Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение»





Скачать 102.53 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение»
Дата публикации31.07.2014
Размер102.53 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

В 7 КЛАССЕ

ТЕМА «МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ»

Разработала: учитель информатики

Шокур Людмила Николаевна

2013 – 2014 учебный год

Урок – путешествие «Модели объектов и их назначение»

Цель: формирование представлений обучающихся о моделях

Задачи: - сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование»,

- создать четкое представление о видах моделей, а так же целях и значении процесса моделирования,

- отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord,

- способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля,

- воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: изучение нового материала и практическая работа

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- компьютеры учащихся,

- файл: Презентация «Модели объектов» (Приложение 1),

- бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 2),

- «Памятка по технике безопасности»

- Информатика: учебник 7 класса\Л.Л.Босова. – М., 2011.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Повторение пройденного материала – 2 мин.

  3. Формулирование понятия «модель», «виды моделей», «моделирование» - 20 мин.

  4. Работа в группах – 3 мин.

  5. Физкультминутка – 2 мин.

  6. Выполнение практической работы – 13 мин.

  7. Закрепление полученных знаний – 3 мин.

  8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

  1. Повторение пройденного материала

– Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним.

– Что называется объектом?

Объект это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое. (слайд )

– Какие разновидности объектов вам известны?

Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления. (слайд 2)

– Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля. (слайд )

А что значит охарактеризовать? Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки. Посмотрите на экран и выберите те признаки, которые характерны для планеты Земля.

Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди. Правильно!

– Как мы вообще получаем знания об объектах?

Изучаем (вследствие изучения).



– Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?)

С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д.

– Подумайте, всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее?

Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта.

– Кто знает, как называются эти объекты – заместители?

Модели.

  1. Формулирование понятия «модель», «виды моделей», «моделирование»

Слайд – Совершенно верно и мы начинаем изучение раздела «Информационное моделирование» и тема сегодняшнего урока «Модели объектов и их назначение», мы сегодня отправляемся в путешествие по городу моделирования. (Слайд ) (Приложение 1)

- Для каждого из вас на партах имеются  заготовки для опорного конспекта (Приложение 2), которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь.

– Как вы считаете, какова цель нашего путешествия?

Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д.

– Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы. (Слайд ) Читает Динара

–  Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты. 
– В путь!

– И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель. (Слайд )
– Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение.


– Назовите модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд )

Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя.

– Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям?

Оригиналами.

– Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами.

– Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели?

Оказывается нет!

– Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель?

 Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала. (Слайд )

– Тогда, как вы думаете, что такое моделирование?

Оказывается моделирование – это процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип).

– Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект.


– Ну а теперь в город моделирования! (Слайд )

– Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица! (Слайд )
– Модели, каких объектов вы здесь видите?

Модель атома, модель солнечной системы. (читает Нелля)

– Как вы думаете, зачем создали данные модели? 

Оказывается для изучения атома и солнечной системы.

– А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы?

Атом – очень маленький, солнечная система – огромная.

– Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие?

Очень большие или очень маленькие.

– А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов. (Слайд )
– Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете? (Слайд )
- Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования.

Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд )

– Можете назвать еще одну причину создания моделей?

К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро.

– Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких? (Слайд )

Модель самолета, модель вулкана.

– Почему создают эти модели?

Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого.


– Как вы думаете, как называется эта улица? (Слайд )

Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов.
– Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее.

Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта.

– Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 17), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?)

К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала.

– Действительно, необходимо запомнить! (Слайд )
– Пометьте в конспекте.

– Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд )

Швейное ателье.

– Помогите модельеру сделать правильный выбор! Какую модель он должен выбрать для работы?

Модельер для работы должен выбрать манекен.

– Моделью, какого объекта является манекен?

Человека.

– А скелет?

Тоже человека.

– Почему модельер должен выбрать манекен?

Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.

  1. Работа в группах

Создание модели цветка. (слайд )

- Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок.

1 пара – рисует цветок для учебника биологии,

2 пара – для иллюстрации детской сказки.

- Давайте сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы подучили разные результаты.

- В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели: какие признаки объекта оригинала она должна отразить.

– И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд ), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города?


– Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели?

У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования!

– Совершенно верно! (Слайд )
– Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования. (Слайд ) 

– Модели, какого объекта здесь представлены?

Модели человека.

– Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?

Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема).

– Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод! (Слайд )


– Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются натурными, а не объемные – информационными.

Натурные модели, это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. (Слайд )
Помечайте себе!

А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования информации. (Слайд ______)

– Таким образом, какие виды моделей выделяют?

Натурные и информационные.

– Хорошо!

– А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили?

Остался вопрос о значении  моделирования.

– Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд )

– Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»
– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?

(слайд ) читает Кирилл

 Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д.

– Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд )

– Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.

  1. Физкультминутка



  1. Выполнение практической работы.

– Ну, что можно и заканчивать наше путешествие! Но что мы видим?

- Наши знакомые, предлагают нам попробовать свои силы в моделировании.
(Слайд )

– Отложите свои конспекты и откройте учебники на странице 165– компьютерный практикум, задание №1 работа № 4. Ознакомьтесь с заданием.

– Что необходимо сделать? Составить информационную модель, свой словесный портрет, используя среду текстового процессора MS Word.

Вспомним основные правила работы за компьютером.

– Учащиеся работают индивидуально за компьютерами.

– Что получилось?

Зачитывают свои ответы.

– Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали?

Информационную

– Ну что жители остались довольны, и мы заканчиваем наше путешествие. (Слайд )

  1. Закрепление полученных знаний.

– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование.

Упражнение.

-На парте стоят различные модели. Возьмите любую игрушку и укажите свойства предметов, которые должны сохраняться и к каким видам моделей их можно отнести. Например, строение тела игрушечной собаки должно соответствовать реальности. В то же время пропорции могут быть сильно искажены.

– А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку?

Моделями.

– Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект?

Множество

– Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока?

Например, параграф учебника по данной теме.

  1. Домашнее задание.

– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, (слайд )

– Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке

Спасибо за работу!

Дополнительные информационные источники:

  1. http://www.nad-vasiluk.narod.ru/modelirovanie.htm

  2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект урока по информатике в 11 классе Тема : Графический интерфейс...
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconПлан-конспект урока урок по теме «Модели объектов и их назначение. Виды моделей»
Место работы: филиал мбоу «Березовская средняя общеобразовательная школа №2» Заборьинская основная общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект урока по информатике в 9 классе
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык
Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает...
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект урока понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические...
Базовый учебник Информатика и икт 9 класс. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова бином. Лаборатория знаний,...
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока развития речи во 2-3 классах. Тема урока...
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока по математике во 2-а классе моусош №3 учителя...
Оборудование: мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра,...
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconУрока по информатике в 7 классе на тему: «Текстовый редактор: назначение и среда»
Цель урока: знакомство учащихся с понятием, назначением и средой текстового реактора
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconТема: “Animals”
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. Подготовила Ягужинская Е. В
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая...
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconТема урока: «Трапеция и её свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока по физической культуре в 5 «А» классе
Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе тема «модели объектов и их назначение» iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск