Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников





Скачать 54.49 Kb.
НазваниеЯзыковая культура как инструмент социального воспитания школьников
Дата публикации09.10.2014
Размер54.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Захарова Людмила Анатольевна, учитель английского языка, МБОУ Одинцовская гимназия №4, e-mail:lyuda.uchitel@yandex.ru

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа", предложенной Д.А.Медведевым в выступлении на церемонии открытия Года учителя , подчеркивается мысль о том, что школа является принципиально важным элементом в процессе "модернизации и инновационного развития страны"[4]. " Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире". [4].В целях успешной реализации стратегической политики государства в сфере образования необходимо учитывать экономические и политические изменения, которые претерпело российское общество , а также смену систем ценностей и социальных приоритетов . В этих условиях школа - в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором социального воспроизводства в новых поколениях духовных, моральных, материальных ценностей. Воспитание здесь - первостепенный приоритет в образовании , самое важное условие социального развития личности и прогресса общества. Основное предназначение воспитания - служение интересам личности и общества, соответствие целям и задачам его социального развития, историческим, этническим, культурным особенностям и духовным идеалам.

Социальное воспитание школьников- это «целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учётом его личностно- социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности » [2, с.96]. Основная цель социального воспитания- формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социально- исторической ситуации, социально-экономических условиях жизни общества, обеспечение полноценного развития этой личности как неповторимой индивидуальности. В отечественной практике социального воспитания существует достаточно большой список методов, средств, способов, "с помощью которых оно осуществляется и без которых не сможет себя реализовать" [3, c.144]. Но " отличие современного социального воспитания заключается в том, что в воспитании гармонично развитой личности основной упор делается на социум, точнее на сотворённую в нём культуру"[1,228]. Значимость культурного наследия прошлого и воспитательная ценность последнего возрастает во много раз , если есть "форма существования мышления"[5, c.18]. Язык, социальный и национальный по своей природе , является средством существования и передачи культурного пласта, созданного обществом в устной и письменной форме. Язык- " зеркало культуры, в нём отражается не только реальный мир, окружающий человека, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей , мироощущение, видение мира. Язык хранит культурные ценности - в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи. Язык-передатчик, носитель культуры, он передаёт сокровища национальной культуры, хранящейся в нём, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщённый культурный опыт предшествующих поколений. Язык- орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения"[5, c.17-18].

Однако нельзя отрицать тот факт, что язык -это очень широкое понятие, достояние всего общества, "мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива"[5, c. 18]. В этих условиях человек, обладающий высокой языковой культурой, сможет передать всю его красоту, многообразие и смысл последующим поколениям. Именно языковая культура личности как инструмент социального воспитания даёт возможность эффективного общения людей с целью передачи положительного социального опыта.

Языковая культура в процессе социализации личности формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками, но не без помощи различных приёмов. Работа в группах, проектная деятельность, ролевая или деловая игра , дискуссия, диспут помогают создавать активную коммуникативную среду, которая способствует развитию языковой культуры личности. Эти же формы помогают формировать культурно-ценностные ориентации детей, так как предполагают их активное взаимодействие друг с другом и с педагогом, требуя от общающихся толерантности в общечеловеческом и нравственном плане.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка .Процесс обучения иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовного, нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. В этом случае в качестве конкретного содержания урока выступает культура, под которой понимается " совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни"[5, c.15]. В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации .

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы: проблемы толерантности, современной семьи, образования, проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом,  проблемы благотворительности, проблемы национальной культуры. Процесс нравственного воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Современный урок иностранного языка осуществляет подготовку школьников к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение конкретному языку, воспитывая у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивая уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта обучающегося, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.

Таким образом, можно утверждать, что в изменившихся современных условиях все более приоритетными становятся проблемы духовной жизни, нравственное, гражданское становление и развитие личности, что, соответственно, делает социальное воспитание востребованным на всех уровнях социальной и общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на саморазвитие, самосовершенствование, самозащиту личности, на подготовку подростка, юноши-старшеклассника к жизненному самоопределению, нравственно оправданной будущей жизнедеятельности, жизнетворчеству, семейной жизни.

Список литературы.

1.Гурьянова М.П. "Сельская школа и социальная педагогика".Минск,"Амалфея",2000.

2.Мардахаев Л.В. "Социальная педагогика"Москва,"Гардарики",2006.

3.Мудрик А.В."Социальная педагогика".Москва,"Академия",2000.

4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(электронный ресурс)- режим доступа свободный www.mon/gov.ru/dok/akt/6591.

5.Тер-Минасова С.Г."Язык и межкультурная коммуникация". Издательство Московского университета,2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников icon«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.»
Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconУдк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconТекст как педагогический инструмент диагностики метапредметного результата...
Современное информационное общество характеризуется расширением системы источников информации, доступных учащимся, и следовательно,...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников icon«Юные знатоки английского языка»
Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить школьников использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconИли задание текущей аттестационной работы
Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента)
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconПояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным...
Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconПлан-конспект урока культура речи и языковая норма
Укажите предложение, в котором выделенное слово имеет конструктивно ограниченное значение
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconРефератов по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные группы норм
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconПлан работы кружка «Let’s speak English». Александрова Луиза Михайловна г. Ядрин 2010 г
Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconОвчарова Р. В справочная книга социального педагога
Беличева С. А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. //Воспитание...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconЯзыковая политика и законы о языке
Языковая ситуация, характерная для сообщества определяется функциональными отношениями между компонентами социально-коммуникативной...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconАвторская программа кружка английского языка для учащихся 4 класса...
Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге...
Языковая культура как инструмент социального воспитания школьников iconПрограмма психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье»
Государственное образовательное учреждение Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» Утверждена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск