ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерной программы по изобразительному искусству, авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской в соответствии с учебником «Изобразительное искусство 1 класс», автор Неменская Л.А., Москва, «Просвещение» 2012 год. Место курса «Изобразительное исскуство» в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 2 всего на изучение предмета «Изобразительное исскуство» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Коррекция программы
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует уровню развития класса, поэтому в программу не внесено изменений.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни
Количество часов по разделам
№ п/п
|
Название разделов
| Количество часов по программе для общеобразовательных учреждений
| Количество часов в рабочей программе
| 1
| Ты изображаешь - знакомство с Мастером Изображения.
| 8
| 8
| 2
| Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения.
| 8
| 8
| 3
| Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки.
| 11
| 11
| 4
| Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу.
| 6
| 6
|
| ИТОГО:
| 33
| 33
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками первого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям произведений, к их поступкам.
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке,
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
-Определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
-Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-Отвечать на простые вопросы учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
-Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. -Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные УУД
-Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
-Слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
-Проверять работу друг друга, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. -
Предметные результаты:
- Начальные знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- Начальные знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике под руководством учителя;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- первичное умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ под руководством учителя;
- первичное освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение первичными навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 ч.)
№ п\п
|
Наименование темы
| Кол-во часов
| Теоретическое обучение
| Экскурсии
| 1
| Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
| 8
| 8
|
| 1.1
| Изображения всюду вокруг нас. Рисование солнца.
| 1
| 1
|
| 1.2
| Мастер Изображения учит видеть. Сказочный лес.
| 1
| 1
|
| 1.3
| Изображать можно пятном. Рисование зверушек.
| 1
| 1
|
| 1.4
| Изображать можно в объеме. Лепка животных.
| 1
| 1
|
| 1.5
| Изображать можно линией. «Путаница».
| 1
| 1
|
| 1.6
| Разноцветные краски. Рисование коврика.
| 1
| 1
|
| 1.7
| Изображать можно и то, что невидимо. Изображение настроения с помощью цвета (радость, грусть, музыка)
| 1
| 1
|
| 1.8
| Художники и зрители (обобщение темы). Выставка работ.
| 1
| 1
|
| 2
| Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
| 8
| 7
| 1
| 2.1
| Мир полон украшений. Аппликация «Цветы».
| 1
| 1
|
| 2.2
| Красоту надо уметь замечать. Экскурсия
| 1
|
| 1
| 2.3
| Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях бабочки.
| 1
| 1
|
| 2.4
| Мозаичная аппликация «Рыбка».
| 1
| 1
|
| 2.5
| Украшение птиц. Аппликация из цветной бумаги.
| 1
| 1
|
| 2.6
| Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента.
| 1
| 1
|
| 2.7
| Как украшает себя человек. Изготовление маски.
| 1
| 1
|
| 2.8
| Мастер Украшения помогает сделать праздник. Изготовление снежинок и новогодних игрушек (обобщение темы)
| 1
| 1
|
| 3
| Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
| 11
| 10
| 1
| 3.1
| Постройки в нашей жизни. Рисование сказочного дома для героев из мультфильмов.
| 1
| 1
|
| 3.2
| Дома бывают разными. Изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»)
| 1
| 1
|
| 3.3
| Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в виде овощей и фруктов
| 1
| 1
|
| 3.4
| Дом снаружи и внутри. Рисование фантазийного домика.
| 1
| 1
|
| 3.5
| Строим город. Конструирование из бумаги, коробочек и пластилина.
| 2
| 2
|
| 3.6
| Все имеет свое строение. Наклейки птиц из цветной бумаги.
| 1
| 1
|
| 3.7
| Все имеет свое строение. Конструирование животного из геометрических фигур.
| 1
| 1
|
| 3.8
| Строим вещи. Изготовление сумочки из цветной бумаги
| 1
| 1
|
| 3.9
| Город, в котором мы живем (обобщение темы). Экскурсия по селу.
| 1
|
| 1
| 3.10
| Изготовление коллективного панно «Прогулка по селу»
| 1
| 1
|
| 4
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
| 6
| 5
| 1
| 4.1
| Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
| 1
| 1
|
| 4.2
| «Сказочная страна». Создание панно (коллективная работа)
| 1
| 1
|
| 4.3
| Разноцветные жуки. Аппликация «Жук на листе».
| 1
| 1
|
| 4.4
| Праздник птиц. Изготовление птиц из цветной бумаги.
| 1
| 1
|
| 4.5
| Урок любования. Умение видеть. Экскурсия.
| 1
|
| 1
| 4.6
| Здравствуй, лето! (обобщение темы). Рисование по замыслу
| 1
| 1
|
|
| Итого:
| 33
| 30
| 3
| |