Пояснительная записка к учебному плану по этнокультурному русскому компоненту
1. Актуальность проблемы.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса школы принято решение строить учебно-воспитательную работу на основе знакомства учащихся с традициями культуры русского народа.
Предлагается создание культурообразной среды посредством включения богатства культурного национального наследия в изучение базовых предметов учебного плана, в часы школьного компонента и планирование воспитательной работы школы.
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир культуры открывает детям нравственные ценностные ориентиры народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Этническая культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношения к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтичной напевной речи. Изучение культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Таким образом, включение ценностей и традиций народной культуры в процессе воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций народной культуры в нашей школе реализуется по программе этнокультурного направления :
Художественно-эстетическое,
Культурологическое,
Физкультурно-спортивное,
Эколого-биологическое,
Военно-патриотическое.
1. Цели и задачи.
Главная цель этнокультурного русского компонента школы состоит в формировании этно-национальной компетентности личности и в обеспечении социализации личности, как в интересах самой личности, так и государства. При этом, образование, выступая целью, результатом, процессом, формой и средством освоения человеком культуры, является одной из основных форм сохранения и развития русской культуры. Основные задачи работы педагогического коллектива по реализации этнокультурного компонента образования :
Обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом школьного уровня образования.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Изучение национального (родного языка), развитие лингвистических способностей.
Приобщение к культуре и традициям народа – носителя языка.
Взаимодействие с семьёй по принципу активного вовлечения родителей в жизнь школы, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений о роли этнической культуры в развитии ребёнка.
Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждого ребёнка.
Для достижения данных целей необходимо включить богатство культурного национального наследия в изучение базовых предметов учебного плана, в часы школьного компонента и планирование воспитательной работы школы.
Всего для реализации этнокультурного русского компонента выделено 128 часов.
Основные направления работы.
Художественно-эстетическое направление. Основными задачами в работе этого направления являются:
- осознанное восприятие учащимися культуры и искусства своей страны и народа
- развитие трепетного отношения к ценностям отечественной культуры и искусства
- воспитание серьезного отношения к получению образования, стремление к совместным делам, проявление взаимопомощи, привитие вкуса и чувства прекрасного.
В преподавании изобразительного искусства в рамках компонента школы идёт опора на огромный и разносторонний опыт нашей отечественной школы рисунка, живописи и композиции.
В практической работе обязательной вводной беседой является знакомство с произведениями русских художников-передвижников И. Левитана, И. Репина, В. Сурикова, В.Маковского, В.Серова и др.
При работе в мастерских декоративно-прикладного искусства учащиеся овладевают объемом знаний с привитием навыков традиционных промыслов России (Федоскино, Палех, Мстера, Гжель), которые в наше время переживают кризис, многие фабрики закрываются и поэтому необходимо сохранить уникальные народные ремёсла, передать навыки детям и тем самым возродить национальную русскую культуру.
В современных условиях городской жизни утрачиваются знания русского фольклора; дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», не могут повторить простых русских традиционных танцевальных движений, столь значимых для разностороннего, полноценного развития личности. Необходимо естественное включение детей в народный музыкально-поэтический язык, что достигается в работе фольклорных, хоровых, песенных и театральных мастерских художественно-эстетического направления школы.
Культурологическое направление. Это направление включает историко-культурный и духовно-нравственный аспекты.
Поскольку в настоящее время молодым поколениям слабо передается складывавшийся на протяжении веков глубоко нравственный образ жизни и поведения - общество и семья не придают должного внимания сокровищам национальной духовности, нерасторжимым с наследием русского православия. Культуре русского языка не отводится достойного места. Средствами массовой информации приглушается чувство национального самосознания, идет реклама достижений и образа жизни «потребителя». Утрачивается самобытность культуры, распространяется пренебрежительное отношение к родной природе, проблемой становится развитие физически и нравственно здоровых детей, ослабевают воспитательные функции семьи.
Очевидным становится воспитание в детях уважения к своим корням; родному языку, воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
Для нравственного совершенствования подрастающей личности значимо усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости. Так, например мастерская «История русских праздников» приобщает детей к традиционному наследию через проведение школьных мероприятий и тематических классных часов:
«День города»
«День учителя»
«День народного единства и согласия»
«Рождество»
«Масленица»
«Пасха»
«День славянской письменности и культуры»
Приобщение детей к чтению художественной литературы и формирование интереса к ней, а также обучение умению свободно пользоваться языком и красиво излагать свои мысли является одной из основных форм сохранения и развития русской культуры. Мастерские этнокультурного компонента «Риторика» и «Словесность» развивают художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививают навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
В рамках создания культурообразующей среды реализуются новые педагогические технологии. В курс «Культуры древней Руси» включены математические задачи, построенные на исторических сведениях об объектах материальной культуры России. Это позволяет расширить кругозор и усвоить математический материал учащимся с гуманитарным складом мышления. Таким образом, путём приобщения к истокам отечественной культуры формируется этнонациональная компетентность личности.
Физкультурно-спортивное направление.
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание занимает важное место, закладывается фундамент физических качеств.
Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания, способствуют развитию мышления, воображения, сноровки, инициативы. Помимо проведения мероприятий в рамках этнокультурного компонента: «День Города», «Масленица», «Пасха», мастерской «Русские народные игры» накоплен обширный материал для проведения физкульт.минуток, пауз и игр на переменах.
Военно-патриотическое направление.
В этом направлении работает гражданско-патриотический клуб «Московит», знакомя учащихся с героическими страницами истории Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры. В школьном музее накоплен большой материал о традиционной народной культуре, раскрывающей образ жизни, нравы, предания, праздники москвичей.
Эколого-биологическое направление.
Цель программы «Экология окружающей среды»- в бережном отношении к родной природе. Изучение проводится в частности в ходе периодически проводимых однодневных выездов в Подмосковье, где выполняются различные учебно-научные задачи и исследовательские работы. Мастерская сотрудничает с музеями и выполняет туристско-экскурсионную работу.
Название
дисциплины
| Цель дисциплины
| Кол-во часов
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
|
|
|
ИЗО : Рисунок, живопись, композиция
|
Формирование у школьников потребностей творческой самореализации, овладение средствами художественного изображения как способностью к анализу визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки. Присвоение ценностного отношения и приумножения традиций отечественной художественной культуры.
|
2 ч. (1-4кл.)
6ч. (5-9кл.)
|
Лепка
|
Пробудить и укрепить у детей любовь к русскому народному творчеству, этнографический интерес к жизни своего народа. Поддержать детей ,склонных к художественному творчеству.
|
2ч.(1-4кл.)
|
Декоративно-прикладное творчество
|
В процессе работы с различными материалами сформировать заинтересованное отношение к традициям народной культуры как к смысловой, эстетически значимой ценности.
|
4ч.(1-9кл.)
|
Резьба по дереву
|
Научить учащихся различным видам деятельности, развивать эстетический и художественный вкус, учить создавать проекты и выполнять их. Формировать общественную активность, прививать культуру труда.
|
4ч.(5-11кл.)
|
Бисероплетение
| Создавать художественно-декоративные объекты, развивать мелкую моторику, знакомить с декоративными функциями искусства начиная от истоков до наших дней.
|
4ч(5-9кл.)
6ч.(1-4кл.)
|
Дизайн одежды
|
Знакомить с историей своей страны посредством изучения истории русского народного костюма; обогащать эстетические представления учащихся лучшими образцами русского народного костюма и воспитывать их на основе ценностных ориентаций и художественного вкуса.
|
6ч.(1-9кл.)
|
Танцы народов мира
|
Воспитать у ребенка музыкально-двигательную культуру, дать ему необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать народной русской музыкой; дать двигающемуся и подчиняющемуся музыкальному ритму возможность почувствовать радость . Дать детям широкое представление о русском народном танце, изучить его виды и лексику, привить детям любовь к русскому танцу.
|
4ч.(1-4кл.)
4ч.(5-11кл.)
|
Хореография, современный танец
|
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического, психического и духовно-нравственного отражает необходимость комплексного подхода.
|
4ч.(1-4кл.)
4ч.(5-9кл.)
|
Хор русской песни
|
Прививать любовь к пению. Реализовывать культурно-гуманистическую функцию эстетического образования с опорой на общечеловеческие ценности мировой и национальной культуры.
|
2ч.(1-4кл.)
4ч.(5-9кл.)
|
Фольклор
|
Обучать истокам традиционных песенных жанров, знакомить с народным музыкальным творчеством – одним из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа.
|
4ч.(1-4кл.)
2ч.(5-9кл.)
|
Театральное творчество
|
Обучая элементам актерского мастерства, воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, к национальным традициям, характеру, литературе, театру, к русской культуре, в целом развивать творческие способности, художественный вкус, общую культуру личности, культуру общения).
|
4ч.(1-4кл.)
6ч.(5-11кл.)
| КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
|
|
|
Культура древней Руси
|
Курс призван приобщать учащихся к глубинному традиционному наследию; способствовать формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.
|
4ч.(1-9кл.)
|
Основы духовно-нравственной культуры
|
Курс призван приобщать учащихся к глубинному традиционному наследию; способствовать формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.
|
2ч.(1-4кл.)
2ч.(5-9кл.)
|
История русской философии
|
Создание целостного мировоззрения, формирование социокультурных ориентаций школьников в условиях модернизации общественной жизни, знакомство со своеобразием цивилизованной модели России.
|
4ч.(5-9кл.)
|
История русских праздников
|
Знакомство с устоями, традициями, моралью, эстетикой и жанрами искусства Руси; формирование представления о важнейших этапах и направлениях истории русской культуры.
|
6ч.(1-11кл.)
|
Риторика
|
Развитие познавательного интереса к филолого –культурологическим ценностям; формирование внимательного и бережного отношения к слову; обогащение словарного запаса, который может употребляться в живой речи и служить пассивным фондом, используемым при чтении русской классики.
|
4ч.(1-4кл.)
2ч.(5-9кл.)
|
Словесность
|
Дать возможность через лингвистический анализ художественного текста показать красоту русского языка, выразительность русской речи, ее неисчерпаемое богатство. Помочь учащимся чутко и адекватно воспринимать язык художественного текста.
|
4ч.(1-9кл.)
|
Английский язык и культура англоязычных стран
|
Изучить взаимодействие традиций, культуры, вопросов истории народов, познакомить с шедеврами архитектуры, истории, литературы, с примерами духовного и нравственного подвига выдающихся деятелей культуры англоязычных стран.
|
4ч.(5-9кл.)
2ч.(10-11кл)
|
Культурное наследие региона
|
Призвано систематизировать экскурсионную работу по истории, литературе, москвоведению, МХК. Познакомить с шедеврами архитектуры, истории, литературы, с примерами духовного и нравственного подвига выдающихся деятелей российской культуры.
|
4ч.(5-9кл.)
| ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
|
|
|
Экскурсии, экспедиции, походы
| Проведение тематических экскурсий по историческим местам, посещение памятников старины, святынь земли русской.
|
В течен. года
|
Русские народные игры
| Восстановление утраченных исторических и культурных связей, путем приобщения детей к русскому игровому фольклору; воспитание учащихся в духе народной культуры, отражающей особенности менталитета народа; ориентация детей на национальные ценности и формирование этнического самосознания.
|
4ч.(1-4кл.)
| ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
|
|
|
Гражданско-патриотический клуб «Московит»
|
Реализация проектов, связанных с историей, культурой своего края, своей страны. Развитие познавательной активности учащихся, чувства патриотизма.
|
4ч.(5-9кл.)
|
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
|
|
|
Экология окружающей среды
| Применение на практике знаний, получаемых на уроках биологии, отражающих историю развития экологии как науки, показ значимости этих компетенций для жизнедеятельности человека в наше время.
|
4ч.(5-9кл.)
2ч.(9-11кл.)
| 4. Принципы построения плана работы.
- принцип приоритета национальных духовных ценностей, которые предполагают усвоение подрастающим поколением духовных ценностей русского народа, положительных черт национального мировоззрения и характера;
- принцип опоры на диалог культур (в историческом и межнациональном плане), предполагающий взаимодействие и интенсивное взаимообогащение культуры народа с учетом ее развития в различные исторические эпохи, а также культуры русского и других народов;
- принцип природосообразности, проявляющийся в учете психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, близости их к природе, жизни;
- принцип учета духовно-нравственной составляющей, которая означает необходимость отбора материала программы с учетом национально-своеобразной эмоционально-образной сферы русского и других народов;
5.Этапы приобщения к культуре.
I ступень (1-4 классы) – обучение языку на внеклассном уровне (изучение сказок, стихов, загадок, поговорок, народных и детских песен), знакомство с народными играми, национальными танцами. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте при освоении фольклора у ребят проявляется интерес к различным видам художественной деятельности – пению, игре на инструментах, хореографии, причем важен не столько результат, сколько процесс исполнительства. Этому возрасту характерны любовь к игре, любознательность, доверчивость, оптимизм, стремление к творчеству. Главный метод обучения – игра, пронизывающая все формы деятельности: разыгрывание сюжета (игра в песне); ряжение (с костюмом), создание аккомпанемента на национальных музыкальных инструментах.
Это период постепенного интуитивно-осознанного усвоения механизмов традиционной культуры. Здесь предполагается освоить различные жанры мордовского музыкального фольклора, познакомиться с традициями, обычаями мордвы, национальными танцевальными движениями и музыкальными инструментами.
Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь закладывается фундамент глубокого постижения русского языка, который в своих архетипах несет прообраз художественного языка всех культур и народов, освоения народного идеала «совершенного человека».
В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие задачи:
1. Воспитание любви к своей Родине, земле, на которой живешь, к дому.
2. Воспитание интереса и любви к русскому искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей русского народа, воплощенных в искусстве.
4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.
5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим нашу страну.
6. Приобретение знаний о традициях, обрядах, о жанрах русских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, композиторах и исполнителях.
7. Формирование навыков исполнения русских народных песен, усвоение простейших форм многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.
8. Формирование умения воспринимать произведения Великих русских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.
9. Показ взаимосвязи народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством.
10. Развитие творческих способностей, формирование основ культурного мышления.
Содержание программы в начальной школе включает в себя формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности, приобретение знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности на основе освоения фольклора и искусства, претворяющего традиции русской культуры.
Формирование русской духовной культуры невозможно без освоения народного музыкального искусства, которое в художественной форме отразило национальные традиции, мировоззрение, нравственные идеалы этноса. Поэтому музыкальный материал программы направлений включает музыкальное народное искусство, которое представлено (в соответствии с возрастом):
- детским музыкальным фольклором (потешки, прибаутки, заклички, колядки, песенки из сказок, колыбельные песни);
- отдельными образцами взрослого фольклора, доступными по образному строю и музыкальному языку, предназначенными для пения (круговые, лирические, календарно-обрядовые, шуточные песни);
- отдельными образцами взрослого фольклора, предлагаемыми для слушания и музыкально-ритмических движений (эпические, лирические, круговые песни).
Особое место отводится календарной обрядности и песням, ее сопровождавшим. И это не дань язычеству или возврат к нему. Осваивая календарно-обрядовые песни, школьники знакомятся со взглядами своих предков на взаимоотношения человека с природой, окружающим миром, об ответственности человека за состояние природы. Мир природы выступает в данном случае как объект изучения и как важное воспитательное средство активизации музыкальной и творческой деятельности учащихся. Природа выступает как живой организм, и учитель помогает ребенку «очеловечить» природу и одухотворить ее, выразить в творчестве свое отношение к ней. Все это будет способствовать экологическому воспитанию, формировать чувство ответственности и любви к деревьям, цветам, животным, родной земле.
II ступень (5-9 классы) - уроки русского языка, формирование понятий о национальной культуре и традициях, знакомство с декоративно-прикладным искусством русского народа, учет этнокультурного компонента в процессе преподавания учебных предметов. В среднем школьном возрасте проявляется потребность углубленного изучения проблем фольклористики и этнографии, взаимосвязи народного творчества и профессионального искусства, причем интересы имеют целенаправленный характер. Это период сознательного освоения норм неписьменной традиции, принципов национального мышления.
Программа по этнокультурному образованию для 5-9 классов направлена в первую очередь на закрепление понимания специфики и природы народного искусства. В целом на данном возрастном этапе решается важная проблема – приобщение, исследование и наследование национальной бесписьменной традиции. В средних и старших классах как никогда важно показать общность различных культур в этико-философском, эстетическом плане, которая исходит из стремления любого народа к добру, справедливости, достоинству, красоте, из желания жить в гармонии с природой, людьми, опираясь на общечеловеческие ценности – любовь к Родине, земле, матери и т.п.
Работа на данном возрастном этапе осуществляется в опоре на диалог национальных и исторически обусловленных форм культуры. В программе отражена тенденция к постижению на конкретном материале взаимоотношений между русским и другими народами, народами финно-угорской группы.
В связи с этим, а также трактуя цель национального возрождения, можно выделить следующие задачи этнокультурного развития средствами народного русского искусства в средних классах:
1. Формирование гордости за национальное искусство, ответственности за его сохранение и возрождение, самоуважения и уважения к другим культурам и народам.
2. Освоение основных нравственных и эстетических идеалов русского народа, стереотипа общественного поведения, национального воспитательного идеала, характера и убеждений на основе традиционной культуры.
3. Воспитание желания самостоятельно познавать национальное, участвовать в его пропаганде и развитии национальных традиций, вызвать у учащихся интерес к истории своего народа и страны, дать почувствовать важность и необходимость исторической памяти, подтолкнуть к раздумьям о том, что связывает современников с прошлым.
4. Способствовать формированию понимания, уважения и терпимости к другим культурам, являющимся национальными формами мировой культуры.
5. Формирование эмоционально-ценностного и эстетического отношения к миру, природе, себе подобным и самому себе на основе опыта, заложенного в фольклоре.
6. Приобретение знаний об истории, обрядах, быте , о жанрах русских народных песен: лирических, эпических, шуточных, исторических, календарно-обрядовых; знакомство с композиторами и исполнителями.
7. Знакомство с лучшими произведениями русских авторов, разрабатывающих принципы национальной традиции, показ преемственности времен и поколений.
6. Ожидаемые результаты:
- возникновение большого интереса ребят к своим истокам, к родному языку;
- формирование гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение в организации и проведении мероприятий этнокультурного компонента;
- повышение уровня материально-технического оснащения школы;
- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, основных нравственных проблем: счастье и несчастье, любовь и ненависть, добро и зло, имеющих общечеловеческую значимость;
- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте русского народа;
- развертывание материала в историческом плане с целью рассмотрения жизни народа в различные исторические периоды;
- постепенное накопление исполнительских навыков, способствующих освоению национальной исполнительской народной манеры пения;
- понимание взаимосвязи русского искусства с изобразительным и литературно-поэтическим творчеством других народов. |