Комплексно-целевая программа «Дом, в котором детство остается» Паспорт программы
Наименование документа
| Комплексно-целевая воспитательная программа «Экология образовательного учреждения»
| Наименование ОУ
| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» г.Брянска
| Цель программы
| Создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных способностей учащихся, удовлетворения их актуальных и перспективных культурно-образовательных и жизненных потребностей, успешного социального становления.
| Задачи программы
| организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей;
создать возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
создать условия для вовлечения учащихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма;
реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;
обеспечить осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
организовать взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью района и области.
| Сроки реализации программы
| 2013-2015
| Ожидаемые результаты
| Формирование уважения к людям, терпимости к противоположной точке зрения. Создание модели выпускника, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования, имеющего свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности.
| Введение
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" отмечает, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, умение быть терпимым к окружающим. Все эти навыки формируются с детства.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности.
Каждый год 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды (World Environment Day). Установление этой праздничной даты дает возможность Организации Объединенных Наций привлечь внимание общественности всего мира к злободневным проблемам окружающей среды, и стимулировать соответствующие действия государств и политический интерес к деятельности в этом направлении. Президент утвердил в 2012 году основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Правительством в конце прошлого года, 27 декабря, была утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды на период до 2020 года» Это стратегический документ, который позволяет обеспечить экологически ориентированный рост экономики и сохранить, во всяком случае попытаться сохранить, основы благоприятной окружающей среды. 11 августа 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». Согласно Указу это сделано в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Такой год нужен России, нужен всей земле. Нужно постараться создать и в образовательном учреждении такую окружающую среду, чтобы и ученик, и учитель, и родители чувствовали себя комфортно. Для этого необходимо, чтобы воспитательная и образовательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Основные проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в Российской Федерации.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, работать в группах, чтобы изобрести новый способ решения различных задач, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
Школа должна сформировать в ребёнке базу уверенности в себе, умение находить для себя ресурсы.
Обеспечение реализации программы
Нормативно-правовая база программы
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ "Об образовании".
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".
Закон РФ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Устав МБОУ «СОШ № 52» г.Брянска.
Указ Президента РФ от 10.08.2012 N 1157 "о проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды
Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2189-р "Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды"
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 25 июня 2012 года) (редакция, действующая с 1 января 2013 года)
Положение об организации и проведении выборов лучшего учителя Бежицкого района города Брянска.
Концепция воспитательной системы школы.
Воспитание – составная часть процесса образования, которой сегодня отводится приоритетное внимание. Воспитание закладывает основы личности в детстве и юности. В основу воспитательной системы школы положены педагогические идеи:
1. Личностная направленность воспитания: в центре всей воспитательной работы стоит ребенок, подросток, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому обучающемуся возможности для самореализации.
2. Опора на совместную деятельность детей и взрослых: поиск совместно с детьми образцов нравственности, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни.
3. Уважение права личности на ошибку: идея толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
4. Создание среды возможного успеха: суть воспитания успехом заключается в том, что педагог в процессе совместной деятельности, стремится как можно глубже понять детей, осмыслить особенности и выделить достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности, развивать любые ростки успеха.
5. Детское самоуправление и самодеятельное творчество - реальная возможность оказывать влияние на принимаемые решения и обеспечивает причастность школьника к формированию уклада жизни школы вне уроков.
6. Гражданская грамотность и ответственность — совокупность способностей, дающих возможность строить взаимоотношения в демократическом сообществе: критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим.
7. Доступность и свободный выбор в сфере внеурочной занятости - широкая сеть структурных подразделений дополнительного образования детей, организация семейного досуга.
8. Компетентностный подход предполагает:
усвоение школьниками четырех главных социальных ролей: человек, семьянин, работник, гражданин.
умение строить конструктивное взаимодействие на следующих уровнях:
- В сфере самообразования и саморазвития.
- В сфере гражданско–общественной деятельности.
- В сфере социально - трудовой деятельности.
- В бытовой сфере.
- В сфере культурно - досуговой деятельности
9. Устремленность воспитывающей деятельности в жизнь: открытость воспитательной системы, её связь с реальной жизнью.
Цель и задачи программы.
Миссией школы является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личным потенциалом, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея успеха.
Цель воспитательной деятельности школы: создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных способностей учащихся, удовлетворения их актуальных и перспективных культурно-образовательных и жизненных потребностей, успешного социального становления.
Задачи:
использовать разнообразные формы при организации внеурочной деятельности детей;
создать возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
создать условия для вовлечения учащихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма;
реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;
обеспечить осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
организовать взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью района и области.
Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребенок, его развитие, детство как особая жизнь ребенка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.
Концептуальные позиции программы воспитательной работы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
Система внеурочных дел школы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения. Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.
Основные принципы развития воспитательной системы в школе.
Принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.
Принцип мотивированности - готовность к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ.
Принцип проблемности должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.
Принцип индивидуализации предполагает воспитание учащихся не по шаблону, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.
Принцип социального творчества. Действие, которое совершает ученик, должно быть им прожито, продумано и осмыслено, совершено не под давлением взрослого или сверстников.
Принцип взаимодействия личности и коллектива - равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Жизнь детского коллектива - не игра взрослых, а значимая и нужная деятельность самих детей.
Принцип развивающего воспитания предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции. Зона ближайшего развития для личностного становления ученика - его коллектив.
Принцип целостности воспитательного процесса. Каждое мероприятие несет в себе элементы этики, эстетики, трудовых усилий и т.д. Дело, которое проводится в классе, может и должно быть многонаправленным.
Принцип единства образовательной и воспитательной среды - включение всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания.
Принцип опоры на ведущую деятельность. Воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка.
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею экологии образовательного учреждения, реализовать ее на практике.
Основные направления программы
| |