Скачать 138.72 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 5 класса, базовый уровень, (далее - Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. – М. «Просвещение», 2010. Рабочая программа направлена на достижение следующей цели: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся. В соответствии с целями преподавания основные задачи обучения в базовом 5 классе сводятся к следующему:
В авторскую программу изменений не внесено. Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, из них:
Формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: работа с учебником, подготовка сообщений, семинарское занятие с использованием материалов учебника и привлечённых дополнительных материалов из словарей и справочников, Интернета. В процессе обучения предполагается использование (наряду с традиционными формами организации уроков) следующих форм организации учебного процесса: уроки с групповыми формами работы; уроки творчества; интегрированные уроки. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Календарно-тематический план
Содержание учебного предмета Музыка и литература (17 часов) Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Музыка и изобразительное искусство (18 часов) Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Формы и средства контроля
Основные виды контроля при организации контроля работы: - текущий - итоговый - индивидуальный - письменный - контроль учителя Формы контроля: - наблюдение - тест Тест 1 1. Кто из русских художников написал триптих (картину, состоящую из 3-х частей) «Александр Невский»? А) Суриков; В) Корин; Б) Левитан; Г) Иванов. 2. Что такое кантата? А) Это многочастное вокальное произведение для солистов, хора и оркестра; Б) Это инструментальное произведение для камерного оркестра; В) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют; Г) Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют. 3. Кто из русских кинорежиссеров поставил фильм «Александр Невский»? А) Кончаловский; В) Рязанов; Б) Эйзенштейн; Г) Михалков. 4. Сколько частей в кантате «Александр Невский»? А) 5; Б) 7; В) 8; Г) 10. 5. Что вначале сочинил С.С. Прокофьев музыку к фильму «Александр Невский» или кантату? А) Кинофильм; Б) Кантата. 6. Кто из русских художников написал картину «Въезд Александра Невского в Псков» А) Серов; Б) Левитан; В) Корин ; Г) Суриков. 7. Накануне, каких событий появились фильм и кантата «Александр Невский»? А) Перед революцией В) Накануне Великой Отечественной войны Б) Перед Ледовым побоищем Александра Невского Г) Накануне праздника, посвящённого празднованию Великой Победы над фашистскими захватчиками. 7. Назови мелодию 6-й части кантаты «Александр Невский». А) Ледовое побоище; Б) «Мёртвое поле»; В) 2 Песня об Александре Невском»; Г) «Уж ты поле моё» Выполни таблицу
Построй правильные цепочки из произведений классиков:
Тест № 2 1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей: а) жанр; б) тема; в) соната; г) песня. 2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют: а) слово и песня; б) живопись и музыка; в) слово и музыка; г) песня и романс. 3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки: а) А. Пушкин; б) Н. Кукольник; в) И. Бунин; г) В. Мюллер. 4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1; б) В. Моцарт. Симфония №40; в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня». г) Р. Шуман. «Первая утрата». 5. У какого вида искусства музыка училась во все времена? а) поэзия; б) живопись; в) театр; г) архитектура. 6. Определи, какое музыкальное произведение звучит: а) В. Моцарт. Симфония №40; б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня». в) Р. Шуман. «Первая утрата». г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1. Перечень учебно-методических средств обучения Литература Основная:
Дополнительная:
Оборудование и приборы
|