Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Искусство 8 класса Калугиной Любовь Ильиничны учителя второй квалификационной категории Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 От «_29_»_08_2012 г. 2012-13 уч. год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа базового курса «Искусство» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы основного общего образования по Искусство (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных школ. При создании данной программы руководствовалась приказом Минобразования России от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; методическим письмом МО и НРФ «О преподавании учебного предмета «Искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; приказом МО и Н РФ №2080 от 24.12.10 «Федеральный перечень учебников допущенных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 уч. год»; требования к оснащению образовательного процессов соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС. Согласно санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г №189) считать удовлетворительной. Рабочая программа по Искусство рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе следующих документов:
Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Это ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве – зоркости души. Настоящие поурочные планы составлены для 8 класса по теме «Архитектура и монументальные виды искусства» «Искусство открывает новые грани мира» по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» (программа Б. М. Неменского). Виды учебной деятельности. Ученики данного класса, изучая программу прошлого учебного года по теме: «Изобразительное искусство в жизни людей», усвоили следующее:
В процессе практической работы учащиеся :
В целом класс справился с предложенной программой 7 класса. Готов продолжить программу 8 класса, по теме: «Архитектура и монументальные виды искусства» и «Искусство открывает новые грани мира». При отборе учебного материала на этот учебный год принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры При изучении каждой темы 15% времени отводится на региональный компонент образования. Учащиеся знакомятся с национальными особенностями Республики Татарстан. Предусмотрено изучение основных этапов формирования культурного наследия. Национально-региональный компонент содержания обучения изобразительному искусству направлен на развитие у школьников способности к межкультурному взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и способствует полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в диалог культур. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды искусства и мировой художественной культуры. Резервное время в программе может быть использовано для просмотра тематических видеофильмов. Серия «Великие чудеса света»: — Стоунхендж. Равнина Солсбери. Англия — Пирамиды. Гиза. Египет. — Храм Святой Софии. Стамбул. Турция. Собор Святого Петра. Ватикан. — Боробудур. Остров Ява. Индонезия. — Великая Китайская стена. Китай. — Тадж-Махал. Агра. Индия. --Мачу-Пикчу. Перу. Южная Америка — Колизей. Рим. Италия. — Московский Кремль. Россия. -- Версаль. Франция. — Эйфелева башня. Париж. Франция. Формы контроля уровня обученности
Знания и умения учащихся. Формирование художественно-творческих знаний, умений и навыков в 8 классе предполагает, что учащиеся должны:
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству Класс – 8 Учитель – Калугина Любовь Ильинична Количество часов всего - 35; в неделю – 1 час Раздел 1.(1 полугодие) Архитектура и монументальные виды искусства. (16 ч) Раздел 1. (2 полугодие). Искусство открывает новые грани мира (6 час) Примерный художественный материал Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо). Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др. Художественно-творческая деятельность учащихся Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности. Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). Раздел 2. Искусство как универсальный способ общения (7 ч.) Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. Примерный художественный материал Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи,.скульптуре, архитектуре, музыке, литературе. Изобразительное искусство. Знаки и символы в натюрмортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.), пейзажах, в жанровых картинах (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.), рисунках (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Символика архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко и,классицизма и др.). Символика в скульптуре (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живописи (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Неменский и др.), карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы). Музыка. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л.Бетховен, А. Скрябин, Г.Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.). Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.). Экранные искусства. Театр. Образная символика кинофильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя). Художественно-творческая деятельность учащихся Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора. Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (6 ч) Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение, классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Примерный художественный материал Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Изобразительное искусство. Символы красоты: скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Богоматери Владимирской, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Различное понимание красоты (женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов). Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф> Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гав-рилин и др.)- Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Литература. Поэзия и проза У. Шекспира, Р. Бёрнса, А. Пушкина, символистов, Н. Гоголя, И. Тургенева, И. Бунина, Н. Заболоцкого. Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя). Художественно-творческая деятельность учащихся Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства (портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж)). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. Требования к уровню подготовки учащихся: Выпускники научатся:
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения; • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. Личностными результатами изучения искусства являются:
Выпускники научатся: - аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру; - использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности - участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует: - формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; - обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; - формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; - приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует: - овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Учебно-тематическое планирование 8 класс. «Архитектура и монументальные виды искусства»
|
Рабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе... Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих... Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:... Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями | Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих... Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями | ||
Рабочая программа по литературе для 8-9 классов составлена на основе... В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой... | Рабочая программа по технологии 5 класс Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 5 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | Рабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на... Программа предназначена для основной школы любого типа, и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах | Рабочая программа по мхк составлена на основе государственного стандарта... Автор Г. И. Данилова ( Курс для школ и классов гуманитарного профиля. М. Дрофа, 2008). Программа рассчитана на 70 часов: 35 часов... | ||
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов | Рабочая программа по химии 11 непрофильных классов общеобразовательных... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Среднебелая» | ||
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:... Содержание учебного предмета | Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно... Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно правовых документов | ||
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения в 8 9 классах (68 часов). Данная рабочая программа разработана... | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями |