Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселёвская редняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ
Директор__________________
Т.А.Безгина _____ ________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Искусство» базовый уровень 9 класс Учитель Мартынова Галина Геннадьевна
2013-2014 уч. год
I. Пояснительная записка Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 9 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство». В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система. Цели и задачи учебного предмета «Искусство»:
Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования .
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «Искусство» в 9 классе обучающиеся должны Знать/понимать:
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
Уметь:
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Требования к результатам обучения и воспитания:
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);
понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8—9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:
Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),
CD-ROM (MP3). Искусство. 9 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
II. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Содержание
| Кол-во часов
| В том числе на:
| Проверочные
работы
| уроки
| резерв
|
|
| Воздействующая сила искусства
| 9
| 8
| 1
| 1
|
| Искусство предвосхищает будущее
| 7
| 6
| 1
| 1
|
| Дар созидания. Практическая функция.
| 11
| 10
| 1
| 1
|
| Искусство и открытие мира для себя
| 7
| 6
| 1
| 1(проект)
|
| Итого
| 34
| 30
| 4
| 4
|
III. Календарно-тематическое планирование №№
| Тема урока
| Проверочные и домашние творческие задания
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| Воздействующая сила искусства (9 ч)
|
|
| 1-2
| Искусство и власть.
| Подготовить доклад или презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
|
|
| 3-5
| Какими средствами воздействует искусство.
| Создать в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
Создать изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений.
|
|
| 6-7
| Храмовый синтез искусств. Проверочная работа.
| Проверочная работа. «Специфика храмов, представляющих основные мировые религии».
|
|
| 8-9
| Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Резерв
| Выполнить эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору)
|
|
| Искусство предвосхищает будущее (7 ч)
|
|
| 10
| Дар предвосхищения.
| Написать эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства, в котором есть скрытое пророчество будущего.
|
|
| 11
| Какие знания дает искусство.
| Привести примеры научного значения художественного знания.
|
|
| 12-13
| Предсказания в искусстве.
| Разработать (по группам) музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон…»)
|
|
| 14-15
| Художественное мышление в авангарде науки.
| Создать средствами любого вида искусства композицию, отражающую свое представление о будущем России, мира.
|
|
| 16
| Художник и ученый. Проверочная работа.
| Сделать эскиз герба, товарного знака или эмблемы, используя разные виды симметрии.
|
|
| Дар созидания (11 ч)
|
|
| 17
| Резерв. Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
| Сделать фотомонтаж или презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских праздниках», «Традиции и современность в облике моего города»
|
|
| 18
| Архитектура исторического города.
| Нарисовать план-схему средневекового города, передав характерные черты русского, европейского или восточного средневекового города.
|
|
| 19
| Архитектура современного города.
| Коллективная работа «Проект детской площадки» для своего двора.
|
|
| 20
| Специфика изображений в полиграфии.
| Разработать идею и выполнить фрагмент макета сборника стихов.
Разработать и выполнить оформление для компакт-диска со своей любимой музыкой.
|
|
| 21
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
| Выполнить проект какого-либо предмета быта (посуды или мебели).
|
|
| 22
| Декоративно-прикладное искусство.
| Подготовить сообщение-презентацию об истории одного из известных народных промыслов.
|
|
| 23
| Музыка в быту.
| Подготовить компьютерную презентацию на темы: «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».
|
|
| 24
| Массовые, общедоступные искусства.
| Сделать презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья», «Мои одноклассники», «Наши учителя», подобрав музыкальное оформление и литературные комментарии.
|
|
| 25
| Изобразительная природа кино. Проверочная работа:
| Проверочная работа: «Особенности сценария, режиссуры, операторского и актерского мастерства в фильме «Летят журавли».
|
|
| 26
| Музыка в кино. Особенности киномузыки.
| Выбрать три самых лучших фильма мира, которые можно назвать фильмами всех времен и народов, фильмами на все времена.
|
|
| 27
| Резерв. Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
| Посмотреть фильм режиссера Г.Бардина «Адажио» и сформулировать вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш.Руставели)
|
|
| Искусство и открытие мира для себя (7ч)
|
|
| 28
| Вопрос к себе как первый шаг к творчеству
| Групповые и индивидуальные задания по проекту «Пушкин – наше всё»:
Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве.
«Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на полях его рукописей.
Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации.
Театр и А.С.Пушкин.
Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.
Художественные и телевизионные фильмы о жизни на сюжеты его произведений.
Мультипликация: образы сказок А.С.Пушкина.
Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А.С.Пушкина.
Астрономия: малая планета 2208 Pushkin.
Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.
|
|
| 29
| Литературные страницы
|
|
| 30-34
| Исследовательский проект «Пушкин – наше всё». Резерв.
|
|
| ИТОГО: 34 часа СОГЛАСОВАНО: _____________________
Зам. директора по УВР Г.Г.Мартынова
30 августа 2013 г.
|