Анализ воспитательной работы в МБОУ «Лицей»
за 2011-2012 учебный год. Воспитательная работа в МОУ «Лицей» в 2011- 2012 учебном году проводилась в соответствии с целями и задачами лицея на этот учебный год. Эта работа была направлена на достижение поставленной цели: создание комфортной обстановки и благоприятных условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся; склонностей, способностей и интересов; духовности и культуры; инициативности и самостоятельности; а также формирование у уч-ся социально необходимых знаний и умений, гражданской ответственности и толерантности.
Перед педагогическим коллективом стояли в 2011-2012 учебном году стояли следующие воспитательные задачи:
Обеспечение условий для развития личности, самореализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Создание развивающей среды в учебно – воспитательном процессе, способствующей самоутверждению личности в разных сферах деятельности: науке, культуре и искусстве, спорте;
Воспитание самостоятельности и инициативности, приучение к различным видам общественной деятельности;
Формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности;
Поддержание и укрепление лицейских традиций;
Использование активных форм сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, социальным окружением.
Совершенствование методического мастерства классного руководителя
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
- гражданско-правовое
- военно-патриотическое
- художественно-эстетическое
- интеллектуально-познавательная деятельность
- спортивно-оздоровительное
- лицейское самоуправление
- взаимодействие с организациями дополнительного образования
- работа с родителями
- методическая работа с классными руководителями
Всеми вопросами воспитания уч-ся в 2011-2012 учебном году занимался педагогический коллектив учителей и сотрудников лицея:
- Халецкая В.В. – заместитель директора по ВР
- Рыкунова Ю.А. – социальный педагог
- Рохман Е.О. – педагог - психолог
- Шман Н.Ф. – педагог - организатор
- Минаева Т.Н. - педагог - организатор
- 16 классных руководителей 1 – 11 классов, а также педагоги доп. образования, школьный инспектор и др. специалисты. Военно-патриотическое воспитание
Военно-патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательной работы лицея.
Цели:
Формирование у учащихся высоких нравственных принципов, выработка норм поведения.
Приобщение к боевым и трудовым традициям народа.
Воспитание гордости за подвиги старшего поколения.
Работа по данному направлению велась согласно плану работы лицея.
В связи с тем, что в декабре 2011 года исполнилось 70 лет битве под Москвой, в лицее большое внимание уделялось работе по военно – патриотическому воспитанию. Уч-ся активно участвовали в городских и лицейских конкурсах, смотрах, митингах, на деле проявляя чувство патриотизма и поддерживая боевые и трудовые традиции россиян. Хочется отметить участие уч-ся в следующих
- ШБ «Маршрут выживания» (8,10 кл.- 4,3 место- 24 чел.)
Мероприятия, посвященные 70-летию битвы под Москвой:
- Создание презентации «Великая битва под Москвой», посвященной 70-летию битвы под Москвой.(8-11кл.-5 чел.)
- Классные часы «Великая битва под Москвой»(1-11кл.)
- Конкурс стихов (с показом презентаций) «Битве под Москвой посвящается»(1-4 кл.-15 чел. зрители- 43 чел.)
- Ролевая историко-краеведческая игра (совместно со специалистами городской библиотеки им. Е.П. Дашковой) (8-11кл.-19 чел.- участники,
65 чел.- зрители)
- Смотр инсценированной песни, посвященной 70-летию битвы под Москвой.(6-7 кл.-57 чел.) Благодаря кл. руководителям Сухих О.А. и Казаковой С.А., выступления учащихся 6и 7б классов были организованы и продемонстрированы на высоком уровне
- Городской конкурс рисунков и фотографий «70 лет битве за Москву»(1-11кл. - 9 участников, 4 победителя)
-Встреча уч-ся 8 класса(24 чел.) с писателем С.Михеенковым, автором книги о ……….
- Выступление лицейской радиогруппы, посвященное 70-летию битвы под Москвой.(8-10 кл.-10 чел.)
- Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой
- Просмотр и обсуждение док. фильма «Москва. Осень 41» (8-11 кл-78 чел.)
- Митинг у Закладного камня, посвященный воинам- интернационалистам (10 класс-10 чел.)
В рамках Дней воинской славы России», посвященных Дню защитника Отечества были проведены:
-Единый классный час (5-6 кл. -48 чел.) на который были приглашены участник боевых действий полковником Исаев В.В. и участник боевых действий на Кавказе Астахов Д.Ю. Была продемонстрирована презентация «Подвиги героев Отечества», подготовленная учащимся 8 кл. Шиптенко А.
- Участие в городском митинге (9 кл-21 чел.).)
-Участие в городском форуме «Защитники Отечества» (9-11 кл.-10 чел.)-1 место
Мероприятия, посвященные Дню Победы:
-Классные часы(1-11 кл.-240 чел.)
-Выставка рисунков и фотографий (1-11 кл.)-47 чел.
- Просмотр спектакля «Солнце светит всем», театр «Зазеркалье» г.Серпухов (1-7 кл.-106 чел.)
-Участие в городском митинге (5-11 кл.)-24 чел.
-Участие в легкоатлетическом кроссе, посвященном 67-й годовщине ВОВ
(6-11 кл.- 25 чел.)
-Проект «Спасибо дедам за победу»(1а кл.-24 чел. Губина М.Н.)
-Поздравление ветеранов (адресное)-(5-7 классы-24 чел.)
- Выступление перед ветеранами в центре дневного пребывания с концертом(1- 9 кл.- 38 чел.)
- Радиопередачи, посвященные Дню Победы (8.9,11 кл.-10 чел.)
- Тематический классный час «Дети и война» совместно с сотрудником лицейской библиотеки Смирновой Т.Е.(4а, 4б кл.- 42 чел.)
- Просмотр документального фильма «Рубеж» (6-11 кл.- 115 чел.), снятого уч-ся 8 класса Караваевым М. и Шиптенко А.
Вся запланированная работа по данному направлению выполнена. Тем не менее, в новом учебном году работа по патриотическому воспитанию должна быть продолжена. Положительные результаты:
1. Военно-патриотическому воспитанию уделяется достаточно внимания.
2. Вовлечение родителей в проведение совместных мероприятий по данному направлению.
3. Учащиеся лицея принимают участие во всех городских мероприятиях данного направления.
Проблемы:
Недостаточно активное участие некоторых классных руководителей в организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию(5 кл.- Казарян К.А., 11ен кл.- Мурашкин В.Б.)
Недостаточно активное участие в работе учителей истории.
Возможные пути устранения недостатков:
1. Активизация работы с привлечением учителей-историков, родителей через внедрение новых форм работы (экскурсии, творческие конкурсы и др.)
2. Поставить на контроль деятельность классов в творческих конкурсах, и оформление творческих отчетов. Гражданско – правовое воспитание
В течение 2011-2012 учебного года в лицее проводилась работа по гражданско – правовому воспитанию. В работе по данному направлению ставили следующие
Цели:
Содействие самоопределению личности учащегося, создание условий для её самореализации.
Формирование у уч-ся целостных представлений о жизни общества и человека в нём.
Выработка основ нравственной, правовой, политической культуры .
Вся работа в лицее и классных коллективах была направлена на развитие у детей умения осознавать ответственность за свое поведение, т.е. на формирование социальной зрелости.
Работа по правовому воспитанию велась совместно с социальным педагогом Рыкуновой Ю.А. Был обновлен информативный стенд «Твои права, лицеист».
Кл. руководителями проводились тематические кл. часы и уроки по следующим темам:
- «День согласия и примирения»(1-11 кл),
- тематические классные часы «История общероссийского праздника День согласия и примирения» (4-11 кл.)
-Выставка рисунков «Я вижу красоту родного края» (1-5 кл.)
- классные праздники дружбы (1-4 кл.)
- Классные часы, беседы о правах человека (в рамках Дня прав человека):
«Я и мои права»(1-11 кл.), «Изучаем конвенцию по правам ребенка» (1-11 кл.), «Знакомство с Уставом лицея» и др.
- День призывника (О.Ф.П., посвященные Дню согласия и примирения
День самоуправления(в День Учителя):
- Проведение учащимися занимательных уроков (10-11 классы)
- Выпуск праздничной газеты (5-11 кл.)
- Концерт для учителей (3-11 кл.)
Мероприятия, посвященные выборам Президента:
- конкурс рисунков и плакатов «Голосуем всей семьей»(6-9кл.).
- обзорная иллюстрированная выставка литературы на тему «Демократическое устройство государственной власти в Российской федерации».(подготовлена сотрудником лицейской библиотеки Смирновой Т.Е)
- цикл лицейских радиопередач по гражданско – правовому воспитанию.
Учащиеся лицея приняли участие в городских конкурсах, посвященных Дню труда:
- создание web- cтраницы «Корнями дерево сильно (8 кл.-2 чел.-2 место)
- конкурс фотографий о профессиях (7б,11с/э,11ен кл.-3 чел.)
- конкурс сочинений «Моя будущая профессия» (7 кл.- 4 чел.)
В лицее систематически проводилась работа, направленная на формирование толерантности и культуры межнационального общения. Психологом были проведены беседы, дискуссии для уч-ся 5-10 классов на темы:
- «Конфликт в нашей жизни»
- «Взросление»
- «Ценности жизни»
- Проведены классные часы и беседы, посвященные 26-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС (4-11 кл.)
В мае в рамках Дня профилактики правонарушений среди подростков для уч-ся 5-9 классов (87 чел.) были организованы и проведены:
-встречи с сотрудниками КДН- Глазуновой А.А., ГИБДД-Фоминым Н.В., зав. соц. службой Храмовой Л.М., представителем ОДН- Ивановым С.Г.,психологом ЦМИ- Гашковой Т.И.
Традиционно в лицее проводились мероприятия, посвященная Дню Матери. Хочется отметить хорошую подготовку и проведение внеклассных мероприятий с привлечением родителей во 2б и 3 классах «Моя мама лучше всех» (кл. руковод. Никитушкина А.А., Киселева Н.А.). На высоком уровне, с использованием ИКТ, проводились классные часы в 4-х,2а классах, организованные кл. руковод. Богдановой Н.А. и педагогом-организатором Шман Н.Ф.
Мероприятия, посвященный Дню матери:
-Конкурсы:
- рисунков «Портрет моей мамы» (1-5 кл.)
- сочинений «Моя мама»(5-7 кл.)
-фотовыставка «Профессия моей мамы»(4-11кл.)
- внеклассные мероприятия, посвященные мамам (1-4 кл.)
Положительные результаты:
1 Гражданско – правовому воспитанию уделяется достаточно внимания. В работе активно участвуют соиально - психологическая служба лицея и другие специалисты.
2. Вовлекаются родители в проведение совместных мероприятий по данному направлению.
3. Учащиеся лицея принимают участие во всех городских мероприятиях данного направления.
Проблемы:
1. Недостаточное внимание классных руководителей к изучению этики, культуры поведения.
2.Отмечается низкая активность учащихся 5-11 классов в творческих конкурсах.
3. Особое внимание необходимо уделить литературным конкурсам.
4.Уровень заинтересованности учащихся 7-11 классов в подобных мероприятиях
средний, что позволяет судить о недостаточном хорошем уровне сформированности
нравственных и духовных качеств учащихся.
. Возможные пути устранения недостатков:
Классными руководителям активнее использовать различные методики диагностирования нравственного уровня учащихся, и корректировать воспитательное воздействие на них в соответствии с полученными результатами.
Привлекать к работе с классом социально – психологическую службу лицея и других специалистов.
Классным руководителям активизировать творческую деятельность учащихся.
Администрации своевременно направлять, отслеживать, стимулировать работу классных руководителей по использованию различных методов диагностики уровня воспитанности.
Художественно – эстетическое воспитание
В течение учебного года проводилась работа по художественно – эстетическому воспитанию.
Цели:
Художественно - эстетическое развитие детей.
Помочь раскрыть и реализовать способности, интересы, таланты, личностные качества учащихся.
Создать условия для занятий творческой деятельностью
Работа проводилась по общелицейскому плану и персональным планам кл. руководителей. Все мероприятия проводились на достаточно высоком организаторском и исполнительском уровне.
Хочется отметить наиболее яркие внеклассные мероприятия: проект «Золотая осень» (1а класс кл. руковод. Губина М.Н.) «Праздник осени» в начальной школе (подготовка и проведение Шман Н.Ф.); «Раскадровка сказки А.С. Пушкина»( 1а,Губина М.Н.) ,;«Посвящение в лицеисты» (1-11 кл.), «Новогодний КВН» (8-10 кл.); новогодние проекты и праздники в начальной школе(1-4 кл.) ; участие в городском фестивале искусств «Протвинская капель» (конкурс чтецов- 23 участника из1-10 классов, 6чел.- лауреаты 1-8 кл.; танец -1 коллектив-6 чел.- лауреат; вокальная группа 1а,3,5,6 классов- лауреаты -37 чел. Шман Н.Ф., Минаева Т.Н., Нестерова А.А.); праздник «Прощание с букварем» и викторина по сказкам К.И.Чуковского в 1а классе (Губина М.Н.); участие в областном конкурсе стихов и рассказов «Радуга» (2а,2б,6 кл.-9 человек учителя Богданова Н.А., Орлова Е.В.); праздник «Мы – лицеисты, и этим гордимся «(3 кл.Киселева Н.Е.); создание газет и плакатов к 20-летию лицея(лучшие работы 2а кл.-Богданова Н.А., 3 кл.- Киселева Н.Е., 4а кл.-Дынина О.В., 5 кл.-Казарян К.А.,6 кл.-Сухих О.А., 7б кл.-Казакова С.А., 8 кл.-Михеева И.Н.,10 кл.-Володина Г.В., 11с/э –Ульюк В.И.); новогодний праздник по сказке «Снежная королева» (4а - Шман Н.Ф ., Дынина О.В.);зимняя спортивно-развлекательная игра «В поисках пиратского клада», зимние русские забавы (6 кл.-Сухих О.А.); выпуск поздравительной газеты «В контакте» ко Дню учителякл(6 кл.-Сухих О.А.);концерты к о Дню Учителя и 8 Марта.(1-11 кл.); подготовка и участие в инсценировке, посвященной Дню лицея(4а,4б кл.- Купряшина О.А., Шман Н.Ф.), праздники по истории Древнего Рима и Древней(5 кл.- Казарян К.А.) Греции, создание фильма, посвященного Дню лицея (7б класс, Казакова С.А.и родители класса).
В течение года практически все классные руководители ездили с уч-ся на экскурсии, в театры, музеи, ходили в походы, расширяя кругозор детей.
Организованы и проведены поездки и экскурсии:
-по улицам г.Провино «Как все начиналось»(совместно с городской библиотекой кл. руководители 5 кл.- Казарян К.А., 6кл.- Сухих О.А., педагог-организатор Шман Н.Ф.
- экскурсии в городской музей, городскую детскую библиотеку, выставочный зал (2а, 3, 2б ,4а,4б)
-поездки в г. Москва, в театры, цирк, на ледовое шоу и т.д.(5, 8, 9,10кл.)
- поездка в музей изобразительных искусств, в музей восковых фигур
г. Москва (5 кл.)
- поездка в музей в Серпуховский краеведческий музей на выставку минералов 2В мире камня»и мастер-класс «Русские промыслы»(6 кл.)
- экскурсия на студию «Союзмультфильм» в г. Москва(1а кл.)
- поездка в серпуховский драмтеатр на муз. спектакль (6 кл.)
-поездка в серпуховский театр «Зазеркалье» и посещение его спектаклей в лицее (1-7 кл.)
Прошел конкурс «Лицеист года 2012» среди уч-ся 6 - 8 кл.(победитель - Блинова А.8 класс. Лауреаты: Богданова П.-6 кл., Суджян Е.-7а кл., Товстоног Д.- 7б класс). Проведение конкурса «Лицеист года» стало ежегодной традицией.
В городской игре «Космос» команда уч-ся 4 кл.(10 чел.) заняла 3 место.
Лицеисты, как известно, очень увлеченные и разносторонне развитые личности
Проблемы:
Уч-ся лицея охотно участвуют в праздниках, внеклассных мероприятиях, но еще мало проявляют инициативы и самостоятельности. Наименьшую активность в участии в лицейских мероприятиях в этом учебном году проявили уч-ся 5, 11-х классов. Одним из препятствий в проведении подготовки к мероприятиям является то, что большинство уч-ся после школы занимаются дополнительно в секциях, кружках, на курсах, и вместе собрать их бывает сложно, а также отношение к делу классных руководителей.
Возможные пути устранения недостатков:
Классным руководителям активизировать творческую деятельность учащихся в подготовке и проведении классных лицейских мероприятий.
Активнее привлекать к работе с классом родителей.
Разнообразить формы работы с учащимися внутри классного коллектива.
|