Скачать 467.09 Kb.
|
Работа выполнена на кафедре общей психологии НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия
Защита состоится 24 апреля 2013 г. в 16 час. на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 на базе Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д.32, к. 4, ауд. 352 (зал заседаний диссертационных советов). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии. Автореферат разослан _____ марта 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета Гнездилов Геннадий Валентинович I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Современному обществу необходим высокий конкурентный потенциал, оно нуждается в творческих людях способных к самореализации. Актуальными становятся исследования инициативного, творческого, сверхадаптивного поведения личности, направленного на самореализацию. Активное стремление человека к самореализации – явление неновое в России, но его интенсификация стала возможной в более гибких, нежели в советский период, социальных условиях. В современной России социальные, политические, духовные интересы молодежи разнообразны. Проблемы, связанные с социализацией молодежи привели общество к серьезным потерям (наркозависимость, алкоголизм, суицидальное поведение). Возникла необходимость минимизации этих издержек и потерь. Исследования самореализации личности посвящены как оптимальным, творческим ее формам, так и неоптимальным, дефицитарным, что позволяет выявить причины социальной незрелости молодежи. Актуальность работы на прикладном уровне состоит в определении поисков путей ценностно-смысловых оснований поведения молодежи в разных сферах самореализации, научно обоснованных форм и методов эффективного взаимодействия с молодежными инициативами как социальным феноменом. Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема самореализации личности сложна, разнопланова и в отечественной психологии изучена недостаточно. Учеными проведен подробный анализ самореализации личности в профессиональной (Л.Е. Душацкий, Н.В. Егорова, Л.Н. Иванова и др.) и творческой сферах (О.В. Дедюхина, В.В. Садовая, Н.Л. Чеглякова и др.), изучены возрастные аспекты самореализации (Е.М. Бетина, О.С. Михайлова, Н.Н. Шатохина и др.). Поведение молодежи в новых социальных условиях становится вариативным. Молодежь стремится к самореализации, осуществляемой в разных сферах жизни, разными путями и средствами (О.В. Шелкунова, Н.В. Водянова, К.А. Кадетова и др.). Одним из которых является вступление в формальные и неформальные молодежные субкультурные сообщества, многовариантно проявление личности в них, в том числе – в оформлении внешности. Самореализация молодежи привлекает внимание ученых (Ю.М. Пасовец, М.В. Грищук, Л.В. Власенко и др.), которые отмечают, что содержание самореализации раскрывается в процессе социальной деятельности, через различные виды активности (общение, увлечения, работа, семья, дружба). Самореализация представителей молодежных субкультур в такой социально значимой деятельности, как оформление внешности, остается за рамками специального изучения. В данном исследовании анализируется одно из средств самореализации молодежи – оформление внешности. Проблема оформления внешности активно разрабатывается в культурологии (С.В. Никифорова, Г.Д. Забродина), социологии (Э.М. Андросова, И.В. Шабаркина) и других науках. Теоретико-методологические основания, позволяющие подойти к проблеме личностной и деятельностной обусловленности оформления внешности, в отечественной психологии были определены в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Г.Г. Шпета. Изучение различных элементов оформления внешности человека проводится Е.А. Петровой, Р.А. Степучевым, Е.Я. Басиным, которые рассматривают костюм с позиций визуальной психосемиотики как специфический язык (сигнально-знаковую систему), который воспринимается вместе с вербальными и невербальными средствами общения. В исследованиях А.А. Бодалева, Е.А. Петровой, В.М. Шепеля подчеркивается необходимость выявить закономерность создания персонального образа с целью развития навыков адекватного самовыражения, самореализации и адаптации в окружающем мире. Оформление внешности в психологии, выступая характеристикой облика, является формой объективизации внутреннего мира личности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова), обусловленной потребностями в самовыражении и самореализации (М.И. Килошенко). Оформление внешности рассматривается исследователями как предмет общепсихологического изучения, а вопросы самореализации личности посредством оформления внешности только обозначены и ожидают детального рассмотрения. Теория психологических систем В.Е. Клочко дает возможность провести анализ самореализации человека, в том числе и посредством оформления внешности. Самореализация включает в себя самовыражение, самоутверждение личности. В концепции системной детерминации самореализации личности (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, О.М. Краснорядцева) определено, что детерминантами самореализации репродуктивно-адаптивного типа являются смыслы, а продуктивно-сверхадаптивного – ценности. Если речь идет о самореализации посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур, то данный постулат нуждается в дополнительном эмпирическом обосновании. С самореализацией творческого уровня исследователи связывают личностные свойства – субъективный уровень контроля, влияющий на выбор жизненных сред, позволяющих человеку реализовывать собственные возможности; компетентность во времени, гибкость поведения. Связь самореализации у представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности с их личностными особенностями нуждается в уточнении. Все вышесказанное определило выбор темы исследования. Объект исследования – самовыражение и самореализация молодежи в аспекте оформления внешности. Предмет исследования – особенности оформления внешности, социальной перцепции и личностные качества молодежи, включенной и не включенной в неформальные молодежные субкультуры. Цель исследования: выявить особенности самовыражения и самореализации личности посредством оформления внешности в молодежной среде. Научная задача исследования – определить специфику самореализации, осуществляемой посредством оформления внешности, что позволит повысить эффективность взаимодействия педагогов, психологов учебных заведений с разными категориями молодежи. Гипотезы исследования:
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория психологических систем В.Е. Клочко, концепция системной детерминации самореализации личности Э.В. Галажинского, концепция самореализации личности Л.А. Коростылевой, концептуальные разработки М.И. Килошенко, рассматривающей следование моде как форму самореализации личности. Использованы теории объективизации внутреннего мира личности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова) и создания персонального образа с целью самовыражения, самореализации (Р.А. Степучев, Е.Я. Басин и др.). Методы исследования. В качестве теоретического метода применялся анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Методическая база эмпирической части представлена комплексом методов и методик: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ документов, анализ оформления внешности, интент-анализ; фототест «Оформление внешности в молодежных субкультурах»; методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева; личностный опросник MMPI (Миннесотский многошкальный личностный опросник), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (модификация Л.Н. Собчик), методика незаконченные предложения Сакса–Сиднея, тест-опросник «Локус контроля» Е.Г. Ксенофонтовой, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (субтест №2 «Группы экспрессии»). Статистическая обработка полученных данных проводилась методами факторного анализа и t-критерия Стьюдента, с использованием компьютерной программы Statistica 6. Эмпирическая база исследования. Общее количество испытуемых составило 506 человек (студенты, представители молодежных субкультур г. Читы). Из них 70 человек принимали участие в полевом исследовании. Анализ результатов строился с учетом социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование). Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных положений; использованием методов, адекватных поставленным целям и задачам; репрезентативностью выборки испытуемых; применением статистических методов обработки данных. Научная новизна исследования:
4. Установлена взаимосвязь самореализации посредством оформления внешности с рядом личностных особенностей представителей молодежных субкультур: негативное отношение к окружающим, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм, сензитивность. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Апробирована методология теории психологических систем применительно к исследованию самореализации посредством оформления внешности представителями молодежных субкультур. 2. Установлено, что для представителей молодежных субкультур оформление внешности является одним из средств самореализации, а лица с традиционным отношением к оформлению внешности используют данный параметр скорее как способ самовыражения. 3. Определены типы молодежных субкультур, представители которых активно самореализуются посредством оформления внешности. Выявлены особенности восприятия молодежью личности в контексте внешности: специфика интерпретации и идентификации невербальных стимулов. 4. Выявленная связь между самореализацией личности посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур и их личностными особенностями подтверждает личностную обусловленность самореализации посредством оформления внешности представителями молодежных субкультур. Практическая значимость результатов исследования:
Положения, выносимые на защиту: 1. Систематизация и анализ научных представлений по проблеме возможных репрезентаций личности позволяют утверждать, что самореализация и самовыражение личности осуществляются в различных вариантах, в разных сферах деятельности и поведении. Оформление внешности является одной из таких возможностей и может рассматриваться как значимое средство самореализации и самовыражения молодежи. 2. В результате исследования специфики оформления внешности у молодежи установлено, что самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур обусловлена ценностями движения к творчеству, а самореализация теми же средствами испытуемых с традиционным оформлением внешности детерминирована целями самовыражения. 3. Восприятие молодежью личностных свойств людей в контексте их внешности осуществляется на основании интерпретации и идентификации невербальных стимулов. Молодежь приписывает представителям субкультур, наиболее ярко оформляющим внешность (панкам, антифа, готам, байкерам, эмо), такие личностные особенности, как экстраверсия (панки, готы, байкеры, эмо), ригидность (панки, антифа) и самоконтроль (антифа, ролевики). 4. Представители молодежных субкультур, реализующие себя посредством оформления внешности, характеризуются рядом особенностей: негативное отношение к значимому окружению, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм и сензитивность. |
Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим... Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | 7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и... | Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Социальная психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Вопросы к зачету по дисциплине «Психология личности» Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии |