Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»





Скачать 294.36 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Дата публикации15.11.2014
Размер294.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

• Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010;

Программа составлена с учетом «Национально-регионального компонента». Это является важнейшим инструментом реализации концепции национального воспитания и образования на основе традиций татарского народа, общечеловеческих ценностей. Претворение в жизнь национально-регионального компонента происходит через учебный план и программы, которые являются документальным обоснованием для проведения учебно-воспитательного процесса. (Закон РТ «О языках народов Республики Татарстан», Закон «Об образовании»).

Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

• становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

• развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2013-/2014 учебном году в 8 классе. «Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

(Программы общеобразовательных учреждений. «Искусство» (Музыка): 8-9 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2007 год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.

Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Применение современных технологий обучения – на уроках используются элементы развивающего обучения, проектная, компьютерная технологии, элементы КСО.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

• специфику музыки как вида искусства; • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; • основные жанры народной и профессиональной музыки; • богатство музыкальных образов и способов их развития; • основные формы музыки; • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

• определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:

• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Основные содержательные линии:

• обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки); • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; — воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством; — освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII- класса основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Основные методические принципы построения программы 8 класса.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора— исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами. Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с обще духовным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXIв.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и не традиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности. Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим – ценностям. Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства. Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для 5—9 классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка. Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:

• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

8 КЛАСС (17 ч)

В программе ставится задача обобщения музыкально-слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства — фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академической и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль»; «Стиль — это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (8 ч)

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке. Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Примерный перечень музыкального материала:

Народные песни, церковные песнопения, романсы; Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин. Высокая месса си минор (фрагменты). И.С Бах. Всенощное бдение (фрагмент) С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Ария из оркестровой сюиты № 3. И.-С. Бах. Бразильская бахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака). Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин. Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в. Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка. Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин. Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера. Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт. День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина. Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов: Песни без слов. Ф. Мендельсон. Вокализ. С. Рахманинов. Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр. Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти. Менуэты из сюит. И.-С. Бах. Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт. Вальс-фантазия. М. Глинка.

Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев. Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г, Свиридов. Вальсы. Ф. Шопен. И. Штраус.

Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Танец огня. Из балета «Любовь-волшебница». М. де Фалья.

Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть , траурный марш). Ф. Шопен.

Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ф. Мендельсон.

Марши. Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский-Корсаков. П. Чайковский. Ж. Бизе. Симфония № 5 (финал). Л. Бетховен. Симфония № 6 (3-я часть). П. Чайковский. Симфония № 7 («Ленинградская») (1-я часть). Д. Шостакович. Военный марш. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Март. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке.

Сонаты. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А. Шнитке.

Прелюдии. И.-С. Бах. Ф. Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин. Д. Кабалевский. С. Губайдулина. Карнавал. Фортепианная сюита. Р. .Шуман. Комедианты. Сюита для малого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи (9 ч)

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХУП1 — XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов. Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хэви-метал, рэц, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX — XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.

Примерный перечень музыкального материала:

Симфония — от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для V—VIII классов — по выбору учителя) Прощальная симфония. Й. Гайдн. Симфония № 1 («Классическая»). С. Прокофьев, Симфония № 4. А. Шнитке.

Опера — оперетта — мюзикл — рок-опера (из программы «Музыка для V— VIII классов — по выбору учителя). Моя прекрасная леди (фрагменты). Ф. Лоу. Белая акация (фрагменты). И. Дунаевский. Принцесса цирка (фрагменты). И. Кальман. «Юнона b Авось». А. Рыбников, либретто А. Вознесенского. Метро. Я. Стоклас (русская версия текстов Ю. Рященцева и Г. Полвди). Норд-Ост. Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева. Собор Парижской Богоматери. Р. Коччиант, либретто Л. Пламондона (русская версия текста Ю. Кима). Ромео и Джульетта. Ж. Пресгурвик. Иисус Христос — суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. Э.-Л. Уэббер. Чикаго. Дж. Кандер. Золушка, Р. Роджерс. Золушка. К. Меладзе и др. Балет (из программы «Музыка» для V— VIII классов — по выбору учителя) Спартак (фрагменты). А. Хачатурян. Кармен-сюита (фрагменты). Р. Щедрин.

Собор Парижской Богоматери (фрагменты). М. Жарр. Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V—VIII классов — по выбору учителя) Прелюдии и фуги. И.-С. Бах (классические и современные интерпретации). Соната № 14 («Лунная»). Л. Бетховен (классические и современные интерпретации). Прелюдии. Ф. Шопен (классические и современные интерпретации). Картинки с выставки. Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации). Нет, только тот, кто знал. П. Чайковский, слова В. Гёте (классические и современные интерпретации). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «Истра Софт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

Оборудование, используемое на уроках:

1. Фортепиано

2. Компьютер

3. Музыкальный центр

Календарно-тематическое планирование (8 класс)

Раздел 1 Жанровое многообразие музыки (8 часов)




Тема урока

Кол-во уроков

Элементы обязательного минимума содержания. Музыкальный материал.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

По плану

По факту

1

Музыка в жизни человека.

1

Культура. Образованный человек. Фрагменты произведений Моцарта, Баха, Рахманинова.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях

Входная

диагностика.







2

Жанры в музыке.

1

Опера. Балет. Симфония. Соната.

Фрагменты балета «Щелкунчик» П. Чайковского, оперы «Князь Игорь» А. Бородина, симфонии № 5 Л. Бетховена, Духовного концерта М. Березовского, Вокализа С. Рахманинова.

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

Устный опрос.

Сольное пение.

Музыкальная угадайка.







3

Песня. Жанры народных песен.

1

Музыка народная. Музыка профессиональная

Фрагменты опер «Князь Игорь» А. Бородина, «Иван Сусанин», Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка». Народные песни.

Татарские народные песни: «Каз канаты», «Тафтиляу». (Н.Г.К.).

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Устный опрос.

Сольное пение.







4

Вокальные жанры и их развитие в духовной музыке разных эпох.

1

«Высокая месса си-минор» И.С. Бах (фрагмент)

«Страсти по Матфею» И. С. Бах

«Всенощное бдение» С. Рахманинов (фрагмент)

Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся).

Устный опрос.

Сольное пение.







5

Вокальные жанры и их развитие в светской музыке разных эпох.

1

Ария. Песня. Романс.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.




Устный опрос.

Сольное пение.







6

Танец.

1

Разнообразие танцевальных жанров.

Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Выход Шурале» из балета «Шурале» Ф.Яруллина. (Н.Р.К.).

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.).

Устный опрос.







7

Марш.

1

История русского марша.

Марш Преображенского полка, Марш Семеновского полка. «Прощание Славянки» В. Агапкина.

История татарского марша. С.Сайдашев.

(Н.Р.К.).

Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Устный опрос.

Сольное пение.







8

Марш.

1

Жанры маршевой музыки.

Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.

Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона.




Устный опрос.

Сольное пение.







Раздел 2. Музыкальный стиль – камертон эпохи. (9 часов)




1

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв.

Возрождение.




Лютневая музыка эпохи Ренессанса, духовная музыка Лассо Орландо.

Баллада. Канцона. Лютня. Клавесин.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв.

Возрождение

Входная

Диагностика.







2

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Барокко.




Фрагменты произведений А. Вивальди, И.С. Баха, Г. Телемана.

Опера. Оратория. Месса. Кантата. Токката. Фуга. Соната. Сюита.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Барокко.

Устный опрос.







3

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классицизм.




Прощальная симфония. Гайдн.

Фрагменты оперы В. Моцарта «Волшебная флейта».

Симфония. Увертюра. Опера.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классицизм.

Устный опрос.

Сольное пение.







4

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Романтизм.




Фрагменты произведений Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини.

Опера. Вальс. Ноктюрн. Баллада. Программная музыка.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Романтизм.

Устный опрос.

Музыкальная угадайка.







5

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Импрессионизм




Фрагменты произведений К. Дебюсси и М. Равеля.

Прелюдия. Ноктюрн. Фортепианная миниатюра.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Импрессионизм

Устный опрос.

Сольное пение.







6

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Неоклассицизм.




Фрагменты произведений И. Стравинского, А. Онеггера.

Балет. Стилизация. Модернизация музыкального языка.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Неоклассицизм.

Устный опрос.







7

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классический.




Фрагменты произведений Стива Райха, Георгио Лигетти и Яниса Ксенакиса.

Классический авангард.

Знать: Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классический.

Устный опрос.

Музыкальная угадайка.







8

Стилизация и поли стилистика.




Фрагменты 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича, Трио ре-минор С. Рахманинова.




Музыкальная

викторина.







9

Музыкальный стиль – камертон эпохи.

Итоговый урок. Зачет.







Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Сольное пение.

Музыкальная

викторина.

Музыкальная угадайка.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка»
«Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconКабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке 7класс Составитель
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Программы...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса «Музыка» разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной (Музыка....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2008 год). Программа...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по музыке для 6 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по музыке для 7 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по музыке для 5 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск