Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история»





Скачать 398.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история»
страница1/3
Дата публикации11.08.2014
Размер398.73 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

МБОУ «Малокибечская ООШ им. А.Я.Яковлева»

Согласовано: Согласовано: Утверждено:

Руководитель МО

______Егорова Т.Г. Зам.директора по УВР: Директор

протокол № 1от ________Гаврилова А.Г. _______Кириллов А.П.

«__»_________2012г. «___»________ 2012г. Приказ № от « »___2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Истории России XX в. по XXI в.

по Всеобщей Истории Новейшего времени

9 класс

Общеобразовательных учреждений

Срок реализации 2012-2013уч.год
Программа составлена на основе

Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

Разработал учитель истории и обществознания

Васильева О.В.

Пояснительная записка

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

Цель изучения курса:

Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Общие задачи изучения курса:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества;

- воспитание патриотических чувств,  гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;

- формирование умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности,  в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.

Рабочая программа интегрированного курса отечественной  и всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и  авторских программ -  Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007) и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007).  Настоящая программа  составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обя зательным минимумом содержания исторического образования.

В учебной программе используется следующий УМК:

-        А.А. Данилов,   Л. Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX – начало XXI в. 9 класс»  / - М: Просвещение, 2011;

 - О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2012

Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2001;

С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-началоXXI века: 9-й класс: к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта «История России: XX – начало XXI в. 9 класс»  - М.: «Экзамен», 2007

Данилов А. А. История России. XX век – начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX – начало XXI века; важ нейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX – начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический ис точник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со бытия и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личност ного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-позна вательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собствен ных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об истори ческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, националь ной и религиозной принадлежности.

Информационно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя

А.А. Данилов,   Л. Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс»  / - М: Просвещение, 2011;

 О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2012

Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2001;

О.В.Арсланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (XX- начало  XXI века) : 9 класс.- М.: «Вако»,2005.

С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-началоXXI века: 9-й класс: к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта «История России: XX - начало XXI в. 9 класс»  - М.: «Экзамен», 2007

Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2009.

Соловьев К. А. Универсальные поурочные разроботки по новейшей истории зарубежных стран: XX век - начало XXI в. 9 клас. – М.: ВАКО, 2006.

Список литературы

Аксенов Г. Вернадский. — М., 2010.

Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М., 2010.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. — М., 2009.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. — М., 2009.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-ХХ вв. — М., 2009.

Андриянов В. Косыгин. — М., 2004.

Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.

Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. — М., 2005.

Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — СПб., 1998.

Боханов А. Н. Николай II. — М., 2008.

Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России. — М., 2010.

Буйновский Э. Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов. — М., 2005.

Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.

Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.

Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.

Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.

Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2004.

Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. — М., 2009.

ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.

Дайнес В. Жуков. — М., 2010.

История государства Российского: Жизнеописания. XX век. Кн. 1-4. — М., 1999-2001.

Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. — М., 2001.

Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. — М., 2010.

Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.

Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.

Медведев Р. Андропов. — М., 2007.

Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.

Пайпс Р. Русская революция. Кн. 1-3. — М., 2005.

Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. — М., 1996.

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. — М., 2001.

Прибытков В. Черненко. — М., 2009.

Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.

Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001. — М., 2001.

Таубман У. Хрущев. — М., 2008.

Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.
Интернет-ресурсы

Антисоветская электронная библиотека: http://antisoviet.imwerden.net

Архив Александра Н. Яковлева: http://www.alexanderyakovlev.org/

Белая гвардия: http://www.whiteforce.newmail.ru/

 Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия ХХ в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm

  Библиотека социал-демократа: http://www.plekhanovfound.ru/library/

 Биографическая литература СССР: http://biograf-book.narod.ru/

Великая Отечественная под водой: http://www.town.ural.ru/ship/news

Ворошиловские стрелки: http://airaces.narod.ru/snipers/

 Вторая мировая война в русском Интернете: http://world-war2.chat.ru/

Газетные старости: http://starosti.ru/

 Герои страны: http://www.warheroes.ru/

Глобальный мультиязычный портал, посвященный Махно: http://www.nestormakhno.info/

Документы сталинского террора: http://www.perpetrator2004.narod.ru/

Ероплан. Русская и советская авиация перв. пол. ХХ в.: http://eroplan.boom.ru/

 Коллекция архивных документов по голоду в СССР в 1930-1934 гг.: http://www.rusarchives.ru/publication/hunger-ussr/index.shtml

Марксизм в России: http://web.mit.edu/fjk/Public/index.html

 Мемориал: история террора: http://www.memo.ru/history/

Наша Победа: http://9may.ru/

 Победители: Солдаты великой войны: http://www.pobediteli.ru/

Рабоче-Крестьянская Красная Армия: http://rkka.ru/

 С. Ю. Витте: http://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi.

 Советско-финские войны 1939-1940 и 1941-1944 гг.: http://www.aroundspb.ru/finnish/

 Старые газеты: http://oldgazette.ru/

Уроки истории. ХХ век: http://www.urokiistorii.ru/

Электронная база данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»: http://www.sakharov-center.ru/gulag/

Я помню: http://iremember.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ 9 КЛАСС

п/п

Раздел, тема урока

Тип

урока

Д/З

§

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды учебной деятельности

Кол-во

часов

Дата проведения




план

факт




История России.





Тема 1. Россия 1917-1927 гг.




1

Россия революционная.

Повторительно-обощающий урок




Уметь разбираться в причинах революции, знать основные революционные события, ее историческое значение

Уметь разбираться в причинах революции, знать основные революционные события, ее историческое значение

Знать понятие «гражданская война», уметь показывать исторические события по карте, сравнивать эту войну с другими гражданскими войнами

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником,

постановка и решение практических задач

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

5.09.







2

Начало Гражданской войны

Урок-практикум

14

Знать этапы, фронты военных действий, основные события, персоналии: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич

наблюдение и анализ исторических событий

1

7.09







3

Гражданская война: основные события, организаторы действий

Урок изучения нового материала

15

Поэтапные события войны. Особенности этапов войны. (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, фронты Красной Армии).

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

12.09







4

Экономическая политика в годы войны.

Урок-практикум

16-17

Усвоить сущность политики «военного коммунизма», уметь сравнивать с экономической политикой в другие периоды, объяснять ее влияние на итоги войны

наблюдение и анализ исторических событий

1

14.09







5

Социально-политический и экономический кризис 1920-1921 гг. Переход к НЭПу

Урок изучения нового материала

18

Усвоить сущность политики НЭПа, терминологию, уметь сравнивать с экономической политикой в другие периоды, объяснять ее влияние на итоги войны.

Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР.

Усвоить понятие «социализм», знать исторические персоналии: И.Сталин, Л.Троцкий, Г.Зиновьев, Н.Бухарин.

Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века». Разбираться в направлениях перестройки образования.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

19.09







6

Политика большевиков в области национально-государственного строительства.

Урок изучения нового материала

19

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

21.09







7

Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков.

Урок-практикум

20

наблюдение и анализ исторических событий

1

26.09







8

Коренные изменения в духовной жизни

Урок-практикум



22

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

28.09







9

Итоги развития России в 1917-1927 гг.

Контрольная работа. Письменная работа с альтернативой – защита рефератов по заданной тематике.

1

3.10





























Тема 2. Сталинская модернизация России.






















10

Поиск путей построения социализма.

Повторительно–обобщающий урок.

1

5.10








11


Индустриализация в СССР.


Комбинированный


23


Делать сравнительный анализ этапов индустриализации, знать хронологию и содержание этапов,

источники, методы индустриализации, называть стройки первых пятилеток.


Самостоятельное составление таблиц, схем, планов


1


10.10







12

Коллективизация сельского хозяйства.

Комбинированный

24

Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне, давать оценку раскулачивания и политики большевиков по отношению к бедняку и середняку.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

12.10







13

Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности Сталина.

Комбинированный

25

Уметь соотносить события по данной проблеме с двадцатыми годами и современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели.

постановка и решение практических задач

1

17.10







14

Коренные изменения в духовной жизни общества.

Творческая лаборатория

26

Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, в изменениях психологии людей; знать достижения культуры данного периода, использовать знания для формирования собственных суждений.

Исследовательская

1

19.10







15

СССР в системе международных отношений в 20-30-е гг.

Комбинированный

27

Владеть понятиями: система международной изоляции, полоса признания СССР, Коминтерн,

антифашистский фронт

Работа с историческими документами и картами

1

24.10







16

Контрольный урок по учебному блоку «Сталинская модернизация»

Урок обобщения и повторения




Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Предметно-практическая

1

26.10









Тема 3: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.




17

Начало Великой Отечественной войны.

Урок изучения нового материала

28-29, 30

Характеризовать политику СССР накануне войны, давать оценку о готовности СССР к войне с Германией. Уметь соотнести события по истории СССР с событиями всеобщей истории данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода войны.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

31.10







18

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны.

Урок изучения нового материала

30,32

Знать периодизацию войны, уметь рассказывать о Сталинградской битве, называть значение, работать с исторической картой.

Работа с историческими документами и картами

1

2.11







19

Завершение Второй мировой войны

Урок изучения нового материала

33-34

Владеть материалом о великом подвиге советского народа в годы войны, использовать краеведческий материал. Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение.

Работа с историческими документами и картами

1

14.11







20

Итоги Великой Отечественной войны.

Семинарское занятие.

31

Владеть фактами великого подвига народа. Советский тыл в годы войны. Уметь дать оценку роли СССР во второй мировой войне.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции). Работа с историческими документами

1

16.11







Тема 4: СССР в 1945-1953 гг.




21

Послевоенное восстановление экономики СССР.

Комбинированный

35

Определять задачи по восстановлению разрушенного хозяйства, характеризовать атмосферу духовной жизни в стране.

постановка и решение практических задач

1

21.11







22

Политическое развитие.

Урок изучения нового материала

36-37

Знать сущность понятия «Железный занавес», Сравнивать роль государства в развитии культуры в 20-30 гг. и 40-50гг.XX в.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)

1

23.11







23

Внешняя политика

Урок-практикум

38

Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение о политических кампаниях против «врагов народа»: «Ленинградское дело», «Дело врачей», «Дело космополитов».

наблюдение и анализ исторических событий

1

28.11






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый...
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconРабочая программа по предмету история России для 9 класса Составитель:...
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconТематическое планирование по истории России Класс
Л. Г. «История России ХХ – начало XXI века», а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. ( Казань, Тарих,...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconРабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального...
А. А. Данилова «Всеобщая история» 2011 года. Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование учебника «Новейшая история...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПояснительная записка рабочая программа интегрированного курса отечественной...
«История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. /...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПояснительная записка 4 тематический план 5 содержание дисциплины...
Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные,...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconРабочая программа по курсу всеобщей истории в 9 классе, составлена...
Рабочая программа по курсу всеобщей истории в 9 классе, составлена на основе авторской программы А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПояснительная записка Настоящее тематическое планирование выстроено...
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы....
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПрограмма курса «История России 19 век» и«Новейшая история»
Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории...
История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconРабочая программа по Истории России 9 класса 68 часов в год ( 2 часа...
Примерной программы по истории для 6-9 классов и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России....
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconТема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.)
Х — начало XXI в. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900—1914...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ к преподаванию предмета История», примерных программ по истории...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПрограмма по истории в 6 классе
Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.,...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconРабочая программа по истории для 9-х классов Пояснительная записка
История. Обществознание. 5-11 классы/ М. Просвещение, 2008 и Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России 20-начало 21 века». Настоящая...
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории ХХ век и начало XXI столетия «Новейшая история» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск