современности (беседа).
| 4
| 10
| Лепка животных, птиц (работа в материале)
| 4
| 11
| Новогодние сюжеты. Лепка куклы, клоуна, деда мороза снегурочки (работа в материале)
| 4
| 12
| Лепка композиции по военной тематике, в том числе шахматы (работа в материале).
| 8
| 13
| Композиции на тему сказок (работа в материале).
| 4
| 14
| Лепка посуды ленточным способом, жгутиками и методом выжима.
| 4
| 15
| Лепка народных игрушек из глины. Работа с глазурью и ангобовыми красками. Беседа.
| 4
| 16
| Игрушечные промыслы России (беседа, видеофильм).
| 4
| 17
| Изучение традиционных народных игрушек и их лепка.
По мотивам:
– Тверской игрушки (работа в материале).
– Дымковской игрушки (работа в материале).
– Филимоновской (работа в материале).
– Каргопольской (работа в материале).
– Ярославской (работа в материале).
– Абашевская (работа в материале).
– Гжельской (работа в материале).
– Скопинской (работа в материале).
|
4
|
| 4
|
| 4
|
| 4
|
| 4
|
| 4
|
| 4
|
| 4
| 18
| Свистульки (беседа и работа в материале).
| 4
| 19
| Групповая работа. Композиция «Веселая карусель».
| 14
| 20
| Походы по родному краю для изыскания и исследования глины.
Участие в местных, районных, областных выставках.
| 14
|
| Итого за год 136 часов.
|
|
Учебно – тематический план по предмету «Лепка».
III год обучения.
№ п./п.
| Наименование
| Часы
| 1
| Народные художественные керамические промыслы России (составление карты)
| 2
| 2
| Повторение ранее пройденного материала (беседа, опрос)
| 2
| 3
| Лепка композиций на тему русских народных сказок в плоскости (панно) и объеме (из пластилина и глины)
| 8
| 4
| Лепка ранее изученной традиционной игрушки с усложненным декором (увеличение ее 3-5 раз).
| 12
| 5
| Знакомство с изразцами, найденными в усадьбе Шереметевых пос. Шишкин Лес. Лепка изразцов с использованием рельефов, барельефов, горельефов, контррельефов усложненной формы.
| 4
| 6
| Оформление изразцов – декорирование ангобами, глазурью. Майолика.
| 8
| 7
| Птицы и животные Подмосковья
| 4
| 8
| Новогодние сюжеты.
| 4
| 9
| Изучение традиционных народных игрушек и их лепка.
По мотивам:
– Московской
– Жбанниковской
– Дагестанской
– Курской
– Рязанской области:
а) Вырковской
б) Сапожковской
в) Касимовской
г) Знакомство и лепка современной экологической игрушкой созданной на базе биосферного окского заповедника (деревня Брыкин Бор)
– Романовской
– Воронежской
– Орловской
– Тульской
|
4
4
4
4 4
4
4 4
4
4
4
4
| 10
| Групповая работа: шахматы и шашки. Использование полученных навыков лепки и декора.
| 28
| 11
| Посещение музеев Подольского района и г. Троицка. Участие в выставках и фестивалях Российского и международного уровня
| 22
|
| Итого за год – 136 часов.
|
|
Учебно – тематический план по предмету «Лепка».
IV год обучения.
№ п./п.
| Наименование
| Часы
| 1
| Повторение пройденного материала. Работа с картой керамических игрушечных промыслов России (как развивающихся, так и утраченных свое существование)
| 4
| 2
| Просмотр видеофильмов об этнографических поездках, встречах с мастерами, выставках, фестивалях, посещениях музеев.
| 4
| 3
| Приемы лепки частей человеческого тела
| 14
| 7
| Групповая работа на тему русских народных сказок.
| 8
| 8
| Творческая работа на тему «Дружба» (Использование ранее полученных навыков).
| 4
| 9
| Изготовление гипсовых форм. Работа с гипсовыми формами. Изготовление сосудов (вазы, подсвечники, пасхальные яйца и др.), их декорирование. Роспись в технике фляндровки (растяжка ангоба палочками и каплями) и в технике сграффито (процарапывание верхнего слоя ангоба до черепка).
а) использование форм в творческой работе учащихся (свободная тема).
| 4
4
| 10
| Групповая работа на тему «Новогодние сюжеты».
| 8
| 11
| Фрагменты шахматных и шашечных композиций на тему (по выбору):
а) Природный мир Подмосковья,
б) Традиционная народная игрушка,
в) Военная тематика
г) Русские народные сказки
д) Фантастические персонажи
| 16
| 12
| Изготовление из глины музыкальных инструментов: окраины, дудочки, флейты.
| 8
| 13
| Лепка по мотивам народных игрушек с использованием объемных глиняных сосудов:
Коми-Пермятские (лепка фигуры человека),
Мордовские,
Самаркандские,
|
4
4
4
| 14
| Работа на гончарном круге.
| 12
| 15
| Изготовление стенда образцов разных видов глины и глиняных красок (до обжига и после).
| 4
| 16
| Дипломная работа по темам на выбор:
-лепка мужской и женской фигуры в русском национальном костюме Московской или других областей России
- керамика (сосуды) России и зарубежных стран мира (применение разных техник исполнения с усложненными видами декора)
- народная игрушка (на базе полученных знаний и навыков создать свою композицию). Дополнительно сделать 2-3 копии.
- композиция на тему русской народной сказки
- природный мир Подмосковья
- творческая работа с керамикой; применение в декорировании ранее изученных новых и современных видов дизайна (декупаж, выцинанка, изделия из кожи, текстиль)
- фантазия на свободную тему
| 30
| 17
| Посещение музеев, выставочных залов. Участие в выставках.
| 10
|
| Итого: 136 часов.
|
|
|
| |