ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1ч в неделю(34 учебные недели).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Для реализации программного содержания используются:
Коротеева, Е. И. Искусство и ты: учебник для 2 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Коротеева, Е. И. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 2 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
изобразительной
декоративной
конструктивной
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Изобразительное искусство
2 класс
34 часа
Ты и искусство Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
Пять красок – все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти). Тема 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантази
Постройка и реальность.
"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел,
Постройка и фантазия.
"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы). Тема 3. О чем говорит искусство (10 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. Тема 4. Как говорит искусство (10 ч)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражений.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок года. Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство
2 класс
34 часа
№
п/п
| Название темы
| Вид
деятельности
| Кол-во
часов
| Число
| примечание
| Раздел № 1. Чем и как работают художники. 8 часов.
| 1.
| «Цветочная поляна». Три основных цвета.
| Рисование по памяти и впечатлению.
| 1 час
|
|
| 2.
| «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь.
| Рисование по памяти и представлению.
| 1 час
|
|
| 3.
| «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель и мелки).
| Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса.
| 1 час
|
|
| 4.
| «Осенний листопад» - коврик аппликаций.
Выразительные возможности аппликации.
| Декоративно-прикладное творчество.
| 1 час
|
|
| 5.
| «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.
| Работа тушью, карандашом, углем.
| 1 час
|
|
| 6-7.
| «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме.
| Лепка птиц и животных (работа в объеме).
| 2 час
|
|
| 8.
| «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.
| Выполнение макета игровой площадки.
| 1 час
|
|
| Раздел № 2. Реальность и фантазия. 7 часов.
| 9.
| «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность.
| Рисование с натуры и по памяти.
| 1 час
|
|
| 10.
| «Сказочная птица». Изображение и фантазия.
| Рисование по памяти и представлению.
| 1 час
|
|
| 11.
| «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.
| Рисование узора паутинки.
| 1 час
|
|
| 12.
| «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.
| Работа по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.
| 1 час
|
|
| 13.
| «Кружевные узоры». Украшения и фантазия.
| Работа в технике «граттаж» (процарапывание).
| 1 час
|
|
| 14.
| «Подводный мир». Постройка и реальность.
| Конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры.
| 1 час
|
|
| 15.
| Постройка и фантазия.
| Конструктивное строение из бумаги.
| 1 час
|
|
| Раздел № 3. О чем говорит искусство. 10 часов.
| 16.
| «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.
| Рисование по памяти и представлению.
| 1 час
|
|
| 17.
| Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»).
| Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.
| 1 час
|
|
| 18.
| Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.
| Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.
| 1 час
|
|
| 19.
| Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.
| Изображение в объеме сказочных героев (лепка).
| 1 час
|
|
| 20.
| «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.
| Рисование природы по памяти.
| 1 час
|
|
| 21.
| «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.
| Декоративное конструирование.
| 1 час
|
|
| 22.
| «Морозные узоры». Украшение и реальность.
| Вырезание из бумаги элементов морозных узоров.
| 1 час
|
|
| 23.
| «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.
| Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых.
| 1 час
|
|
| 24-25.
| «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.
| Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
| 2 часа
|
|
| Раздел № 4. Как говорит искусство. 10 часов.
| 26.
| «Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.
| Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).
| 1 час
|
|
| 27.
| «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»).
| Рисование по памяти и представлению.
| 1 час
|
|
| 28.
| Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.
| Графическое изображение весеннего лесного пейзажа.
| 1 час
|
|
| 29.
| «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.
| Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные).
| 1 час
|
|
| 30.
| «Птицы». Ритм пятен как средство выражения.
| Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество.
| 1 час
|
|
| 31.
| «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация).
| Рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги.
| 1 час
|
|
| 32.
| «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).
| Конструирование из бумаги или лепка.
| 1 час
|
|
| 33.
| «Весна идет». Ритм пятен, линей. Пропорций как средство художественной выразительности.
| Живопись с элементами аппликации.
| 1 час
|
|
| 34.
| Музей искусств.
| Беседа.
| 1 час
|
|
| 35.
резерв
| «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.
| Игровые формы, конкурсы, творческие задания.
| 1 час
|
|
|
Основные требования к уровню подготовки обучающихся II класса В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
|