Российская Федерация
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра теории музыки и музыкального образования
«Утверждаю»:
Директор института
____________ /Л.В. Демина/
«____»___________ 2011 г.
Основы музыкального воспитания
учебно-методический комплекс
для студентов специальности
070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
очной и заочной форм обучения
«Подготовлено к изданию»:
Составитель ________________/А.М. Жукова (Шевцова)/
«___»_____________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры теории музыки и музыкального образования «____»__________________2011 г., протокол № ______
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «Рекомендовано к электронному изданию»
Объем ________ страниц
Заведующий кафедрой __________________/Н.В. Грузинцева/
«___»_____________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии «____»__________________ 2011 г., протокол № ______
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «Согласовано»:
Председатель УМК ___________________/В.В. Петрова/
«___»_____________2011 г. «Согласовано»:
Директор научной библиотеки ТГАКИСТ ________________/Н.П. Соколова/
«___»_____________2011 г. Тюмень
2011
Российская Федерация
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра теории музыки и музыкального образования
Основы музыкального воспитания учебно-методический комплекс
для студентов специальности
070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
очной и заочной форм обучения
Составитель:
А.М. Жукова (Шевцова),
преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования Рецензенты:
И.В. Прокофьева,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ Е.Н. Головинская,
заслуженный работник культуры РФ, доцент, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников ТГАКИСТ Тюмень
2011
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...4
Тематический план для студентов очной формы обучения……………………..10
Тематический план для студентов заочной формы обучения…………………...12
Содержание дисциплины…………………………………………………………..14
Перечень теоретических вопросов и практических заданий к зачёту ………….20
Список основной литературы……………………………………………………...25
Список дополнительной литературы……………………………………………...26
Перечень мультимедийных и технических средств обучения…………………..28
Дополнительные материалы:
Тестовые задания для самоконтроля……………………………………………...29
Словарь терминов…………………………………………………………………..35
Пояснительная записка
Многие выдающиеся театральные педагоги прошлого и современности (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, И. Шароев, Л.М. Марголин, И.Э. Горюнова и другие) говорили и продолжают говорить о значительной драматургической роли музыки в различных видах зрелищного искусства и необходимости детальной разработки технологии применения музыки в них. Также они отмечают крайнюю необходимость в системной организации музыкального воспитания представителей театральных профессий – будущих актеров и режиссеров, которое позволит им в полной мере реализовывать те функции музыки в театре и театрализованном представлении, которыми она наделена.
Несколько острее потребность в разработке теоретико-практической основы музыкального оформления и в формировании музыкальной образованности специалистов проявляется в сфере театрализованных представлений и праздников. Это связано, во-первых, с одной из специфических особенностей театрализованного представления. В отличие от драматического спектакля, где у режиссера есть достаточные средства и время для детальной разработки образов и характеров, в театрализованном представлении эти возможности ограничены и музыка является весомым выразительным средством, компенсирующим сжатые для этого постановочные условия. А также обусловлено тем, что взаимодействие музыки и театрализованного представления имеет длительную историю и проявляется в двух направлениях: музыка как художественно-выразительное средство, наряду с живописью, хореографией и музыка как структурный элемент представления (литературно-музыкальная композиция). Музыка как художественно-выразительное средство обогащает арсенал режиссерский средств и возможностей, при этом, не приобретая самостоятельной роли в театрализованном представлении. Выступая же структурным компонентом всей режиссерской постановки, музыка наравне с литературным материалом становится драматургическим элементом.
Знание музыкального искусства, его законов и принципов применения в театрализованном представлении является одним из средств повышения качества постановки данного жанра.
Всё это обуславливает потребность во введении дисциплины «Основы музыкального воспитания» в программу подготовки студентов по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Цель дисциплины: формирование готовности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников к осмысленному и художественно-обоснованному применению музыкального искусства в театрализованных постановках и праздниках.
Задачи дисциплины:
Раскрытие особенностей музыкальной драматургии в театрализованном представлении и сущности драматургических функций музыки в нем.
Формирование представлений об основных музыкальных понятиях, необходимых для осуществления музыкально-постановочной деятельности.
Развитие практических навыков самостоятельного решения режиссерских задач средствами музыкальной выразительности.
Стимулирование проявления личностно-творческой индивидуальности и ценностного отношения к музыкальному искусству в процессе создания музыкальной драматургии театрализованного представления.
Развитие навыков осуществления музыкально-режиссерского анализа произведений музыкального искусства.
Место дисциплины в базовом учебном плане:
Принципы отбора и структурирования учебного материала опираются на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), содержащий требования к уровню подготовки студента по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Согласно ГОС ВПО по данной специальности «Основы музыкального воспитания» реализуется в блоке специальных дисциплин, соответствующих квалификации: «режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель», в рамках федерального компонента и ограничивается следующим содержанием:
СД.Ф.02. Основы музыкального воспитания ***72
Музыкальная грамота. Музыкальная драматургия: создание музыкальных иллюстраций и музыкальных инсценировок к произведениям литературы, живописи, графики, скульптуры; составление музыкальной партитуры номера, эпизода, представления.
Музыкальная основа звукорежиссуры.
Методика музыкального воспитания.
На изучение данной дисциплины в базовом учебном плане по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», разработанном ТГАКИСТ, отводится 72 часа в третьем и четвертом семестрах. Из них – при очной форме обучения 35 часов приходится на аудиторные занятия и 37 часов на самостоятельную работу студентов. При заочной форме обучения аудиторные занятия проводятся в объеме 4 часов, 68 часов распределяются на самостоятельную работу студентов.
Требования к уровню подготовки студентов для освоения дисциплины:
Для изучения и успешного освоения дисциплины «Основы музыкального воспитания» студентам по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» необходимо приступить к овладению установленным ГОС ВПО объемом знаний по дисциплинам общепрофессионального блока, таким как: «История и теория театра», «История и теория массовых праздников» и специальным дисциплинам: «Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников».
Учебный материал по данной дисциплине является основой более осмысленного и художественно-обоснованного музыкального оформления театрализованных представлений и праздников.
В результате изучения дисциплины «Основы музыкального воспитания» студент должен:
Знать:
основные музыкально-теоретические понятия;
особенности взаимодействия музыки и театрализованного представления;
особенности музыкальной драматургии в театрализованном представлении и драматургические функции музыки в нем;
музыкальные основы звукорежиссуры;
методы музыкального воспитания, применимые в практике театральной педагогики;
компоненты музыкально-режиссерского анализа произведений музыкального искусства;
алгоритм музыкального оформления театрализованного представления;
структуру музыкально-шумовой партитуры.
Уметь:
провести музыкально-режиссерский анализ произведений музыкального искусства;
создать музыкальную инсценировку или иллюстрацию на основе произведений других видов искусств;
применить алгоритм музыкального оформления театрализованного представления в музыкально-постановочной деятельности;
проявить личностно-творческую индивидуальность в процессе создания музыкальной драматургии театрализованного представления;
использовать воспитательно-терапевтические возможности музыкального искусства в театрализованной постановке;
организовать процесс музыкального воспитания в работе
Текущая аттестация качества усвоения знаний:
Контроль над качеством усвоения знаний в ходе изучения дисциплины осуществляется в форме тестов различного вида, индивидуальных и подгрупповых теоретико-практических заданий, устных и письменных опросов. Содержанием перечисленных выше форм контроля являются задания, направленные на выявление уровня усвоения студентами музыкально-теоретических, музыкально-режиссерских знаний и музыкально-постановочных и педагогических умений.
Текущая аттестация качества усвоения знаний позволяет отслеживать степень понимания студентами изучаемого материала, а также дает возможность корректировать процесс преподавания и проводить его в условиях диалога субъектов.
Итоговая аттестация по дисциплине:
Дисциплина завершается зачетом, на котором выявляется готовность студентов к решению разнообразных профессиональных задач, связанных с музыкально-постановочной деятельностью. Зачет состоит из двух этапов – теоретического и практического. Теоретический этап проводится в традиционной форме индивидуального устного опроса по определенным заранее вопросам к зачету. Практический этап, соответственно, направлен на демонстрацию результатов выполнения заданий практической направленности.
Основное содержание дисциплины:
В соответствии с целевыми установками и задачами дисциплины весь учебный материал можно разделить на пять разделов:
Введение.
Музыкально-теоретическая подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников.
Элементы практического осуществления музыкального оформления театрализованного представления.
Музыкальные основы звукорежиссуры.
Методика музыкального воспитания.
Каждый из разделов в свою очередь содержит один или несколько тематических блоков и завершается итоговым заданием.
Содержательная наполняемость разделов отражена в тематических планах дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения.
Учебно-методический комплекс составлен на основе следующих материалов:
Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / сост. О. Лоза. – Москва : АСТ; АСТ МОСКВА ; Полиграфиздат ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 192 с.
Горюнова, И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений : лекции и сценарии / И. Э. Горюнова. СанктПетербург : Композитор, 2009. 208 с.
Лензон, В. М. Музыкальный анализ в профессиональной подготовке режиссера : учеб. пособие / В.М. Лензон. Москва : МГУК, 1998. 240 с.
Марголин, Л. М. Музыка в театрализованном представлении / Л. М. Марголин. – Москва : Советская Россия, 1981. – 86 с.
Маслова, Л. П. Педагогика искусства : теория и практика. – Новосибирск : НИПКиПРО, 1997. – 136 с., ил.
Панова, Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки : учеб. пособ. для учащихся музыкальных школ / Н. В. Панова. – Москва : ООО «Престо», 2009. – 104 с.
Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах : полный курс обучения : учеб. пособ. / Д. Сорокотягин. – 2-е изд., стереотип. – Ростов на Дону : Феникс, 2010. – 221 с.
Тематический план
для студентов очной формы обучения
№
п/п
| Наименование темы / раздела дисциплины
| Количество часов
| лекции
| практические
| СРС
| Всего
| 1
| Введение
| -
| 3
| 3
| 6
| 1.1
| Музыка как вид искусства
| -
| 1
| 1
| 2
| 1.2
| Связь музыки и театрализованного представления: исторический аспект
| -
| 1
| 1
| 2
| 1.3
| Роль музыкального воспитания в становлении профессиональных качеств режиссера
| -
| 1
| 1
| 2
| 2
| Музыкально-теоретическая подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников
| -
| 18
| 18
| 36
| 2.1
| Основы музыкальной грамоты
| -
| 15
| 15
| 30
| 2.1.1
| Основные средства музыкальной выразительности
| -
| 3
| 3
| 6
| 2.1.2
| Типология музыкальных произведений
| -
| 1
| 1
| 2
| 2.1.3
| Стиль в музыке
| -
| 4
| 4
| 8
| 2.1.4
| Музыкальные жанры
| -
| 2
| 2
| 4
| 2.1.5
| Музыкальные формы
| -
| 2
| 2
| 4
| 2.1.6
| Музыкальные инструменты и оркестры
| -
| 2
| 2
| 4
| 2.1.7
| Певческие голоса и хор
| -
| 1
| 1
| 2
| 2.2
| Основы музыкально-режиссерских знаний
| -
| 3
| 3
| 6
| 2.2.1
| Музыкальная драматургия и драматургические функции музыки в театрализованном представлении
| -
| 1
| 1
| 2
| 2.2.2
| Принципы музыкального оформления
| -
| 1
| 1
| 2
| 2.2.3
| Виды музыкальных номеров
| -
| 1
| 1
| 2
| 3
| Элементы практического осуществления музыкального оформления театрализованного представления
| -
| 10
| 12
| 22
| 3.1
| Сущность музыкальной иллюстрации и технология её создания
| -
| 4
| 4
| 8
| 3.2
| Сущность музыкальной инсценировки и технология её проведения
| -
| 4
| 4
| 8
| 3.3
| Структура музыкально-шумовой партитуры и её практическое составление в рамках эпизода, номера и всего театрализованного представления
| -
| 2
| 4
| 6
| 4
| Музыкальные основы звукорежиссуры
| -
| 2
| 2
| 4
| 5
| Методика музыкального воспитания
| -
| 2
| 2
| 4
| Итого за год
| -
| 35
| 37
| 72
|
|