Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век»





Скачать 358.53 Kb.
НазваниеУрок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век»
страница1/4
Дата публикации29.11.2014
Размер358.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
    Урок истории в 8 классе.
Тема: «Золотой век» русской культуры.
Цели: обучающая – создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обучить школьников анализировать визуальные источники, познакомиться с творчеством художников этого периода;
Развивающая – развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости;
Воспитывающая – воспитывать любовь к отечественной культуре.
Термины: классицизм, романтизм, реализм, ампир, русско-византийский стиль.
Оборудование: репродукции картин художников первой половины XIX века, фотографии памятников архитектуры, портреты деятелей культуры первой половины XIX века, компьютер, мультимедиа проектор, слайд-шоу, рисунок с элементами стилей в архитектуре.
Предварительная подготовка: слайд-шоу, рисунок, сообщение о художниках, карточки с вопросами, с определениями стилей. 
                      Ход урока.
I.Актуализация знаний по теме.
Проблемное задание в начале урока
- по какому признаку расположены портреты:
Федотов, Брюллов, Венецианов (художники)
Пушкин, Жуковский, Карамзин (поэты и писатели)
Тон, Монферран (архитекторы I половины XIX века)
                                     «Русский народ сохранил                   
                                      величавые черты и на
                                      петровский приказ
                                     образовываться – ответил через
                                     сто лет огромным явлением
                                     Пушкина»
                                                          А.И.Герцен
Конечно, не только Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры».
                

                  «Золотой век» русской культуры.
II.Изучение нового материала.
  1. Слайд-шоу.
    Во время просмотра дети выполняют задание «Своя опора» (заполняют таблицу, составляют схему, выделяют ключевые слова в определениях, ассоциации).
   2. Задания на соотнесение:
Стиль – картина   Стиль-определение  Стиль-здание
                             Классицизм-             - (элементы ст.)            
                             Романтизм-
                             Реализм-               
                             Ампир-
                             Русско-визант.-
После соотнесения стилей и зданий объяснить:1) По каким элементам мы определяем принадлежность здания к конкретному стилю. 2) Какие памятники были построены в честь победы над Наполеоном? (Александрийский столп, Храм Христа Спасителя)
3) Какую идею ампир отражал наилучшим образом? (величие империи и императора)
3.Сообщения о художниках.
4.Работа с картинами (по карточкам):
   «Последний день Помпеи» Брюллов К.П.
К какому стилю относится данная картина?
                                                                   (классицизм)
Почему? По каким признакам вы определили? (взят античный сюжет, историческое событие: извержение вулкана Везувий в 79 году до н.э., в результате которого находившийся у его подножия город Помпеи был погребен под лавой; чувствуется следование античному образцу, парадность, сложная композиция, театрализованная трактовка сюжета, эффектное освещение, люди своей красотой подобны древним статуям богов; как в скульптуре эллинизма, фигуры скомпонованы в отдельные замкнутые группы; соблюдение 3-х планов, 3-х цветов, один из которых доминирует; классическая красота драпировок)
Как ведут себя люди?   (Люди, конечно же, напуганы разбушевавшейся стихией, они пытаются спастись. Но ведут себя при этом благородно. На переднем плане     изображены мужчина и женщина, пытающиеся спасти от гибели    немощного старика, возможно, своего отца.)
Как отражён в картине внутренний мир людей? (Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией.)
«Сватовство майора» Федотов П.А.
 1)К какому стилю относится данная картина? 
                                                                           (реализм)
     2)Почему? По каким признакам вы определили? (нет следования античным образцам, взят сюжет из реальной жизни, изображены обычные люди с их недостатками)
    3) О чём думают герои картины?  (Достаточно обыкновенное событие – женитьба обнищавшего дворянина на богатой купеческой дочке. Сам Федотов давал следующие характеристики героям: «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь».)
                  Общее в картинах: театрализованная трактовка сюжета, 3-х плановая композиция, уважительное отношение к людям.
III. Закрепление (по опорам).
IV. Рефлексия
     - Что запомнилось?
     - Что удивило?
     - Что узнали?
     - Чему научились?
     - Что хотели бы узнать?
V. Вывод
     - Российская культура первой половины XIX века изобилует шедеврами. Быстрая смена стилей, смелые эксперименты в области искусства, большое количество талантливых самородков… Всё это удивительно. Учёные до сих пор не нашли ответ на вопрос о феномене русской культуры XIX века. Может вы найдёте? 
VI. Домашнее задание
     -I уровень: таблица по параграфу 16;
     - II уровень: кроссворд;
     - III уровень: «Своя опора».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью элективного курса «Культура серебряного века» является формирование у учащихся целостного представления о культуре государства, гражданами которого они являются. Курс содействует формированию личного отношения к культуре России конца XIX- началаXX вв ., стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. В программе курса отводится место для истории быта, особенностей национального характера россиян истории культуры родного края.
Основными задачами элективного курса является:
   - систематизация и закрепление знаний учащихся по вопросам культуры   серебряного века;
- обобщение знаний на теоретическом уровне;
- формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств;
- воспитание любви к культуре своей Родины.
В курсе история России в 9 классе по программе отводится 2часа на серебряный век русской культуры. Этого недостаточно. Восполнить этот недостаток может  элективный курс посвящённый культуре начала XXвека.
Изучение истории культуры воспринимается учащимися с интересом, поскольку даёт возможность привлекать разнообразную дополнительную литературу, наглядность, видеосюжеты.
               
                                    ЦЕЛИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

1.    Познакомить учащихся с достижениями русской культуры начала XX века.
2.    Подвести учащихся к пониманию сути художественных ценностей новых направлений в искусстве начала XX века.
3.    Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.

                               Структура элективного курса.

Данный курс состоит из 10 тем, в которых речь пойдёт об особенностях,  достижениях и противоречиях русской культуры начала ХХ в. Значительное место отведено знакомству с документами этого периода. Отводится время на знакомство с достижениями художественной культуры с помощью компьютерных дисков «Шедевры русской живописи» и «Русские художники». Уделяется внимание организации экскурсионной деятельности. Весь курс рассчитан на 17 часов, из которых 9 часов отводятся на выполнение практических, творческих и семинарских занятий.
                                 
                          Требования к знаниям и умениям школьников.

В результате изучения данного курса ученик должен знать /понимать

·основные направления и культуры начала ХХ в.

·особенности мировоззрения и творчества интеллигенции в этот период.

·достижения в области науки и образования.


 Уметь
 
·рассказывать о важнейших событиях и явлениях культуры начала ХХ в. в России и Зауралье;
 
 ·работать с историческими источниками;

 ·составлять опорный конспект;

 ·анализировать историческую информацию;

 ·искать информацию в источниках разного типа;

 ·сравнивать свидетельство разных источников;

 ·осуществлять учебные исследования и проекты по культурной тематике.

                                      Формы контроля.
 
В период изучения данного элективного курса ученик должен предоставить:
1. Реферат по одной из предложенных тем (см. приложение).
2. Сочинение по теме «Культура начала ХХ века в России: Ренессанс или декаданс?»
3. Сообщение о деятеле культуры начала ХХ в.
4. Отчёт об экскурсии в музей.
5. Проект «Семейные реликвии»


                                    

       
                                      Содержание.

Социально-исторические условия в начале ХХ в. в России и Зауралье.
Новый этап в развитии цивилизации: экономическое, социальное, политическое развитие. Новый этап в развитии культуры. Разнообразие стилевых направлений художественной культуры на рубеже веков. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже XIX и ХХ в.в.
Развитие образования
Начальное образование в России и в Зауралье в начале ХХ в. Средняя и высшая школа. Внешкольное народное просвещение. Педагогическое образование. Книжное дело. Периодическая печать. Учебные заведения Далматовского района.
Научные достижения начала XXв.
Естественные и технические науки: Н.Е. Жуковский, П.Н. Лебедев, В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.И Мечников, К.И. Циалковский, И.И. Сикорский.
Гуманитарные науки: материалистическое направление (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов, А.А. Богданов), религиозно-философское направление(Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский); историческая наука (В.И. Ключевский, С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, М.Н. Покровский); экономическая наука и социология(П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, П. Сорокин).
Литература «Серебряного века».
Стилевые направления: реализм(Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.Куприн, И.А. Бунин, М. Горький); модернизм(В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, о. Мандельштам); авангардизм(В. Хлебников, В. Маяковский)
Изобразительное искусство.
Реализм(И.Репин, И.Левитан, К.Юон). Модернизм (А.Рябушкин, М.Нестеров, К.Коровин, В.Серов, М.Врубель); «Мир искусства»(А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов, Е.Лансере, Н.Рерих, Б.Кустодиев). Авангардизм(В.Кандинский, К.Малевич, М.Шагал)
Архитектура.
Модерн. Неоклассицизм. Градостроительство. Памятники архитектуры
 г. Далматово и Кургана начала ХХв.
Театральное искусство.
Московский художественный театр(К.Станиславский, В.Немирович-Данченко,). Режиссёры(В.Мейерхольд, Вахтангов.) Опера(Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А.Нежданова); балет(хореограф М.Петина; А.Павлова)
Музыка.
С.Рахманинов, И.Стравинский, А.Скрябин.
Развитие фотографии и кинематографии.
«Иллюзион». Я.Протозанов; актёры И.Мозжухин, В.Холодная, А.Коонен.
Массовая культура, быт и фольклор.
Развитие книжного дела и брошюры с примитивными сюжетами. Доступность дешёвой продукции массовой культуры. Изменения в быту россиян. сохранение фольклорных традиций.








      История России  

             
 Прочитайте отрывок из исторического ис¬точника - первого послания А. Курбского Ивану Грозному, затем кратко ответьте на вопросы и выполните задания.
 « Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой, в чем прогневали тебя христиане — сорат¬ники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от Бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со  всеми близкими нашими?
А всех причиненных тобой различных бед по порядку не могу и ис¬числить. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою — непри¬миримой ненавистью. Полки твои водил и выступал с ними, и никако¬го бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы и некогда полков твоих не обратил спиной к врагам. И все это не один год и не два, а в течение многих лет трудился и много пота про¬лил и много перенес, так что мало мог видеть родителей своих, и с же¬ной своей не бывал, и вдали от отечества своего находился, в самых дальних крепостях против врагов твоих сражался, а как часто ранен был варварами в различных битвах, и все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.
И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя.
Не думай, царь, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь словно суетной победой: казненные тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе; несправедливо изгнанные тобой из страны, взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».
1. О каких врагах и каких войнах упоминает князь А. Курбский?
2. Кого имеет в виду А. Курбский, обвиняя царя в притеснениях и пре¬следованиях?
3. О каких личных заслугах, не оцененных царем, упоминает А. Курбский?
4. Придумайте заголовок к тексту. Составьте план текста.
5. Составьте кластер по тексту.
6. Заполните хронологическую таблицу «Основные события правления Ивана Грозного», используя следующие даты и события: 1547, 1549, 1552, 1564, 1566, 1550, 1556, 1555, 1558, 1565, 1583, 1572, 1581, 1584 г.
Земский собор, венчание Ивана VI на царство, реформа местного самоуправления, принятие Судебника, взятие Казани, начало Ливонской войны, начало книгопечатания на Руси, взятие Астрахани, введение опричнины, создание регулярного стрелецкого войска, окончание Ливонской войны, поход Ермака в Сибирь, смерть Ивана Грозного, отмена опричнины.
7. Составьте 5 «тонких» и 2 «толстых» вопроса по тексту.
8. Напишите сочинение-эссе на тему «Грозный принял на себя ответственность за решение всех политических и нравственных вопросов своего времени. Рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов». (Д.С.  Лихачев)

КИМ-11                                                   История России


 Прочитайте отрывок из исторического ис¬точника - фрагмента труда историков М.И. и М.М. Шумиловых, затем кратко ответьте на вопросы и выполните задания.
 «Решение об осуществлении Сталинградской наступательной опера¬ции И.В. Сталин, Г.К. Жуков и А.М. Василевский приняли 13 сентября 1942 г., в период оборонительных боев в Сталинграде. Планирование и подготовка контрнаступления проходили в строжайшей тайне, с соблю¬дением всех мер предосторожности и маскировки. Сосредоточение зна¬чительных сил и резервов Ставки на направлениях прорыва фронта для гитлеровского командования оказалось неожиданным.
Наступление началось на рассвете 19 ноября 1942 г. совместными усилиями войск Юго-Западного (командующий генерал Н.Ф. Ватутин) и Донского (командующий генерал К.К. Рокоссовский) фронтов. На следующий день их поддержали воины Сталинградского фронта (ко¬мандующий генерал А.И. Еременко). Бои в районе Сталинграда про¬должались до 2 февраля 1943 г. и завершились полным разгромом не¬мецких войск.
Под Сталинградом сошлись в противоборстве две силы, насчитывав¬шие по 1 млн. человек с каждой стороны. К этому времени советское командование и войска многому научились в ходе предшествующих боев. Возросло доверие к военным кадрам, что проявилось в ликвида¬ции института военных комиссаров и предоставлении командирам са¬мостоятельности в решении поставленных задач. Войска пополнились за счет нового офицерского состава, извлекшего полезные уроки из по¬ражений и неудач начального периода войны. Красноармейцы научи¬лись воевать и лучше были оснащены стрелковым оружием. Глав¬ное — военно-промышленный комплекс страны начал давать армии все больше танков, самолетов, орудий и другой военной техники, не уступавшей аналогичным образцам вооружения противника. На уча¬стках прорыва советские войска имели двойное превосходство в тан¬ках и орудиях».
1. О какой битве говорится в тексте? Когда проходил ее оборонительный этап?
2. Кто разрабатывал план наступления? Силами каких фронтов оно осу¬ществлялось? Кто командовал фронтами?
3. Благодаря каким факторам наступление оказалось успешным? Какое значение имела победа под Сталинградом для общего хода войны?
4. Придумайте заголовок к тексту. Составьте план текста.
5. Составьте кластер по тексту.
6. Заполните хронологическую таблицу «Основные события Великой Отечественной войны», используя следующие даты и события: 22 июня 1941, 30 сентября - 5 декабря 1941, 5 декабря 1941 – 8 января 1942, 17 июля – 18 ноября 1942, 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943, 5 июля – 23 августа 1943, 12 июля 1943, июнь – декабрь 1944, 16 апреля – 8 мая 1945, 2 сентября 1945.
Контрнаступление Красной Армии под Москвой, начало Великой Отечественной войны, оборонительный этап битвы за Москву, контрнаступление советских войск под Сталинградом, оборонительный этап Сталинградской битвы, крупнейшее танковое сражение, Курская битва, капитуляция Японии, операция «Багратион», Берлинская операция.
7. Составьте 5 «тонких» и 2 «толстых» вопроса по тексту.
8. Напишите сочинение-эссе на тему «Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых»   (А. Фулье)

 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconУрок по истории Отечества. Тема: Золотой век русской культуры
Цели: Дать учащимся представление о том, что XIX век, стал эпохой культурного развития страны и за бурное развитие культуры и искусства...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» icon«хiх век золотой век русской культуры»
Результативность использования дм
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconТема: Золотой век алхимии
...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconКонкурс Фаррахова Ф. А., с. Аккузево Наименование объекта
Илишевского района неотделима от истории человечества. Ранняя её часть делится на каменный, бронзовый и ранний железный века. Самый...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconТема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв»
Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconЛекция Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII xix вв.)
Лекция Золотой век Просвещения и путь к новой научной революции (XVIII – XIX вв.)
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconПояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый...
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» icon2 1 «Золотой век» русской культуры 3 2 «Серебряный век» русской культуры 5
В задачу моего реферата не входит описание исторических событий, происходивших в России в ХХ – ХХ веках. Одно только перечисление...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconРеферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconПояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый...
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconУрок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против»
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных...
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconУрок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,...
Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике
Урок истории в 8 классе. Тема: «Золотой век» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск