Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней





НазваниеМодульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней
страница1/4
Дата публикации30.11.2014
Размер0.76 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(ДЛЯ ТРЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП: НАЧАЛЬНОЙ, СРЕДНЕЙ

И СТАРШЕЙ СТУПЕНЕЙ)

Программа повышения квалификации учителей физкультуры

(дополнительное педагогическое образование)

Программа разработана коллективом в составе: д.п.н., проф. Демакова И.Д., д.п.н., проф. Логинова Л.Г., к.п.н., доцент Лутцева Е.А., к.психол.н. Сикорская Т.В., к.п.н., доцент Клочкова Л.И., к.п.н. Гуцалюк Р.П., к.п.н., доцент Зубарева Н.С., Маркина О.С., Фадеев А.В., Мацаренко Т.Н.

Москва

2009

Пояснительная записка
Обоснование актуальности и востребованности

В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

При этом подчеркивается необходимость личностной направленности образовательного процесса с обязательным развивающим эффектом его субъектов. Высокая значимость проблемы обеспечения компетентностной траектории профессионально-личностного развития спортивных педагогов в системе дополнительного профессионального образования обусловлена переходом на инновационную модель развития Российского общества и экономики, а также высокой конкуренцией на рынке образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования.

Переход российского высшего и дополнительного профессионального образования на европейскую модель вызвал необходимость изменения различных сторон системы и результатов профессиональной подготовки специалистов. Современное общество рассматривает специалиста не как человека обладающего знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но как способного эффективно действовать в сложных, подчас не стандартных ситуациях, т.е. компетентного. В этих условиях все большую обоснованность, как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании приобретает компетентностный подход.

В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федера­ции физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Яв­ляясь составной частью общей культуры и профессиональной под­готовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гу­манитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Преподавание физической культуры в школе требует от учителя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Кроме того, современная парадигма образования основана на принципах гуманизации и демократизации, требует от учителя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.

В соответствии с действующим стандартом учитель по физической культуре должен быть подготовлен к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности. Он должен обладать компетентностью в этих видах деятельности.

Для дополнительного профессионального образования наибольший интерес сегодня представляют не только названные функциональные компетентности учителя физкультуры и организация работы по их развитию, но в большей степени такие интегральные компоненты структуры профессиональной компетентности как психолого-педагогическая компетентность (учитель как воспитатель), рефлексивная компетентность (профессиональная педагогическая рефлексия) и коммуникативная компетентность.

Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре, специфические задачи его работы определяют конкретное наполнение комплекса составляющих данную профессию, базовых, профессионально необходимых знаний и навыков как воспитателя. Под психолого-педагогической компетентностью понимаются знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности. Расшифровывая этот феномен ученые подчеркивают, что речь идет о специальной и профессиональной компетентности в области преподаваемой дисциплины; методической компетентности в области способов формирования знаний, умений у учащихся, социально-психологической компетентности в области процессов общения, дифференциально-психологической компетентности в области мотивов, способностей, направлений деятельности учащихся.

Рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования. Однако формированию рефлексивной компетентности будущих учителей физической культуры и развитию ее в сфере дополнительного профессионального образования до настоящего времени не уделяется должного внимания. Вместе с тем, профессиональная деятельность учителя по физической культуре, как и любого другого учителя, всегда включает необходимость решения нетипичных задач, принятия оперативного решения в сложной ситуации, в преодолении затруднений или выявлении причин своих ошибок.

Педагогическая рефлексия связана с особенностями содержания педагогической деятельности, с опытом собственной работы и направлена как на собственную деятельность и деятельность коллег, так и на деятельность учащихся.

Профессия учителя, в том числе и учителя физкультуры, относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность.

Успешное осуществление задач по совершенствованию коммуникативной компетентности учителей физкультуры в процессе повышения квалификации может быть достигнуто при условии максимальной активизации их усилий. Саморазвитие коммуникативной компетенции требует постоянной работы над собой по всем направлениям – повышение уровня знания языка, самоконтроль в общении, совершенствование культуры речевого поведения. Именно поэтому в курс повышения квалификации включен отдельный блок по развитию профессиональной компетентности, включающий практические занятия - тренинги по активизации самостоятельной работы слушателей, направленных на совершенствование речи и создание установки на владение правильной речью во всех ситуациях речевого общения (не только при решении деловых вопросов, в общении с коллегами и руководством школы, но и в межличностном общении с учениками и их родителями).

Традиционно развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры было связано с необходимостью сохранения и укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта. Сегодня важно не только сохранить и воспроизводить эти традиции в профессиональной подготовке учителей физической культуры, но и наполнять их новым содержанием и образовательными технологиями, ориентируясь на динамичное многообразие потребностей и интересов социальных групп и заказчиков, на рост общественной потребности в специалистах, умеющих работать с разными возрастными группами людей с различным состоянием здоровья с учетом интересов личности. В этой связи, система дополнительного профессионального образования может стать инициатором развития и совершенствования функциональной компетентности учителей физической культуры, спортивных тренеров, педагогов детских спортивных школ и объединений спортивного профиля учреждений дополнительного образования детей и молодежи через предложение специальных программ по адаптивной физической культуре, игровой культуре, оздоровительной физической культуре, программ для инструкторов и методистов лечебной физкультуры и др.

Общие положения и принципы построения программы

Принятая большинством стран мира концепция непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности граждан страны реализуется через системы образования, включающие академическую систему образования и систему дополнительного профессионального образования (ДПО).

Дополнительное профессиональное образование - это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

Законодательная основа ДПО:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ;

  3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610;

  5. Другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования.

Общее назначение дополнительного профессионального образования учителей и специалистов сферы физической культуры:

- приращение образования личности, совершенствование имеющихся профессиональных моделей через получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение специальных дисциплин, разделов педагогической науки, необходимых для выполнения профессиональной деятельности;

- становление и развитие личности как сознательного и компетентного субъекта и проектировщика современных образовательных систем.

С учетом специфики деятельности учителя физической культуры, педагога- тренера и других специалистов данного направления деятельности в сфере образования, имеющегося у них уровня образования, интересов и целей своего профессионального роста, а также с учетом новых образовательных стандартов, содержание и структура программы дополнительного профессионального образования должна опираться на принципы:

  • вариативности, блочно-модульного построения и самостоятельного улучшения качества образования, что предполагает выбор каждым потенциальным слушателем совокупности отдельных учебных программ (курсов) в логике обозначенного направления (образовательной программы) повышения квалификации. Соответственно конструирование образовательной программы (не менее 72 часов) повышения квалификации специалиста с учетом этих принципов предполагает обязательное включение в ее состав инвариантных и вариативных блоков:

- основной, обязательный для всех блок учебных программ, посвященных фундаментальным проблемам развития современного образования, воспитания детей и молодежи, психолого-педагогической теории;

- базовый модуль по проблемам коммуникативной, исследовательской, рефлексивной компетентности и другим проблемам, актуальным для специалиста;

- вариативный блок по выбору в рамках совершенствования функциональной компетентности;

- проблемные курсы;

- авторские курсы ведущих специалистов и тренеров;

- тематические семинары;

- обучение по индивидуальному графику при высокой степени подготовленности слушателя к самостоятельной учебной деятельности и достаточном базовом образовании.

  • Модульные комплексы создаются с учетом принципиально значимых показателей:

- целевой установки каждого слушателя на повышение квалификации;

- качества и профиля базового образования;

- уровня спортивного мастерства в конкретном виде спорта;

- опыта педагогической деятельности;

- навыков самостоятельной учебной деятельности.

Модульный принцип обучения дозволяет активизировать сознательный выбор слушателями размера и структуры обучения. В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

К принципам построения и самооценки качества программы также относятся:

  • целевой и компетентностно-ориентированный характер программы (и процесса подготовки слушателей), наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых профессиональных компетентностей;

  • направленность программы на профессиональное и общекультурное развитие и личностный рост слушателей, становление и проявление их активной профессиональной позиции;

  • клиенто-ориентированный характер и адресность содержания программы – специальный учет интересов и потребностей конкретных целевых групп пользователей;

  • направленность программы на повышение качества общего образования в целом, качества деятельности школы в сфере физической культуры и спорта;

  • полнота состава программы, ее структурное единство, целостность и преемственность в содержание;

  • соответствие программы принципам образования взрослых (опора на анализ потребностей слушателей и их профессиональных проблем, постоянная связь и соотнесение содержания курса с опытом профессиональной деятельности, интерактивность, направленность на решение реальных, практически значимых задач, широкое использование материалов, порождаемых в ходе совместной деятельности и др.);

  • современная научная обоснованность программы – соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений;

  • соответствие ключевых вопросов содержания программы требованиям, предъявляемых к программам дополнительного профессионального образования;

  • соответствие содержания и объема программы заявленному учебному времени;

  • интегрируемость программы в существующую или вновь создаваемую систему дополнительного профессионального образования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные и прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения системы ДПО выдают слушателям, успешно прошедшим курс обучения, соответствующие документы государственного образца:

удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;

свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов и успешно защитивших в Государственной аттестационной комиссии квалификационную работу.

В процессе дополнительного профессионального образования используются следующие формы обучения: лекции, семинары, практические занятия, тренинги, дискуссии, конференции, тематические и проблемные семинары, деловые игры, подготовка творческих и выпускных работ, индивидуальные занятия.

Занятия должны проводить квалифицированные преподаватели и ведущие специалисты-практики (спортсмены, учителя, тренеры, врачи, психологи, экономисты, руководители департаментов образования и науки, физической культуры и спорта).

Учебные занятия проводятся с использованием различных технологий обучения, ТСО и современного оборудования, в том числе модульного, развивающего, дистанционного, программированного, проблемного обучения, концепций сжатия дидактических единиц, индивидуализации обучения, дифференцированного подхода к объему образовательных программ.

Целевые группы программы

Программа адресована работающим учителям физической культуры (спортсменам), но может быть полезна также педагогам и тренерам системы дополнительного образования детей, специалистам методических отделов регионально- муниципального уровня, образовательных учреждений разного типа, курирующих деятельность по освоению оздоровительных технологий, программ по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей и подростков, по поддержке талантливой молодежи.

Прогнозируемые результаты освоения программы

По своему характеру результаты освоения материала программы слушателями проявятся в:

  • понимании методологических основ и принципов современного образования по физической культуре и спорту;

  • присвоении теоретических и прикладных знаний в данной сфере;

  • понимании важной роли и возросшей ответственности учителя физической культуры в воспитании учащихся;

  • овладении новым понятийным аппаратом и терминологией, образующих основы содержания программы, что позволит учителю освоить более современные категории;

  • обогащении и повышении уровня системности индивидуальных педагогических концепций учителей; развитии их культуры рефлексии и коммуникативной культуры;

  • развитии ценностных установок на понимание качества образования, качества школы, качества человека и качества жизни участников образовательного процесса;

  • освоении актуальных методических средств и способностей, развитии практических умений и навыков исследовательской работы, анализа, проектирования.

Аттестация слушателей осуществляется по результатам защиты творческих проектов, выполнения практических заданий методического характера, итогового собеседования и педагогического тестирования.

Оценка профессиональной компетентности учителей физической культуры проводится на основе следующих критериев:

- способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс учения и преподавания, включая использование обучающих и оценочных технологий, создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует учеников к раскрытию их потенциала;

- способность применить соответствующие знания для проектирования индивидуального образовательного маршрута школьника, т.е. для составления плана и подготовки программ учения и преподавания с учётом различных потребностей и стилей обучения школьников;

- а также проектирования соответствующего учебного плана, учебных программ и образовательных тенденций;

- способность эффективно взаимодействовать с учениками, включая применение соответствующих коммуникативных умений, а также планировать и применить соответствующие стратегии установления и сохранения поддерживающей образовательной среды;

- понимание необходимости совместной работы с другими учителями школы и представителями школьного сообщества для установления продуктивного партнерства и достижения образовательных целей.

О Б Щ А Я С Т Р У К Т У Р А П Р О Г Р А М М Ы
1. Основной блок программы

Введение. Педагогическая деятельность специалиста по физической культуре: предметно-содержательные, психологические и физиолого-педагогические основы, специфика, основные виды. Традиции и новации в педагогической деятельности учителя физической культуры.

Основные понятия педагогики физической культуры (физическая культура, физическое воспитание, спорт, педагогическая система физического воспитания в школе).

Раздел I. Современные требования и образовательные стандарты общего образования по физической культуре.

Роль и значение занятий физической культурой в воспитании качеств личности, сохранении творческой активности и долголетия, профилактики заболеваний, поддержании репродуктивной функции. Понятие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.

Цели, содержание и основные компоненты физической культуры на всех уровнях общего образования. Требования к уровню подготовки учащихся по физической культуре от дошкольного образования до выпускника школы.

Личностно-ориентированный и компетентностный подходы к физической культуре. Основные компетенции учащихся по физической культуре (оздоровительно-реабилитационные, двигательные компетенции и компетенции самоконтроля и индивидуального физического развития).

Обеспечение преемственности их становления на всех уровнях общего образования с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом совершенствовании, состояния здоровья и медицинских показателей, особенностей психо-физического развития и одаренности, а также климатогеографических, социально-экономических и культурно-этнических особенностей конкретного региона. Образование по физической культуре на профильном уровне в старшей школе, его содержание, цели, особенности формирования организационно- методической компетентности старшеклассников в сфере физической культуры.

Средства и технологии, обеспечивающие индивидуальное здоровье разных возрастных категорий учащихся, их гендерную идентичность и социализацию.

Практическая часть раздела предусматривает:

- методические занятия по организации и проведению учебных и дополнительных занятий, спортивных соревнований и других физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме полного дня с учащимися всех ступеней общего образования; по профилактике утомления, стрессов и сохранение здоровья, разработке комплексов гимнастики, лечебной физкультуры при сколиозе, остеохондрозе, нарушении обменных процессов (включая приемы массажа и самомассажа), аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности;

- проектные практикумы по разработке форм организации занятий физической культурой в школе, с привлекательными для современных детей и подростков целями, задачами и содержанием; индивидуальных (школьных) оздоровительных систем физического воспитания.
Раздел II. Психолого-педагогическая компетентность учителя физкультуры.

Педагогическая деятельность: общее понятие о педагогической деятельности, формы, характеристика, содержание. Определение понятий «компетентность» и «компетенция». Критерии определения компетентности и компетенции учителя физкультуры.

Психологические основы профессиональной педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Педагогические умения.

Субъектные свойства педагога. Профессионально важные качества личности педагога. Профессиональная педагогическая компетентность учителя физкультуры (владение основами теории физического воспитания, развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта, владение основами знаний олимпийского движения, знание медико-биологических основ двигательной деятельности, знание правил по технике безопасности).

Методы и приемы развития психологической компетентности педагога. Рефлексивная компетентность. Социальная компетентность. Аутопсихологическая компетентность. Стили взаимодействия (руководства) в педагогической деятельности (по К.Левину): авторитарный, демократический, либеральный.

Педагогическое мастерство. Типы индивидуальных стилей.
Раздел III. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры.

Понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность учителя и его профессионализм, педагогическое мастерство. Специфика и структура коммуникативной компетентности учителя физической культуры.

Педагогическая речь и ее функции в обеспечении выполнения задач обучения и воспитания школьников. Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебно-тренеровочного занятия (связь с речедвигательной координацией, действенность слов учителя- тренера, лаконизм и четкость речи, активное использование невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона).

Требования к содержанию и качеству речи, речевому поведению и речевой деятельности учителя физической культуры.

Культура общения и ее влияние на создание эмоционально-психологической атмосферы общения учителя и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Социальная ответственность и соблюдение норм речевого общения, правил речевого поведения в образовательном процессе.

В данном разделе программы практические занятия и тренинги направлены на развитие коммуникативной компетентности и включают: подбор форм, способов, средств индивидуального совершенствования собственной речи; выработку личностной установки на владение правильной литературной речью во всех ситуациях речевого общения.
Раздел IY. Рефлексивная компетентность учителя физической культуры.

Понятие рефлексивной компетентности личности. Место и значение рефлексивной компетентности в структуре профессиональной компетентности учителя по физической культуре.

Рефлексивная компетентность как необходимый компонент деятельности современного учителя физической культуры. Педагогическая рефлексия в процессе решения педагогических задач и обеспечения эффективного образовательного процесса; в осмыслении и самооценке собственного педагогического опыта, успешности собственной педагогической деятельности; в анализе изменений, происходящих в современном образовании и в образовании по физической культуре (его содержании, технологиях, организации, результатах).

Практическая часть раздела опирается на игровые технологии, позволяющие слушателям приобрести опыт и освоить навыки разрешения конкретных трудностей, конфликтов в педагогической деятельности, провести анализ их причин, сформулировать критерии оценки и продемонстрировать свое решение по коррекции с целью устранения ошибки, улучшения ситуации.

Содержание основного блока программы




п/п

Наименование

разделов

Всего

часов

Лекции

Семинары, мастер

классы,

дискуссии, тренинги

Формы контроля




Введение

2

2






I

Современные требования и образовательные стандарты общего образования по физической культуре

2

2







II

Психолого-педагогическая компетентность учителя физкультуры

2

2







III

Коммуникативная компетентность учителя физической культуры

2

2







IV

Рефлексивная компетентность учителя физической культуры

2

2







Итого:

10










2. Вариативный блок модульной программы включает программы ПК учителей физкультуры, работающих в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы.

П Р О Г Р А М М А

дополнительного профессионального образования

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

ФИЗКУЛЬТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

РАБОТАЮЩИХ В НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Введение
Содержание курсов повышения квалификации строится исходя из современных требований к уровню подготовки преподавателя, работающего в начальной ступени образования. Уроки физической культуры в начальной школе проводят как учителя начальных классов, так и отдельные учителя физкультуры.

Цель курсов – повышение квалификации в области проблемного поля –возрастная психология и педагогика начального образования, спортивно-оздоровительная работа на уроках физкультуры и во внеурочное время, посредством ознакомления слушателей с современной нормативно-правовой базой образования, изучения взаимозависимости психо-физиологических закономерностей развития личности, состояния ее соматического и психического и социального здоровья и специально организуемой педагогической среды.

В процессе работы с материалами курса предполагается:

раскрыть перед слушателями

  • современные перспективные направления развития российского образования, задачи его начальной ступени;

  • цели и задачи спортивно-оздоровительной работы в начальной школе на уроках физкультуры и во внеурочное время;

  • особенности содержания и методики проведения уроков физкультуры в начальных классах;

  • особенности содержания и организации внеурочной спортивно-оздоровительной работы в начальной школе.

показать слушателям значение и необходимость комплексного профессионального знания о закономерностях развития и формирования личности в младшем школьном возрасте для проектирования собственной системы (технологии) взаимодействия с учениками как индивидами на уроках и на внеурочных мероприятиях;

научить их ориентироваться в современных приоритетах начальной ступени образования в области спортивно-оздоровительной деятельности;

актуализировать их знания в области основ возрастной психо-физиологии, психо-физиологии младшего школьного возраста;

помочь слушателям сориентироваться в приоритетных направлениях развития начального образования, в проектировании собственной профессиональной деятельности в направлении физкультурной и спортивно-оздоровительной работы в учащимися начальной школы.

Перемены, происходящие в России, целиком отражаются в реформирующих процессах образования. Процессы модернизации современной системы образования привели к существенному обогащению дидактики образования в целом и особенно дидактики начального ступени как научной дисциплины. Общеобразовательные учреждения работают по нормативным документам первого поколения. Школы на пороге вступление в этап реализации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Начальная ступень первая начнет по ним работать. Одна из особенностей данного документа – реальное усиление внимания к сохранению здоровья детей не только через санитарные требования к организации учебного процесса, но и через постановку новых учебных задач, включение в учебный план школы обязательного времени на спортивно-оздоровительную работу во внеурочное время. В связи с этим возникает необходимость изучения новых требований государственных документов, понимания особенностей задач учебного предмета «физическая культура» и возможностей организации внеурочной спортивно-оздоровительной работы, на основе знания индивидуальных особенностей учащихся.

С учетом этого строится структура курса, в котором главный акцент сделан на цели и задачи, поставленные в новых государственных образовательных документах перед педагогами, работающими с младшими школьниками, и происшедшие в связи с этим изменениями всей методологии и методики начального образования.

При подготовке программы были использованы научные разработки материалов и опыт учебно-методической работы исследователей, педагогов разных специализаций, психологов, и др.

Программа состоит из двух разделов:

  1. Нормативные и медико-психологические основы начальной ступени образования (включает 3 темы),

  2. Урочная и внеурочная спортивно-оздоровительная работа в начальной школе (включает 4 темы),

Прохождение программы предполагает проведение индивидуальных консультаций для слушателей, зачёты по ряду тем, в завершение курса написание реферата.

Для реализации программы необходимо наличие:

1. Квалифицированного персонала, владеющего:

- знаниями педагогики и психологии, педиатрии и физиологии младшего школьника;

- знаниями по нормативно-правовыми основам российского образования и в частности начальной ступени образования;

2. Современной спортивной учебно-материальной базы (в посещаемых образовательных учреждениях).

3. Специальной литературы.

4. Время для самостоятельного изучения тем курсов повышения квалификации, без отрыва от исполнения обязанностей по основному месту работы.

5. Компьютерное оборудование (включающее мультимедийный проектор для демонстрации презентаций и иных иллюстративных материалов).

Цель обучения: повышение квалификации учителей начальной школы, преподавателей физического воспитания путем совершенствования теоретических и методических знаний, практических навыков по современным направлениям организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях в начальной ступени образования.

Категория слушателей: учителя начальной школы и преподаватели физической культуры, работающие с младшими школьниками в общеобразовательных учреждениях.

Продолжительность обучения: 72 часа.

Форма и режим обучения: возможны варианты:

- с отрывом от исполнения обязанностей по основному месту работы, 9 дней по 8 акад. часов в день;

- без отрыва от исполнения обязанностей по основному месту работы, 1-2 раза в неделю – по 4 акад. часа в день.
Тематический план курса




п/п

Наименование

разделов, дисциплин, тем

Всего

часов

в том числе

Лекции

ПЗ, Сем., мастер

классы,

дискуссии, тренинги


Зачет,

реферат

Основной блок программы

10

10







Вариативный блок программы

62

34

24

4

I. Нормативно-правовые основы преподавания физкультуры в начальной школе

1.1.

Модернизация российского образования. Цели и задачи начальной ступени образования. ФГОС общего образования (второго поколения) Начальная ступень.

4

2

2




1.2.

Законы и программы в сфере физической культуры.

6

4

2







Итого за цикл

10

6

4




II. Психолого-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста

2.1

Младший школьный возраст: кризис 7 лет, социальная ситуация развития младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста

4

2

2




2.2

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Интеллектуальное развитие.

2

2







2.3

Развитие личности младших школьников: усвоение моральных требований, мотивационная сфера личности, эмоциональная сфера, становление самооценки

4

2

2







Итого за цикл

10

6

4




III. Организация и проведение уроков физкультуры в начальной школе

3.1

Современный урок физкультуры в начальной школе. Инновации в содержании и методике проведения уроков физкультуры.

16

8

8




3.2

Требования к современному оборудованию спортивных залов и спортивных площадок с учетом возраста учащихся.

4

2




2

3.3.

Профилактика травматизма на уроках физкультуры

4

2




2

3.4.

Психологические аспекты организации работы с детьми младшего школьного возраста (группы здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья)

6

4

2







Итого за цикл

30

16

10

4

IV. Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа в начальной школе

4.1

Проблемы здоровья детей 6-10 лет. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ). Взаимодействие семьи, школы и государства в сфере охраны здоровья детей.

4

2

2




4.2.

Формы и методы внеурочной физкультурно-оздоровительной работы на начальной ступени образования.

4

2

2







Итого за цикл

8

4

4




V. Взаимодействие учителя физкультуры и педагогов-предметников

5.1

Организация методической помощи учителям-предметникам по профилактике гиподинамии на уроках, по формированию здорового образа жизни.

4

2

2







Итого за цикл

4

2

2




Итоговый контроль










реферат

Итого за курс

72

44

24

4


Содержание разделов программы



Раздел I. Нормативно-правовые основы преподавания физкультуры в начальной школе.
Лекции. Цель и задачи модернизации российского образования. Федеральный государственный стандарт общего образования (второго поколения). Его концептуальные основы, перспективные направления. Федеральный государственный стандарт начальной ступени образования. Планируемые результаты начального общего образования.

Законы и программы РФ в сфере физической культуры. Особенности содержания всероссийских, региональных и авторских программ по физическому воспитанию младших школьников.

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя физической культуры. Основы финансовой грамотности учителя физической культуры. Программно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре. Требования к планированию работы по физическому воспитанию. Методика составления учебной документации по физическому воспитанию. Структура программ, направленность и содержание частей программы. Связь и взаимообусловленность разделов программы. Отражение в содержании программы прикладной подготовки (базовый компонент). Реализация содержания программы в зависимости от национальных и географических особенностей региона страны (вариативный компонент). Методика измерения уровня физической подготовленности и физической работоспособности. Методика разработки документов планирования (общешкольный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; годовой учебный план, план учебной работы на четверть, конспект урока).

Специфические особенности учета успеваемости, формы учета, этапы учета (предварительный, текущий, итоговый).

Семинар. Стандартизация начального образования. Достижения и проблемы ее практической реализации.

Практическое занятие: Деловая игра. Знакомство с современными подходами к планированию учебно-воспитательного процесса, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой деятельности в начальной школе.
Раздел II. Психолого-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Лекции. Младший школьный возраст: кризис 7 лет. Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Возникновение к 7 годам ряда сложных новообразований – самолюбие, самооценка. Источники кризиса развития: несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. Младший школьный возраст как этап личностного развития ребенка. Формирование физической культуры ребенка младшего возраста. Факторы здоровья. Критерии оценки. Факторы психического развития. Психические новообразования Психологические проблемы младших школьников и пути их разрешения.

Особенности физиологии возраста от 6 до 10 лет. Уровень физического развития ребенка и степень его гармоничности. Уровень морфологического и функционального развития основных физиологических систем. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения. Этапы обучения двигательным навыкам. Методика воспитания психофизических качеств.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconКонспект сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconРекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconПрограмма повышения квалификации учителей физической культуры, как...
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconОткрытое занятие по степ-аэробике «Красота и гармония женского тела»
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconКонспект Урока физической культуры участника второго (очного) этапа...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconТема «Социальное партнерство как условие развития социальной уверенности...
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconУчебно-тематический план «Школы молодого педагога»
Цель: совершенствование психолого-педагогической и научно методической компетентности молодых преподавателей, повышение их общей...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconПрограмма для групп начальной подготовки 1-го и 2-го года обучения
Программа включает необходимый минимум информации позволяющей расширить знания в области физической культуры, основ каратэ-до. Для...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconПлан работы школьного методического объединения учителей физической культуры мобу «сош №4»
Технология системно деятельностного подхода в формировании компетентности субъектов образовательного процесса
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconКонспект урока физической культуры участника второго (очного) этапа...
...
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней icon«Звёздный городок»
Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов
Модульная программа формирования и развития психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях для трех возрастных групп: начальной, средней iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность
Фгос впо по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск