Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса, базовый уровень, (далее - Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. – М. «Просвещение», 2010.
Рабочая программа направлена на достижение следующей цели: в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
В соответствии с целями преподавания основные задачи обучения музыке в базовом 7 классе сводятся к следующему:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В авторскую программу изменений не внесено.
Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. – М. «Просвещение», 2010;
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. учебник «Музыка 7 класс» - М.,Просвещение, 2012 г.;
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. творческая тетрадь «Музыка 7 класс» - М.,Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, из них:
контрольные тестирования –1
рефераты, творческие работы.
Формы организации учебного процесса
включают разнообразные виды самостоятельной работы: работа с учебником, подготовка сообщений, семинарское занятие с использованием материалов учебника и привлечённых дополнительных материалов из словарей и справочников, Интернета.
В процессе обучения предполагается использование (наряду с традиционными формами организации уроков) следующих форм организации учебного процесса: уроки с групповыми формами работы; уроки творчества; интегрированные уроки.
Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование и подготовка рефератов (исследовательский проект).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен
знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Календарно-тематический план
№п/п
| Наименование раздела и темы
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохожде-ния
| Примечание
| Особенности драматургии сценической музыки
| 17
|
| 1
| Классика и современность
| 1
| 3.09
|
| 2
| В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
| 1
| 10.09
|
| 3
| В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
| 1
| 17.09
|
| 4
| В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
| 1
| 24.09
|
| 5
| В музыкальном театре. Балет.
| 1
| 1.10
|
| 6
| В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»
| 1
| 8.10
|
| 7
| Героическая тема в русской музыке.
Урок – обобщение.
| 1
| 15.10
|
| 8
| В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».
| 1
| 22.10
|
| 9
| Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.
| 1
| 5.11
|
| 10
| Опера «Кармен» Ж. Бизе.
| 1
| 12.11
|
| 11
| Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»
| 1
| 19.11
|
| 12
| Сюжеты и образы духовной музыки.
| 1
| 26.11
|
| 13
| Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.
| 1
| 3.12
|
| 14
| Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.
| 1
| 10.12
|
| 15
| «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке
| 1
| 17.12
|
| 16
| Образы «Гоголь-сюиты» А. Шнитке
Контрольный тест.
| 1
| 24.12
|
| 17
| Музыканты – извечные маги. Обобщающий урок.
| 1
| 14.01
|
| Особенности драматургии каменой и симфонической музыки
| 18
|
| 18
| Музыкальная драматургия – развитие музыки
| 1
| 21.01
|
| 19
| Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
| 1
| 28.01
|
| 20
| Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
| 1
| 4.02
|
| 21
| Транскрипция. Ф. Лист.
| 1
| 11.02
|
| 22
| Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.
| 1
| 18.02
|
| 23
| «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.
| 1
| 25.02
|
| 24
| Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева.
| 1
| 4.03
|
| 25
| Соната № 11 В. Моцарта Симфония.
| 1
| 11.03
|
| 26
| Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.
| 1
| 19.03
|
| 27
| Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.
| 1
| 1.04
|
| 28
| Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова.
| 1
| 8.04
|
| 29
| Симфонии П. Чайковского, Д.Шостаковича.
| 1
| 15.04
|
| 30
| Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт.
| 1
| 22.04
|
| 31
| Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз»
Дж. Гершвин
| 1
| 29.04
|
| 32
| Музыка народов мира.
| 1
| 6.05
|
| 33
| Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
| 1
| 13.05
|
| 34
| Исследовательский проект.
| 1
| 20.05
|
| 35
| Пусть музыка звучит! Итоговый урок.
| 1
| 27.05
|
|
Содержание учебного предмета
Особенности музыкальной драматургов сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Формы и средства контроля Полугодие
| I
| II
| Контрольное тестирование
| 1
| 1
|
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- тест, подготовка рефератов.
Тест
1 Как называется опера М. И. Глинки ?
-Конёк- горбунок. – Иван Сусанин. – Князь Игорь.
2 Кто написал оперу « Князь Игорь»?
- Глинка. – Бородин. –Чайковский.
3 Какого действующего лица нет в опере « Князь Игорь»?
- Ярославна. – Галицкий. – Мизгирь.
4 Второе название оперы « Иван Сусанин»?
- Война и мир. - Гибель за царя. - Жизнь за царя.
5 Кто настоящий отец А.П. Бородина?
- Порфирий Бородин. – князь Гедианов -Пётр Первый.
6 За какой город отдал свою жизнь Иван Сусанин?
- Петербург. – Путивль. – Москва.
7 Как называется литературный источник оперы « Князь Игорь»?
- Сражение полка Игорева. – Слово о полку Игореве. – Смерть полка Игорева.
8 В каком году родился М.И. Глинка?
- 1805. -1847. -1844.
9 Какая основная профессия Бородина?
- медик. – пианист - композитор.
10 Какая примета была в опере « Князь Игорь»?
- Солнечное затмение. – Задавил змею - Забыл посмотреться в зеркало.
11 Перечислить действующих лиц оперы « Иван Сусанин».
12 Перечислить действующих лиц оперы « Князь Игорь».
13 Какая из опер ( Глинка или Бородин) тебе больше всего запомнилась и почему?
14 Составь слово:
РОЗКОИМОТП. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:
Творчество Г. Свиридова
Творчество А. Бородина
Оперное творчество Римского-Корсакова
Творчество И. Стравинского
Творчество Ф. Шуберта
Творческий проект «Король вальса – И. Штраус»
История рождения «вальса»
Творчество И. Дунаевского
Песни В. Баснера
Творческая биография А. Даргомыжского
Творчество И. Баха
«Жизнь песни на войне», творческий проект
Творческий проект «Не ручей – море имя ему. Творчество И.С. Баха»
Творчество Георгия Свиридова
Творчество Сергея Прокофьева
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Основная:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. учебник «Музыка 7 класс» - М.,Просвещение, 2012 г.;
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. творческая тетрадь «Музыка 7 класс» - М.,Просвещение, 2010 г..
Дополнительная:
Сергеева Г.П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 4-е изд. - Просвещение, 2012.
Оборудование и приборы
№
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Необх. кол-во
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
| Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
| Д
|
| Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Учебники по музыке
| К
|
| Рабочие / творческие тетради / блокноты
| К
| Печатные пособия |
| Портреты композиторов
| Д
| Технические средства обучения (ТСО)
|
| Мультимедийный компьютер со звуковой картой
| К
| Учебно-практическое оборудование |
| Музыкальные инструменты:
Фортепиано (пианино, рояль)
|
Д
|
| Комплект детских музыкальных инструментов:
– бубен
| 2
|
| Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций
| Д
|
| Специализированная учебная мебель:
индивидуальные столы и стулья для учащихся
| К
| |