Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»





Скачать 62.48 Kb.
НазваниеН. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Дата публикации09.10.2014
Размер62.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Н.А. Костина

г. Черкесск, МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

cost.natasha2012@yandex.ru
Творчество как средство, повышающее эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта
Подари тепло и свет тому, кто в нем нуждается. Творчество – самый забавный труд и самая трудная забава.

В статье рассматривается роль эстетического воспитания в формировании творческих способностей личности. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников.
В настоящее время факт стремительного роста числа детей с недостатком интеллекта неоспорим. Именно поэтому профессиональная деятельность педагога на современном этапе развития специального (коррекционного) образования приобретает фундаментальную важность. Для эффективного решения педагогических задач на современном уровне нужны специалисты, осознающие важность решаемых проблем, способные осваивать новые педагогические технологии, овладевать особыми методами и приемами, соответствующими специфике психофизического развития детей данной категории.

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки на добрые дела. Нравственно-эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях.

Для целенаправленного нравственного становления личности детей данной категории необходимы четкая организация их жизни, ежедневная практика нравственного поведения, привитие трудовых навыков и умений, подготовка к жизни в обществе. Чем аккуратнее, уважительнее, трудолюбивее, послушнее, скромнее наши дети, тем охотнее принимают их окружающие, тем легче войти им во взрослую жизнь.

Формирование всех перечисленных качеств можно начать со знакомства с традициями христианской культуры, с обычаями русского народа, максимально приблизив их к современной жизни, подчеркнув тем самым связь времен и поколений. Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей «Технология» и «Искусство». С одной стороны, изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщают детей к народно-прикладному искусству, воспитывает эстетическое отношение к действительности; с другой, полученные знания и навыки могут помочь им в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка. Народное искусство является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания. Объекты труда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение, и знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными. Серьезное внимание на проблему эстетического воспитания в процессе трудового обучения было обращено ещё во второй половине 50-х гг. прошлого века. По этому поводу был опубликован ряд статей в журнале «Декоративное искусство СССР». Важным шагом в этом направлении стали работы А.С. Хворостова, который в своей книге «Декоративно-прикладное искусство в школе» (1981) писал: «Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуется советская школа. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно». Мною разработаны авторские программы по изонити и бисероплетению для учащихся 6-9 классов. Эти программы представляют уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом и оборудованием, ценить красоту. Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все учебные изделия выбирались с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в и. проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены в школьной мастерской. Сегодня появилась возможность представить эти материалы в виде цельной системы практических знаний и теоретических сведений, рассчитанной на 144ч. Теоретические сведения, связанные с художественной обработкой материалов, излагаются учителем в непосредственной связи с изготовлением учащимися конкретных изделий. При этом практической работе отводится до 80% учебного времени. Основная сложность при разработке этой программе, состояла в том, чтобы совместить изучение народных промыслов с современными технологиями в декоративно прикладном искусстве. При этом на примере изготовления объектов учащиеся должны знакомиться с элементами черчения и графики, использовать знания, полученные на уроках изобразительного искусства, истории и ряда других школьных предметов. В рамках этих программ учащиеся знакомятся с народными, классическими видами нитяной графики, современными вышивками с использованием бисера, с различными видами современных изделий из бисера, традиционными видами плетения, с художественными, народными промыслами отделки изделий.
Конечный результат обучения по программам заключается в том, чтобы дети могли освоить различные художественные способы обработки материалов, умели самостоятельно изготовить красивые, нужные вещи, приносящие удовлетворение результатами труда. Эстетическое воспитание в процессе овладения учащимися соответствующих технологий будет осуществляться более успешно при использовании возможностей современного компьютерного обеспечения с целью иллюстрирования излагаемого материала, а также для подготовки рабочих эскизов. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии.

Литература

  1. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128с.

  2. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. Для учителя/ Г.С. Лабковская. – М,: Просвещение, 1983. – 304с.

  3. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985, - 176с.

  4. Лихачев, Б. Т. Эстетическое воспитание в школе. – М.: Педагогика, 1980. – 136с.

  5. Мальковская Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / под ред. Т. Н. Мальковской. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 192с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» icon«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида...
Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной...
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconОбразовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)...
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconМкскоу «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
«Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconПриказ №102 от 29. 08. 2013 г. Протокол №1 от 29. 08. 13 Специальная...
Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconРабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconРабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconРасписание звонков
«Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 (VIII вида)»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconСогласовано
Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconОтчет о результатах самообследования
«Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconСогласовано
Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconПубличный доклад
Мбс(к)оу «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconПротокол заседания мо боу шмр специальная (коррекционная) общеобразовательная...

Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconКгсоу «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Наименование оу: Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников...
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconРасписание уроков для учащихся 10 12 классов
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №41 VIII вида» г. Сыктывкара
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconРабочая программа учебного предмета
Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида
Н. А. Костина г. Черкесск, мкоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Правила приняты решением общественно-государственного Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения специальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск