№ п/п
| Тема урока
Дидактическая модель обучения
| Дата
| Цель урока ,
вид деятельности
| Планируемые результаты
| Дата
|
|
| Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация
|
| Индивидуальная, групповая, парная
| Личностные,
познавательные
| Коммуникатив
ные, регулятивные
| план
| факт
|
|
Раздел № 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. - 8 часов.
|
|
| 1
| Осенний вернисаж
|
| Учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки; способствовать воспитанию у них любви и интереса к изобразительной деятельности.
| Закрепление с учащимися приемов рисования кистью.
| -Знать понятия «цвет, нюанс и контраст»
-Уметь создавать собственную композицию
-Знать понятия «натюрморт», «свет и форма» -Уметь экспериментиро
вать с цветом -Уметь читать композиционные схемы
|
|
| 2
| Красота букетов из Жостова. Твоя посуда
|
| Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским».
| Уч-ся должны формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части.
| -Знать понятие «русские лаки»
-Знать этапы послойного Жостовского письма
-Уметь создавать собственную композицию
-Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи
|
|
| 3
| Мамин платок
|
| Познакомить с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.
| Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.
| Познакомиться работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определять, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.
|
|
| 4
| Обои и шторы в твоем доме
|
| Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета).
| Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.
| Уметь: разработать эскиз обоев для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня).
|
|
| 5
| Твои игрушки (озорной товар)
|
| Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.
| Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.
-Уметь выполнять зарисовки народных деревянных игрушек
| Знать образцы игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Матрешка.
|
|
| 6
| Декоративная закладка.
|
| Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах;
| Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.
| Знать виды графических работ.
Уметь выполнить простую графическую работу.
|
|
| 7
| Иллюстрация твоей книжки
|
| Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.
| Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций.
| Знать: термин «книжная иллюстрация».
Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры).
|
|
| 8
| Иллюстрирование русских народных потешек. Обобщающий урок четверти.
|
| Обобщить знания детей о дымковской игрушке и дать представление о русской потешке; ознакомить с понятием «фриз»; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.
| Уч-ся должны научиться выполнять иллюстрации к русским потешкам и изготовить книжку-раскладушку.
| Уметьь рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки;
|
|
|
| Искусство на улицах твоего города. – 7 часов.
|
|
| 9
| Букет цветов
|
| Дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с иллюстрациями с изображением цветов; выполнить совместную работу по теме урока; развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром.
| Уч-ся должны формировать умения использовать выразительные средства в изображении предметов.
| Уметь подбирать правильную цветовую гамму букета,
|
|
| 10
| Декор русской избы. В мире народного зодчества
|
| Рассказать об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской); формировать навыки владения графическими материалами; учить рисовать по представлению; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.
| Уч-ся должны учиться выполнять в своих работах постоянного соотношения размеров и цвета изображаемых деталей.
| -Знать понятия «причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупен»
-Уметь выполнять эскиз полотенца
-Уметь создаватьсвой терем для сказочных героев
|
|
| 11
| Транспорт в городе
|
| Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.
| Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели.
| Знать разные виды транспорта.
Уметь
выполнять моделирование фантастических машин, применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
|
|
| 12
| Парки, скверы, бульвары, города
|
| Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари; развивать воображение детей, творческую фантазию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость.
| Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника-архитектора – работа целого коллектива.
Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар раздумий»
| Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров).
Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги в объеме.
|
|
| 13
| Витрины магазинов
|
| ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.
| Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.
Уметь отличать разные по назначению витрины и оформлению.
| .Знать о роли художника в создании облика города.
Уметь составить проект оформления витрины.
|
|
| 14
| Образ театрального героя. Эскиз куклы
|
| Познакомить с кукольным театром, работой художника в нем; дать представление о кукле - маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении.
| Уч-ся учится рисовать по представлению и фантазии.
| Познакомиться кукольным театром, работой художника в нем; иметь представление о кукле - маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении.
|
|
| 15
| Наследие предков: памятники архитектуры.
|
| Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн
| Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников.
Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею
| Знать основные памятники села, места их нахождения.
Уметь изобразить один из памятников.
|
|
|
| Художник и зрелище. – 11 часов.
|
|
| 16
| Образ театрального героя. Силуэт загадка
|
| Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами.
| Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю.
| Иметь представление об истоках театра; понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказаыватьь о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;
|
|
| 17
| Театр кукол (голова и костюм куклы)
|
| Систематизировать знания: о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель); развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
| Знать, что такое перчаточная кукла.
Уметь изготовить голову перчаточной кукле.
| Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол.
Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
|
|
| 18
| Карнавальные маски
|
| Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;
| Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;
| Знать историю происхождения театральных масок.
Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги.
|
|
| 19
| Театральный занавес
|
| Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол; рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.
| Знать устройство театра.
Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра.
| Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.
Уметь изобразить эскиз театрального занавеса.
|
|
| 20
| Сувенирная кукла
|
| Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.
| Уч-ся продолжают учиться рисовать по памяти и воображению.
| Понимать, что такое сувенирная кукла, знать её назначение.
|
|
| 21
| Парад военной техники (к 23 февраля)
|
| Выполнение групповой работы по оформлению праздничной газеты и открыток.
| Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.
| Представить свою работу на выстаку к 23 февраля
|
|
| 22
| Афиша, плакат к спектаклю
|
| Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.
| Уч-ся должны учиться понимать назначение, художественный язык плаката;
понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише.
| Знать о назначении афиши.
Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.
|
|
| 23
| Цирковое представление. Художник и цирк
|
| Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом
| Знать истоки циркового искусства.
Уметь изобразить сцену циркового представления с животными.
| Знать различные виды циркового искусства.
Уметь создать аппликацию на тему циркового представления.
|
|
| 24
| Открытка для мамы (к 8 марта).
|
|
| Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.
| Уметь выполнить эскиз открытки самостоятельно, используя различные художественные техники и материалы.
|
|
| 25
| Музей искусств (интерьер музея)
|
| Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев; продолжить работу по овладению навыками рисования по представлению и по памяти; воспитывать чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.
| Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей русского народа.
| Уметь выразить свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
|
|
| 26
| Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти.
|
| Обобщить знания детей о хохломской росписи и дать представление об основных элементах орнамента; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.
| Уч-ся должны научиться выполнять орнамент в традициях мастеров Хохломы.
| Знать, чем отличается Гжель, от Хохломы (цвета).
|
|
|
| Художник и музей. – 9 часов.
|
|
| 27
| Натюрморт. В музеях хранятся картины натюрморты
|
| Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; развивать умение рисовать с натуры или по представлению.
| Уч-ся должны формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.
| Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски
|
|
| 28
| Красота российских далей. Картины – пейзажи.
|
| Ознакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер.
| Уч-ся должны учиться изображать природу в различных состояниях.
| Знать, что такое пейзаж, о роли цвета
в пейзаже.
Уметь изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения.
|
|
| 29
| Портрет друга. Картины- портреты.
|
| Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
| Уч-ся должны показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.
| Знать, что такое портрет,
основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь изображать образ человека и его характер, используя цвет; выполнять творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
|
|
| 30
| Скульптуры известных мастеров
|
| Расширить представления о работе скульптора; развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру.
| Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры.
Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.
| Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела.
|
|
| 31
| Музеи архитектуры
|
| Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.
| Закреплять у уч-ся рисование по памяти и воображению.
| Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой
|
|
| 32
| Лоскутный коврик. Коллаж.
|
| Познакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеями декоративно-прикладного искусства народов Севера, их экспозицией; расширять кругозор детей о художественных народных промыслах, народных умельцах.
| Уч-ся должны развивать образное воображение, художественный вкус.
| Знать понятие «орнамент». Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей.
|
|
| 33
| Музеи народного искусства
|
| Ознакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеем декоративно-прикладного искусства гжели, их экспозицией; расширять кругозор о художественных народных промыслах, народных умельцах.
| Уч-ся должны развивать глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус.
| Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; ведущие художественные музеи России.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник?).
|
|
| 34
| Картины исторические и бытовые.
|
| Обобщить темы четверти, сделать вывод о том. что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас; формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества.
| Уч-ся должны сделать выводы по пройденным темам учебного года.
| Знать отличие исторических и бытовых картин.
Уметь использовать художественные материалы; высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
|
|
| 35
| Художественная выставка. Обобщающий урок года.
|
| Знать понятие выставка, формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.
| Подготовить работу для выставки рисунков.
| Знать, что такое выставка.
Уметь готовить лучшие работы к выставке.
|
|
|
|