Литературное чтение ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
Климанова, Л. Ф. Родная речь: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2011.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс» / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2011. Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстника в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношен к материальным и духовным ценностям, формирование установки безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;-
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, обшей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. Количество часов в год – 68. Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти –18.
Количество часов во II четверти –14.
Количество часов в III четверти –20.
Количество часов в IV четверти –16.
Литературное чтение
Тематическое планирование.
Самое великое чудо на свете (1 ч)
№ уроков
| Темы уроков
| Количество часов
| Дата проведения
| Примечание
|
| Книга – великое чудо
| 1
|
|
|
Устное народное творчество (9 ч)
| Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки и небылицы
| 1
|
|
|
| Народная мудрость в загадках, пословицах и поговорках.
| 1
|
|
|
| Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров
| 1
|
|
|
| Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»
| 1
|
|
|
| Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики»
| 1
|
|
|
| Сказка о животных «Лиса и тетерев»
| 1
|
|
|
| Нравоучительный характер русских сказок «Лиса и журавль», «Каша из топора»
| 1
|
|
|
| Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди»
| 1
|
|
|
| Урок-обобщение по теме
«Устное народное творчество»
| 1
|
|
|
Люблю природу русскую. Осень (3 ч)
| Образ осени в стихах Ф. Тютчева,
К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета
| 1
|
|
|
| Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой
| 1
|
|
|
| Познавательный характер в произведениях Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы», М. Пришвина «Осеннее утро»
| 1
|
|
|
русские писатели (8 ч)
| А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии». «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»)
| 1
|
|
|
| Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…»,«Зима»
| 1
|
|
|
| Народная мораль в сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
| 1
|
|
|
| Победа добра над злом в сказкеА. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
| 1
|
|
|
| Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
| 1
|
|
|
| Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
| 1
|
|
|
| Народная мораль в характере главных героев Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Филипок»
| 1
|
|
|
| Тема храбрости в рассказе Л. Н. Толстого «Котенок»
| 1
|
|
|
О братьях наших меньших (6 ч)
| Тема заботы о животных в стихах А.Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоварова, В. Берестова
| 1
|
|
|
| Забота о животных в рассказе М. Пришвина «Ребята и утята»
| 1
|
|
|
| Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ»
| 1
|
|
|
| Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок»
| 1
|
|
|
| Точность и объективность создания картины природы в рассказе В. Бианки «Музыкант».
| 1
|
|
|
| В. Бианки «Сова»
| 1
|
|
| Из детских журналов (3 ч)
| Из детских журналов.
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Весёлые чижи», «Что это было?»
| 1
|
|
|
| Юмор в произведениях. Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки»
| 1
|
|
|
| Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»
| 1
|
|
| Люблю природу русскую. Зима (5 ч)
| Образ зимы в поэзии. И. Бунин,
К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег»
| 1
|
|
|
| Поэтическое изображение зимней природы. Ф. Тютчев, С. Есенин
| 1
|
|
|
| Сказка «Два мороза»
| 1
|
|
|
| С новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль»
| 1
|
|
|
| Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было в январе». Обобщение по теме.
| 1
|
|
|
часть 2.
Писатели – детям (10 ч)
| Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»
| 1
|
|
|
| Литературная сказка.
К. И. Чуковский «Федорино горе»
| 1
|
|
|
| Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
| 1
|
|
|
| Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет», «Сила воли»
| 1
|
|
|
| Отношение человека к животным.
С. В. Михалков «Мой щенок»
| 1
|
|
|
| Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука»
| 1
|
|
|
| Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»
| 1
|
|
|
| Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова «Затейники»
| 1
|
|
|
| Юмор как добрый развлекающий смех.
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
| 1
|
|
|
| Анализ произведения
Н. Н. Носова «На горке»
| 1
|
|
| Я и мои друзья (6 ч)
| Стихи В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина
| 1
|
|
|
| Отношение детей в произведении.
Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
| 1
|
|
|
| Главная мысль произведения.
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
| 1
|
|
|
| Отношения детей и взрослых.
В. Осеева «Волшебное слово»
| 1
|
|
|
| Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
В. Осеева «Хорошее»
| 1
|
|
|
| «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
В. Осеева «Почему?»
| 1
|
|
|
Люблю природу русскую. Весна (4ч)
| Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»
| 1
|
|
|
| Картины весны в стихотворениях
А. Плещеева, С. Маршака, А. Блока
| 1
|
|
|
| «Сердце матери лучше солнца греет». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»
| 1
|
|
|
| Способы изображения характера героя в произведениях.
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму свою обидел…»
| 1
|
|
|
И в шутку и всерьез (6 ч.)
| Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!», «Песенки Винни-Пуха»
| 1
|
|
|
| Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка»
| 1
|
|
|
| Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»
| 1
|
|
|
| Юмористические стихотворения В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка», И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»
| 1
|
|
|
| Способы общения героев.
Г. Остер «Будем знакомы»
| 1
|
|
|
| Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным»
| 1
|
|
|
Литература зарубежных стран (7 ч)
| Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американские народные песни «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы»
| 1
|
|
|
| Французская и немецкие народные песни «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»
| 1
|
|
|
| Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах»
| 1
|
|
|
| Реальность и фантастика в сказке Ш. Перро «Красная шапочка»
| 1
|
|
|
| Воспитание мудрости и смекалки.
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
| 1
|
|
|
| Противопоставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук»
| 1
|
|
|
| Юмор в стихах. К. Чуковский «Котауси и Мауси». Обобщающий урок. Литература на лето
| 1
|
|
| |