Рабочая программа по окружающему миру Плешаков А. А.
2 класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. 2 класс —68ч (34 учебные недели) Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование на 2012-2013 уч. гг.
| Тема
| Деятельность учащихся
| 1
| Родная страна: РФ. Государственные символы: герб, флаг, гимн.
| Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять; различать государственные символы России(герб, гимн, флаг), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран, исполнять гимн РФ. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать , почему народы России называют братскими.
| 2
| Город и село. Проект «Родной город»
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию, рассказывать о своем городе по плану; сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ. Рассказывать о своем доме по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| 3
| Природа и рукотворный мир
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Рассказывать о своем отношении к окружающему миру.
| 4
| Обобщение знаний по разделу «Где мы живем»
| Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
| 5
| Неживая и живая природа
| Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов живой и неживой природы. Анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
| 6
| Явления природы.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Различать объекты и явления природы, рассказать об изменениях, происходящих с природными объектами. Приводить примеры сезонных явлений.
| 7
| Что такое погода?
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Наблюдать и описывать состояние погоды. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Вести наблюдения за погодой, использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки.
| 8
| В гости к осени (экскурсии)
| Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить. Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Определять природные объекты .
| 9
| В гости к осени (урок)
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Знакомиться с по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с обобщениями по данному материалу. Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени».
| 10
| Звездное небо.
| Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку.
| 11
| Заглянем в кладовые земли.
| Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды. Различать горные породы и минералы. Приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них. Читать и обсуждать отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»
| 12-13
| Про воздух и про воду
| Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь средствами выразительности. Находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае. Наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления.
| 14
| Какие бывают растения
| Устанавливать по схеме различия между группами растений. Называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определять растения с помощью атласа-определителя. Оценивать эстетическое действие растений на человека. Наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Формулировать выводы из изученного материала.
| 15
| Какие бывают животные
| Соотносить группы животных и их существенные признаки. Знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями. Сравнивать животных на основании книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
| 16
| Невидимые нити
| Понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнять. Устанавливать взаимосвязи в природе: между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей.
| 17
| Дикорастущие и культурные растения
| Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам. Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне» . Сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении. Формулировать выводы из изученного материала.
| 18
| Дикие и домашние животные
| Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки, осуществлять контроль и коррекцию. Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека. Рассказать о значении домашних животных и уходе за ними. Находить в тексте нужную информацию. Обсуждать материалы книги «Зеленые страницы». Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном. Формулировать выводы из изученного материала.
| 19
| Комнатные растения
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Узнавать комнатные растения своего класса, на рисунках, осуществлять самопроверку. Находить в атласе-определителе информацию о них. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.
| 20
| Животные живого уголка
| Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя для подготовки сообщения. Рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. Характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения.
| 21
| Про кошек и собак
| Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем. Приводить примеры пород собак с помощью атласа. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
| 22
| Красная книга
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Составлять общий план рассказа о редком растении и животном. Рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану. Узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Подготовить с помощью дополнительной литературы, интернета сообщение о растениях или животных из Красной книги России.
| 23
| Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
| По схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил, предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. Читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик». В ходе проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта, извлекать информацию из различных источников. Готовить рисунки и фотографии. Составлять собственную Красную книгу. Презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Оценивать свои достижения в выполнении проекта.
| 24
| Обобщение знаний по разделу «Природа»
| Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
| 25
| Что такое экономика.
| Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. Извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города и готовить сообщения. Читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы. Определять по фотографии деньги разных стран. Находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение.
| 26
| Из чего что сделано
| Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации, осуществлять контроль и коррекцию. По рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий.
| 27
| Как построить дом
| Рассказывать по наблюдениям о строительстве городского и сельского домов. Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского. Узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их значение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе. Читать текст учебника, находить в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников.
| 28
| Какой бывает транспорт
| Классифицировать средства транспорта. Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, обозначать соответствие, осуществлять контроль и коррекцию. Запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. Рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников. Составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта.
| 29
| Культура и образование
| Различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографии, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе. Извлекать из текста учебника полезную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников. Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни. Совершать виртуальную экскурсию в любой музей.
| 30
| Все профессии важны. Проект «Профессии»
| Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий. В ходе проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта, извлекать информацию из различных источников. Готовить рисунки и фотографии. Составлять рассказ о профессиях родных. Презентовать работы. Оценивать свои достижения в выполнении проекта.
| 31
| В гости к зиме (экскурсия)
| Наблюдать за зимними погодными явлениями. Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов, морозов. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе. Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных. Наблюдать поведение зимующих птиц.
| |