Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа





Скачать 346.7 Kb.
НазваниеОсобенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа
страница1/2
Дата публикации27.11.2014
Размер346.7 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


На правах рукописи


Мельник Лилия Игоревна


Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа


09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета (СКНЦ ВШ)
Научный руководитель: доктор культурологии, профессор

Крылова Александра Владимировна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Мирская Людмила Анатольевна

доктор искусствоведения, профессор

Шевляков Евгений Георгиевич
Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита состоится «16» мая 2007г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Южном Федеральном университете по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская,140. Конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного Федерального Университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 10 апреля 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета М.М.Шульман

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. К важнейшим современным вопросам философии культуры относится проблема выживания человечества в современном мире кризисов и конфликтов. Особую значимость приобретают анализ и философская критика ныне существующих форм и систем культуры, к которым принадлежит культура молодёжи. В условиях разбалансированности ценностно-нормативной системы современной культуры возрастает необходимость выявления путей приобщения новых поколений к культурному целому. Остроту теме придают сбои механизмов передачи социокультурного опыта, необходимого для удовлетворения потребности молодого человека стать «одним из многих» - полноправным членом взрослого социума. Это становление связано с вопросами социализации современной молодёжи, являясь сегодня одной из актуальнейших проблем философии культуры и философской антропологии. Парадоксально, что оптимальность указанного процесса предполагает усвоение наличного культурного опыта; при этом очевидно, что стать взрослым, опираясь исключительно на культуру «отцов», невозможно: любое поколение молодёжи испытывает потребность социализации в своей возрастной среде. Поскольку формальные способы социализации в сегодняшнем социуме функционируют неполноценно (они подчас не работают даже в традиционных культурах), социализация через субкультуру приобретает значение универсальности. Сегодня становится типичным обретение молодыми людьми смысложизненных ориентиров и ценностных установок за пределами общекультурного поля, в сфере субкультурного бытия.

В отечественном гуманитарном знании теоретические результаты исследований вышеозначенных вопросов недостаточно увязаны с аспектами эмпирико-практического анализа мышления и поведения молодого поколения. В результате малоизученности данной проблематики возникает острая потребность в её фундаментальном обосновании. Исследования современных молодёжных субкультур позволяют сделать вывод, что именно художественным интересам и предпочтениям молодёжь придаёт значение «супервыбора», который предопределяет особенности поведения, коммуникации, стиля жизни. В этом контексте важнейшую роль играет творческая самореализация современных молодых людей через определённые субкультурные виды активности. Мощное влияние на психологические и мотивационно-поведенческие механизмы молодёжной социализации оказывает, в частности, музыкальная составляющая молодёжной субкультурной деятельности, наделённая обширным арсеналом выразительных средств.

Среди современных молодёжных субкультурных образований направление хип-хопа в последнее десятилетие является не только одним из магистральных, но и наиболее полно отражающим анализируемые процессы и явления. Субкультура хип-хопа синкретично объединила виды активности и ценностные установки как искусство, развлечение и образ жизни значительной части современной молодёжи. «Декодирование» языка идеологического и художественного тезауруса данной субкультуры позволяет раскрыть аксиологические приоритеты и особенности мышления современной молодёжи, найти способы оптимизации межкультурного диалога.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем сущности и качества молодёжного субкультурного бытия сегодня имеет широкий резонанс в мировой исследовательской практике. Вопросы поиска жизненной опоры личности восходят к концепциям экзистенциализма в трудах К.Ясперса, Х.Ортеги-и-Гассета, М.Хайдеггера. Антропологические особенности формирования субъективных свойств индивида в сфере субкультурного бытия анализируются в трудах современных западных философов и социологов. Так, Т.Роззак рассматривает движение 60-х гг. как поиск молодёжью новых путей социокультурной самоидентификации, поскольку внешний, «инокультурный» окружающий мир она презирает. С.Айзенштадт и М.Мид интерпретируют проблемы социализации молодёжи в русле теорий «конфликта поколений». Г. Маркузе, Т. Адорно трактуют данные процессы в рамках теории классовой борьбы, где движущей силой выступают интеллигенция и студенчество. О. Шпенглер, Э. Тоффлер, Д.Белл подходят к этой проблеме через призму теорий «индустриализации» и развития массового общества.

В работах отечественных авторов западные суб- и контркультурные молодёжные движения 60-х, как источник подобных явлений в России, анализируются Ю.Давыдовым, В.Лисовским, А.Байчоровым, И.Башкатовым, В.Суртаевым, С.Левиковой и др.

Соотнесение проблем социокультурной ориентации молодёжи в условиях перемен современного российского социума с аналогичной научной методологией Запада позволяет многогранно рассмотреть культурную специфику данного явления, а также выделить особенности социализации в отечественных условиях и предположить перспективы её развития. В России существенный вклад в концептуализацию проблемы социализации молодёжи внесли И.Кон, А.Кравченко, В.Лисовский, Ю.Зубок, З.Сикевич, Ю. Огородников, С. Иконникова, А. Здравосмыслов, М. Каган, С.Левикова, Б.Парыгин, В.Филоненко, В. Чупров.

Разработкой вопросов философии культуры по проблемам трансляции и трансформации межпоколенного социокультурного опыта занимались западные и отечественные исследователи – такие, как Т. Парсонс, Э.Дюркгейм, Г. Тард, Дж. Мид, М.Мид, З. Фрейд, Г. Блумер, К. Богемская, Е. Боголюбова, В. Давидович, М. Петров, Л. Ионин, Л. Коган, Д. Лихачёв, М. Бахтин, В. Межуев, В. Шкуратов.

Структурирование молодёжных субкультур под воздействием музыкальных феноменов и других составляющих художественной культуры - предмет исследований ряда зарубежных и отечественных ученых. Этому проблемному аспекту посвящены работы Т.Адорно, М. Вебера, В. Вейдле, А. Маслоу, Т. Роззака, М. Кагана, С. Подопригоры, В.Суртаева, Н. Саркитова, З. Сикевич, А.Шаронова, А.Запесоцкого, А.Здравосмыслова, И.Кона, Л.Выготского и других.

Философско-культурные и социологические проблемы в области современной массовой культуры и культуры постмодерна, необходимые для понимания феноменов молодёжных субкультур, получили разноплановое отражение в работах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ф. Джеймисона, Э. Каплан, Г.Маркузе, Т.Адорно, А.Тоффлера, В.Библера, Д.Белла, Т.Куна, Д.Кэмпбелла, Х.Ортеги-и-Гассета, А.Ахиезера, М.Блюменкранца, Ю.Жданова, Ж.Тощенко, И. Негодаева, Е.Дукова.

Опорой в исследовании социокультурных и жанрово-стилевых особенностей молодёжного течения хип-хоп как музыкально-художественного феномена послужили работы историков, социологов, психологов и музыковедов: А.Асафьева, Л.Выготского, Г.Иванченко, Е.Назайкинского, А.Сохора, В.Сырова, В.Конен, Д. Ступникова, С. Тёрнера, Е.Козицкой, И. Кормильцева, А.Троицкого, Е.Савицкой, Л. Ионина, Е.Строковой. Эти исследования располагают обширным эмпирическим материалом, с помощью которого в рамках данной работы проводится анализ музыкальной составляющей рэп-композиции, средств её выразительности и способов воздействия на личность.

Изучению социальных функций рок-музыки посвящены труды Н.Саркитова, А. Зильбермана, А. Цукера, А. Козлова, Т. Чередниченко и др. Л. Коган в своих исследованиях обосновывает теорию музыкальной коммуникации. З.Сикевич в монографии, затрагивает проблему влияния музыкальных предпочтений на молодёжную аудиторию и предлагает ввести в арсенал научной терминологии дефиницию «молодёжная музыка», указав доминирующие черты последней.

В диссертации обосновывается специфика структурирования молодёжных субкультур на основе художественных интересов и ценностей. Концентрируясь вокруг искусства, художественная культура объединяет более широкий круг явлений и процессов. Большое внимание уделяется проблемам современного искусства и его функциональным особенностям в работах выдающихся представителей западной культурфилософской и социологической традиции. В частности, М. Вебера, Х.Ортеги-и-Гассета, В. Вейдле, а также Т. Парсонса, П. Бурдье, Ж. Деррида и других. Их творчество посвящено аксиологическим проблемам искусства, развивающегося в условиях технократического бытия, самосознанию современного культуротворчества, его морали и социально-художественной ценности, что важно для избранного исследовательского ракурса.

На данный момент недостаточно разработана тематика молодёжной творческой самореализации, несмотря на то, что в рамках различных теоретических подходов делались попытки к ее осмыслению. В отечественной науке этими проблемами занимались Ю. Лотман, М. Каган, Э. Соколов, В. Сильвестров, С. Левикова, В. Розин, С. Рубинштейн, Г. Андреева. Методологические подходы к рассмотрению социальных функций искусства с наибольшей полнотой исследованы в работах М.Кагана, Ю. Огородникова. Интересующие нас проблемы обсуждаются также в рок-энциклопедиях, периодической печати, Интернете.

Объектом исследования является субкультура хип-хопа как репрезентативная сфера жизнедеятельности молодёжи.

Предметом исследования выступают мировоззренческие принципы, смысложизненные и поведенческие установки молодёжи, формирующиеся под влиянием художественных критериев и ценностей субкультуры хип-хопа.

Цель исследования — на основе многоуровневого анализа субкультуры хип-хопа составить целостное представление об исследуемом культурном феномене как образе жизни современной отечественной молодежи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • дать сущностную характеристику хип-хопа как феномена молодёжной субкультуры;

  • определить философскокультурные предпосылки возникновения хип-хопа и сферы его социокультурного бытования;

  • выявить художественные критерии и ценности структурообразующие для субкультуры хип-хопа;

  • охарактеризовать основные факторы стилеобразования и жанровые особенности хип-хопа на примере рэп-композиции;

  • определить социокультурную миссию хип-хопа в современном молодёжном мире и обосновать потребность молодого поколения в социализации посредством его ценностей.

Методологическая основа исследования. Концептуальную основу диссертации составляет совокупность базовых теоретико-методологических научных обоснований, идей, разработок и выводов, содержащихся в трудах классиков мировой и отечественной философии, теории и истории культуры, социологии, искусствоведения, а также в работах современных российских и западных исследователей.

Основой изучения процессов институализации и функционирования молодёжных субкультурных объединений на примере хип-хопа послужили принципы культурно-исторического и феноменологического подходов. С помощью методов сравнительно-исторического и историко-хронологического описания выявлены особенности генезиса и эволюции субкультуры хип-хопа, а также его место и роль в системе рядоположенных явлений, в частности, джаза и рока. Важнейшим методом исследования выступил компаративный анализ художественно-эстетических принципов хип-хопа.

Характер диссертационного исследования и рассматриваемых в нём феноменов предопределил необходимость междисциплинарного подхода, способствующего комплексному исследованию проблемы. Так, широко применяются стратегические теории и методы социологии: структуралистские, системные, эмпирико-корреляционные. Идеологическая основа и нравственно-эстетические принципы субкультуры хип-хопа в широком смысле детерминированы социетальными процессами современного бытия. Поэтому в диссертации используется исследовательский подход, ориентированный на рассмотрение микросоциальных феноменов субкультуры хип-хопа через призму социокультурных макрофакторов. Это позволяет представить миссию хип-хопа в многоуровневой системе культурных образований.

Эмпирической базой диссертации являются данные, полученные в ходе качественно-корреляционного анализа формирования потребностей, вкусов, предпочтений молодёжи в сфере интересов и ценностей субкультуры хип-хопа. (Проанализированы 1100 примеров музыки и текстов рэп-композиций, 120 клипов). Использованы методы статистической выборки, социологических обзоров и опросов, отражающие восприятие и степень популярности важнейших течений современной массовой культуры (ТВ- и радиопрограмм, журналов, газет, Интернета); глубинного интервью как исследования влияний художественных предпочтений молодёжи на формирование смысложизненных ориентиров. Исследование специфики молодёжных музыкальных субкультур, их ценностно-нормативного спектра произведено с помощью экспертного опроса специалистов по работе с молодёжью Краснодарского края, Ростовской области, ди-джеев музыкальных клубов, ведущих радиостанций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

● в работе впервые в области философскокультурного знания комплексно исследован хип-хоп как молодёжное субкультурное течение и художественный феномен. Раскрыты его мировоззренческие принципы и идеологическая сущность;

● прослежена культурно-историческая эволюция хип-хопа, очерчены формы его бытования с характеристикой досуговой, творческой, эстетической, смысложизненной составляющих. Обоснована ценностная доминанта явления;

● осуществлено многостороннее рассмотрение жанрово-стилевых элементов, ассимилированных хип-хопом на примере музыкально-поэтической основы рэп-композиции;

● определены основы жизнеспособности хип-хопа: его стремление к межнациональному диалогу и интернациональной открытости как способам преодоления культурных противоречий в мировом пространстве;

● раскрыты механизмы социализации молодёжи в рамках субкультуры хип-хопа, ориентированные на формирование позитивных мировоззренческих и ценностных установок.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-нормативная система субкультурной общности способна оказывать влияние (как негативное, так и позитивное) на социокультурную ориентацию молодёжи. Посредством идентификации с определённой субкультурой молодёжь включается в процесс самосоциализации, обретая в лоне субкультурного бытия смысложизненные ориентиры. Хип-хоп как способ социокультурного бытия современной молодёжи в целом несёт позитивный заряд, в отличие от некоторых современных рядоположенных субкультур.

2. Исследуемая субкультура как продукт постиндустриальной эпохи содержит характерные черты массовой культуры, явлений информатизации и признаки культуры постмодерна. Вместе с тем она обнаруживает стремление к преодолению обезличивания и омассовления; декларирует реальное мировосприятие и мироотражение, предлагая виды «живой» активности как альтернативу виртуальной; обозначает способы интерактивности, отличные от постмодернистского мировоззрения с его смысловым и иерархическим несоответствием ценностно-нормативной системе традиционной культуры.

3. Важнейшая философскокультурная специфика хип-хопа заключена в том, что, зародившись в досугово-развлекательной среде музыкального танцпола, он вышел за её пределы и обрёл значение молодёжного движения мирового масштаба. Хип-хоп стал фактором, способствующим формированию позитивных мировоззренческих установок и идеологических модусов современной молодёжи.

4. Художественные интересы и ценности выступают не только в качестве своеобразного «маркера», формирующего групповую идентичность в рамках молодёжной общности, но являются идеологической и деятельностной структурообразующей молодёжных субкультур. Посредством художественных критериев и предпочтений субкультуры хип-хопа между молодыми людьми неоднородной этно-национальной принадлежности устанавливаются более оптимальные социокультурные контакты и взаимопонимание, чем с родственным поколением «отцов».

5. Субкультура хип-хопа предлагает в отличие от других субкультур богатый «ассортимент» форм активности и бытования. Она позиционируется через составляющие: концерт, клип, музыкально-поэтическую композицию, танец брейк-данс, живопись граффити, экстремальные виды спорта, Интернет. Означенные субкультурные феномены обнаруживают способность предупреждать проявления девиации в молодёжной среде, снижать уровень агрессии и преступности, предлагая альтернативу воплощения активности в творческой и социальной самореализации.

6. Значение социокультурной миссии исследуемой субкультуры проявляется также в её открытости феноменам современной культуры и межнациональной интеракции современной молодёжи. В отличие от массово распространённой в европейской молодёжной среде рок-культуры, хип-хоп объединил мировое молодёжное «племя», завоевав симпатии Запада и Востока. Его идеология проникнута интересом к актуальным социальным проблемам, обнаруживая не только анализ современной социокультурной ситуации, но и стремление её оптимизировать.

7. Аксиология гендерной специфики хип-хопа имеет ярко выраженную маскулинную окраску, которая наряду с межэтнической интеракцией выступает гарантом её жизнеспособности.

8. Сегодня жанрово-стилистические черты хип-хопа, а также его художественные (в частности, музыкальные) лейблы и бренды широко эксплуатируются структурами коммерческого шоу-бизнеса. Перспектива развития интересующего нас направления зависит во многом от того, насколько его позитивные смысложизненные ориентиры и ценности смогут противостоять процессам коммерциализации и сохранить свою самобытность.

Научная и практическая значимость работы определена исследованием своеобразия нынешней социокультурной позиции молодёжи. Рассмотрены способы адаптации современного молодого поколения в меняющемся социокультурном пространстве. Художественные интересы и ценности хип-хопа представлены как фактор творческой, духовно-нравственной и социальной самореализации молодого поколения, как поиск путей выхода молодёжи из идеологического кризиса. Материалы исследования могут применяться в деятельности специализированных социальных служб: в центрах по оказанию воспитательной, образовательной и психологической помощи молодёжи, а также могут быть использованы в учебно-методических целях при чтении вузовских курсов «культурология», «этика», «социология».

Апробация работы. Основные положения работы обсуждались на Международной научно-практической конференции «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве» (Ростов н/Д.: РГК им. С.Рахманинова, ноябрь 2004), отражены в статьях и тезисах докладов. Материалы диссертации внедрены в циклы лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Проблемы социальной работы с молодёжью», «Социальная работа с детьми и подростками».

Структура диссертационного исследования определяется логикой раскрытия проблемных аспектов. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих десять параграфов, заключения и библиографического списка.
Основное содержание работы
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, сформированы его цели и задачи, раскрыта степень разработанности проблемы, определены основополагающие методологические принципы, обозначена научная новизна диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава диссертации Молодёжные субкультуры: сущность, роль и место в общем культурном пространстве посвящена рассмотрению доминантных аспектов, характеризующих сущность феномена молодёжных субкультур: социального и культурного.

Социальный аспект связан с неизбежным «встраиванием» представителей новых поколений в социум, адаптацией к его условиям, в связи с чем рассматривается социализация молодёжи как жизненно важный процесс, детерминированный основными социальными потребностями людей. Культурный аспект ещё более значим, поскольку именно культура выступает объективным фактором по отношению к различным социальным системам и личностям. Являясь основой жизнедеятельности определённой социальной структуры или общности, культура развивает, трансформирует и обновляет её нормы и ценности. Сегодня молодёжь включена во всё многообразие современного социокультурного бытия, поэтому целостное представление о нём невозможно без рассмотрения особенностей молодёжных субкультур.

В § 1 Оппозиционная сущность молодёжных субкультур даётся краткий исторический экскурс, позволяющий представить процесс становления молодёжной культуры. В ходе развития индустриализации и урбанизации, расширения системы образования все более увеличивается категория молодых людей, проходящих период профессионального обучения, интенсивного интеллектуального развития. Вследствие самостоятельной деятельностной и мыслительной активности у молодёжи формируется собственное миропонимание, углубляется самосознание, совершенствуется способность к саморефлексии, что обусловило выделение культурного поля, определяемого как «молодёжная культура». Впервые понятие «молодёжная культура» употребляется американским социологом Т.Парсонсом, который рассматривает молодёжь как важную социальную группу, находящуюся на стыке двух ценностных систем: традиционного и современного обществ.

Также уточняется философскокультурная сущность терминов молодёжь и субкультура, образующих интересующее нас понятийное целое. Термин «субкультура» был введён в научный оборот американским социологом Т. Роззаком в 30-е годы ХХ века. С этого времени он употребляется исследователями в значении относительно автономного и целостного образования внутри господствующей культурной традиции. Сегодня в научной практике субкультура определяется как система норм и ценностей, отличающих группу от общества. Её ценности чаще всего не означают отказа от культуры большинства, они лишь обнаруживают отклонение и отграничение от неё.

Вследствие распада СССР обнаружились тенденции, которые привели к отсутствию необходимых социокультурных условий для воспитания и полноценного развития молодого поколения. Возникла реальная опасность разрушения механизмов наследования культурно-исторического опыта. Одним из показателей разбалансированности системы ценностей современной культуры является расширение поля молодёжных суб- и контркультурных явлений. Личностное становление и обретение молодыми людьми смысложизненных ориентиров всё чаще перемещается в сферу субкультурного бытия.

Исследование молодёжной проблематики вскрывает парадокс, который заключается в том, что закономерный и необходимый социокультурный механизм обучения человека «человеческому» образу жизни никогда не был свободен от конфликтных и трагических факторов, сопровождающих его. В связи с этим в §1 первой главы рассматривается оппозиционная сущность молодёжных субкультур и проблемы межпоколенного противостояния.

Молодёжные субкультуры возникают как оппозиционные образования, декларирующие в культурном контексте индивидуально-альтернативные символы, нормы, правила, идеалы и ценности. Вместе с тем, сегодня молодое поколение наряду с «бунтарскими» проявлениями демонстрирует стремление к оптимизации социальных реалий, «вписываемость» в современное культурное пространство. Не стоит забывать, что молодёжь всегда являлась генератором культурных инноваций, способствующих развитию социального бытия. Согласно утверждению М. Мид, современная молодёжь в этом процессе играет роль «социального бульдозера», очищающего почву от консервативных, устаревших традиций, для возникновения новых институциональных образований. Примером является исследуемая нами субкультура хип-хопа.

В §2 первой главы Молодёжные субкультуры как фактор социализации в современном обществе акцентируется внимание на рассмотрении процесса социализации современной молодёжи под воздействием молодёжных субкультур. Особое внимание в этом процессе М. Петров уделяет культурной трансляции, которая означает «общение, направленное на социализацию входящих в жизнь поколений, на их уподобление старшим». При этом «одной стороне…воспитателям нужно передать другой стороне —воспитуемым установившиеся программы деятельности…нормы поведения, установки, правила и всё то, что не передаётся генами, но чем необходимо обладать, чтобы стать полноправным членом общества»1.

Согласно определению С.Подопригоры, социализация (от лат. Socialis – общественный) представляет собой процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, установок общества, социальной группы, системы связей и отношений, в которую личность включена в качестве субъекта труда, общения и познания. Социализация способствует эффективному взаимодействию человека с социальной общностью, предполагает овладение умениями и навыками в практической и теоретической деятельности.2 Поскольку процесс социализации современной молодёжи сопровождается формированием стратегии самосозидания, самовоспитания и самореализации личности, автор делает акцент на самосоциализации как явлении, инициирующем рост молодёжных субкультур.

В сфере субкультурного бытия молодёжью определяются необходимые нормы и правила поведения, смысложизненные ориентиры, духовно-нравственные установки и ценности. Создавая «свою» культуру и собственные модели социализации, молодёжь стремится защитить свои права на моральный и экзистенциальный суверенитет. Вместе с тем, молодёжная самосоциализация не отличается аксиологической ясностью, поскольку идеалы и ценности, вдохновляющие молодых людей, необычайно противоречивы (о чём свидетельствует отсутствие компромиссов между различными субкультурами).

Принадлежность к субкультуре как предпочтение одного стиля жизни другому является важнейшей экзистенциальной потребностью, знаменуя суперрешение, безусловно, более высокого порядка, чем обычные, повседневные, на что указывают исследования «субкультурной идентичности» А. Тоффлера и Х. Ортеги-и-Гассета.

Признание значимости неуклонного прогресса молодёжных субкультурных образований предполагает рассмотрение причин, инициирующих этот процесс. Для нас представляет особый интерес вопрос о формировании мотивационно-поведенческих импульсов и интенций, лежащих в основе выбора молодыми людьми определённого жизненного стиля и предпочтения его всем другим.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа icon 2002 г. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России
Луков валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа icon 2002 г. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России
Луков валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины формирование у студентов представлений о типах и видах молодежных субкультур их специфических особенностях...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 Молодежные субкультуры...
Цель курса: познакомить слушателей с известными фундаментальными субкультурами Европы, США и России и историческими, социально-психологическими...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconСамореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»
Цель курса – ознакомление студентов с историей развития молодежных субкультур и движений, формирование у обучающихся как теоретических...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconЭкзаменационный реферат по искусству Специфика культуры хип-хоп (на примере искусства танца)
Активно развивается искусство. Одним из развивающихся направлений являются танцы. Современные танцы получают новое дыхание, они имеют...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconПрограмма Intel® Курс «Обучение для будущего»
Знакомство с различными видами неформальных молодежных организаций, их историей, характеристикой. Влияние западных неформальных молодежных...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconКонспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова...
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconУрок по творчеству И. А. Бунина (11 класс) Магия словесной живописи,...
Задачи урока: выделить и осмыслить отличительные особенности стиля И. А. Бунина, нераздельность его стихов и прозы. На высоком примере...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconФункциональные и структурные особенности интернет-версии
Функциональные и структурные особенности интернет-версии the new york times на примере статей о переизбрании барака обамы на пост...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconПоложение о московском этапе Всероссийского конкурса лидеров и руководителей...
Молодого гражданина Российской Федерации, активно включенного в процесс модернизации страны, развитие институтов гражданского общества,...
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconФакультет журналистики
Особенности функционирования развлекательной телепрограммы в радиоэфире (на примере передачи «beautytime» ООО ик «медиа-центр»)
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconКафедра теоретической и прикладной психологии
Особенности самосознания личности, включенной в онлайн игры (на примере «Lineage II: The Chaotic Chronicle»)
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconТема Кол-во страниц
Особенности перевода антропонимов с английского языка на русский (на примере романа Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Орден Феникса»)
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа iconРазработка маркетинговой программы (на конкретном примере). Определение...
Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск