Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №358
Московского района Санкт- Петербурга
«Согласовано»
Руководитель МО
«__»__________2013г.
| «Согласовано»
Зам. Директора по УВР:
«____»________2013г.
| Утверждаю:
Директор ГБОУ СОШ №358
Приказ №____
от «__»______2013г.
|
Рабочая программа
по Окружающему миру
3 класс
2013-2014 учебный год
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № _____
от «___» ______2012г. Учитель начальных классов Поклакова Марина Владимировна
Санкт-Петербург 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (автор - А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов окружающего мира с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);
Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года
Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2013- 2014 учебный год ;
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю, в том числе в образовательный компонент «Окружающий мир» включены темы по ОБЖ в объёме 10 часов . Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Специфика программы
имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях;
имеет ярко выраженный интегративный характер;
соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Как устроен мир: природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в
опасности!
Эта удивительная природа: тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни;
Мы и наше здоровье: организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни;
Наша безопасность: огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки;
опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность;
Чему учит экономика: для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?;
что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;
Путешествие по городам и странам: золотое кольцо России; наши ближайшие соседи;
на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и
Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира. Виды и формы организации учебного процесса
Уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Проверка и оценка усвоения программы
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные
письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой
времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами,
моделями, лабораторным оборудованием.
Основные содержательные линии курса:
№
|
Раздел
| Кол-во
часов
|
Основное содержание
| 1
| Как устроен мир
| 5
| Природа. Человек. Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности!
| 2
| Эта удивительная природа
| 20
| Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва? Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
| 3
| Мы и наше здоровье
| 8
| Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
| 4
| Наша безопасность
| 10
| Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. О молниях, змеях, собаках и прочем. Экологическая безопасность.
| 5
| Чему учит экономика
| 15
| Для чего нужна экономика? Три кита экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
| 6
| Путешествие по городам и странам
| 9
| Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
| 7
| Обобщение
| 1
| Что мы узнали за год и чему научились.
|
| Всего
| 68
|
| 1 чет – 18часов
2 чет – 14 часов
3 чет – 20 часов
4 чет – 16 часов Как устроен мир – 7 часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком
окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране
природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных
объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе,
происходящих под влиянием человека.
Практические работы: изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа – 20 часов
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные
тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния
воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных,
человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений.
Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых
организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и
экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека.
Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-
производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение
свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание
плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.
Мы и наше здоровье – 8 часов
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма
вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги
здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания
питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт
ударов пульса.
Наша безопасность – 8 часов
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др.
лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика – 11 часов
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое
товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха
труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря
нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их
сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач
общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных
ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания
рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам - 14 часов
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные
достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и
каждого человека.
Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических
объектов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Обучающиеся должны знать:
что человек – часть природы и общества;
понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы
(между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;
правила противопожарной безопасности; основы экологической
безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства
и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны,
граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их
столицы (с опорой на карту). Обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа - определителя;
различать представителей наиболее распространённых в данной местности
растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и
практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их
необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую
помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран
зарубежной Европы и их столицы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному плану: 3
класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год) Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий
мир»: 3 класс. М.:ВАКО, 2010, 400 с. (В помощь школьному учителю) Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа
России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта
«Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя) Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 159 с. (Школа России) Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 157 с. (Школа России) Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011 Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты: 3 класс. Пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 201111 |