Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит»





НазваниеРабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит»
страница1/14
Дата публикации02.12.2014
Размер1.98 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Министерство образования и науки Российской Федерации

Беловский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра общественных наук




«Утверждаю»

Директор БИФ КемГУ

д.п.н., профессор Е.Е. Адакин

_________________________

«____»______________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Культурология»

для специальности 080105 «Финансы и кредит»


курс – I

семестр – I

лекции – 18ч

практические занятия – 18ч

самостоятельные занятия – 54 часа

Всего часов – 90

Составители: к.и.н., доцент Кабанов К.А.


Белово 2013
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Финансы и кредит»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» ______________ 20___г.

Зав. кафедрой, к.и.н., доцент _________Кабанов К.А.

(подпись)
Одобрено методической комиссией БИФ КемГУ

Протокол № ___ от «___» ______________ 20__ г.

Председатель методической комиссии

д.п.н., профессор ______________________ Адакин Е.Е.

(подпись)

1. Пояснительная записка к курсу «Культурология»
Актуальность и значимость дисциплины. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Проблемы культуры приобретают ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития и пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности – от основ материального производства и человеческих потребностей до вершин человеческого духа.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель дисциплины – ввести студентов в основные проблемы культурологии, познакомить их с общими закономерностями развития культурологии, со спецификой искусства, основными его видами и характерами, показать студентам важнейшие особенности художественного творчества и восприятия.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью которой является отечественная культура;

- раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений;

- помочь гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной этики и нравственности;

- помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе;

- выработать осознанное восприятие социально преобразующих функций культуры.

Дисциплина является важным звеном в профессиональной подготовке специалистов. Она углубляет и расширяет знания о развитии культуры в разные исторические эпохи в тесной взаимосвязи с учебными курсами Отечественной истории и Социологии.

Особенности изучения дисциплины. Культурология - междисциплинарный предмет, потому студенты во время обучения сталкиваются с различными аспектами современной науки, различными дисциплинами: философией, историей, искусствоведением, этикой и эстетикой, психологией и др. Это вызывает определенные сложности для восприятия курса. Для разрешения этой проблемы используется интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, а также применение во время обучения различных средств ТСО (мультимедиа, аудио и видео ресурсы).

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает изучение дисциплины в форме лекционного и практического курса и самостоятельной работы студентов, что позволяет повысить активное восприятие курса, организовать самостоятельную работу студентов по подготовке сообщений и докладов.

В ходе изучения дисциплины студенты должны сочетать освоение лекционного материала с работой на практических занятиях с самостоятельной работой. Она заключается в том, чтобы изучить рекомендованную дополнительную литературу. Это значительно расширит содержание курса. Студенты должны самостоятельно просмотреть и проанализировать тот иллюстративный материал, который из-за ограниченности времени не рассматривался в ходе лекционных занятий. Важной частью самостоятельной работы является также подготовка рефератов по указанным темам.

В ходе освоения дисциплины студенты должны:

Знать

  • структуру и состав современного культурологического знания;

  • взамосвязь культурологии и философии культуры, философской антрополгии, истории культуры, различия в прикладной и теоретической культурологи;

  • методы культуролгических исследований;

  • основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация;

  • типологию культур (этническая и национальная, элитарная и массовая, восточная и западная);

  • специфические и «срединные» культуры; локальные культуры;

  • место и роль России в мировой культуре;

  • тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;

  • взаимосвязь культуры и природы, культуры и общества, культуры и глобальных проблем современности и культуры и личности.

Уметь

  • классифицировать основные формы художественной деятельности;

  • самостоятельно анализировать художественные произведения;

  • ориентироваться в современной культурной ситуации;

  • работать с учебной и научной литературой по проблемам культурологии.

Формой итогового контроля является зачет.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

ГСЭ

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

ГСЭ.Ф.04


Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

2. Тематический план курса «Культурология»





Название и содержание разделов/тем

Объем часов



Формы контроля



Общий

Аудиторная работа


Самостоятельная

работа



Лекции

Практические (или семинарские)


КСР

1.

Культурология в системе научного знания.





12



2



-



-



10


Текущий контроль

2.

Культура как объект исследования культурологии




16



6




-



-



10



Текущий контроль

3.

Типология культуры



46


10


18


-


18


Текущий контроль

4.

Основные тенденции развития культуры



16



-


-


-


16

Реферирование статей


Формы контроля

  • на каждом практическом занятии проводится опрос;




  • формой итогового контроля является зачет.


3. Содержание дисциплины
Культурология в системе научного знания.
Культурология как наука и учебная дисциплина.

Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе. Фундаментальное изменение характеристик исторической реальности и новое видение мира в XX в. Глобальный кризис. Смена парадигм мышления. Стремление к диалогу культур. Формирование междисциплинарных синтезов и интегративных подходов. Содержание общественной жизнедеятельности людей - предмет культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история культуры России; шко­лы, направления и теории в культурологии; охрана и использо­вание культурного наследия. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Методы культурологических исследований. Разнообразие методов культурологии. Рациональная и иррациональная методологические программы. Разум как единство рационального и иррационального подходов к осмыслению мира в культуре. Основные задачи и направления культурологических исследований: эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, культурный код и межкультурная коммуникация, общее и специфическое, устойчивое и изменчивое в культуре. Исторический, биографический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменевтический и другие методы в культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, материалы СМИ. Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем. Культурология и формирование общей и профессиональной культуры специалиста.

Культура как объект исследования культурологии
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Понятие культуры. Этимология слова «культура», изменения смысла этого понятия начиная с античности до наших дней. Связь представлений о сущности культуры и сущности человека. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Деятельностный, ценностный и семиотический подходы к анализу культуры в отечественной культурологии. Сущность культуры. Культура как «доведение вещей до совершенства». Основные подходы к осмыслению культуры.

Понятие цивилизации. Эволюция понятия «цивилизация». Цивилизация как этап культурно-исторического процесса (П. Гольбах, Ш.Фурье, Г. Бокль). Цивилизация как локально-исторический тип культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Цивилизация как развитие общества в определенной культурной среде. Учения о речных, морских, океанических цивилизаций. Взаимосвязь культуры и цивилизации.

Морфология культуры. Г. Зиммель, Э. Кассиер как основные разработчики учения о морфологии культуры. Строение культуры, совокупность форм. Изучение культурных форм, независящих от человека, их развитие. Язык как основа культуры

Функции культуры: творческая, познавательная, трансляционная, регулятивная, ценностная, знаковая, синтезирующая, смысловая.

Субъект культуры. Человек как основной субъект культурной деятельности. Культура как искусственная среда обитания человека. Культура как вторая природа для человека. Творческое меньшинство. Народ как активный участник культурных отношений, воспринимающий культурные традиции. Массы как объекты массовой кульуры

Культурогенез. Становление культуры как процесс формирования основных сущностных характеристик культуры. Предпосылки формирования культуры. Результаты культурогенеза (появление форм, стандартов, закрепленных в нравах и обычаях).

Динамика культуры. Характер, обстоятельства, причины изменений, происходящих в обществе, стадии эволюции культуры и их критерии. Механизм развития культуры. Типы культурной динамики (линейный, циклический, инверсионный).

Язык и символы культуры. Язык как основа культуры. Вклад И. Гердера и К. Леви-Строса в изучение языка как основы культуры. Знаки как носители информации о фактах культуры. Знаки-символы. Символическая школа в культурологии. Семиотика как наука, изучающая знаки как язык культуры.

Культурные коды. Культурный код как способ мировосприятия. Культурный код как транслятор социально закрепленных норм.

Межкультурные коммуникации. Взаимодействие между культурами. Культура как результат взаимодействия между обществом и человеком. Культурная семантика.

Культурные ценности и культурные нормы. Ценности как основа и фундамент культуры. Нормы как регуляторы допустимого поведения индивидов. Нормы как средство обеспечения добровольного и сознательного сотворчества людей.

Культурные традиции. Их роль в устойчивом воспроизводстве из поколения в поколение культурных норм и ценностей, сохранении прошлых образов путем устранения новшеств как отклонений. Культурные традиции как ядро специфики конкретной культуры.

Культурная картина мира. Культурная картина мира как целостное представление данного народа или человечества о мире. Научная, философская, художественная, религиозная, мифологическая, идеологическая, мистическая и пр. картины мира как основы для формирования культурной картины мира. Отрасли культуры и типы культур и цивилизаций как отправные точки для построения культурной картины мира.

Социальные институты культуры. Институты, имеющие непосредственное отношение к культуре. Культурные учреждения (театры, музеи и т.п.). Образовательные учреждения. Творческие организации. Функции и назначение социальных институтов культуры. Культура как сложная организованная совокупность взаимосвязанных институтов.

Культурная самоидентичность. Способность культуры осознавать самое себя и считать себя следующей определенной традиции. Оригинальное ядро культуры как основа Культурной самоидентичности. Культурная самоидентичность как способность людей относить себя к определенной культуре, ее стереотипам, символам. Культурная самоидентичность как основа процесса самостоятельного развития культуры. Культурная саоидентичность и развитие внутренних творческих способностей личности.

Культурная модернизация. Изменение культуры в плане ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. Культурная модернизация в странах «третьего мира». Изменение образовательной системы как залог культурной модернизации. Роль СМИ, кинематографии в культурной модернизации.
Типология культуры
Проблема типологии культур. Единство и многообразие культур. Историческая типология культур. Понятие «метакультуры». Основные модели развития общества. Культура как «этническое поле» (Л.Н.Гумилев). Многообразие «образов мира» как культурная ценность (Г.Гачев). Принципы типологии культур: исторический (хронологический); синхронический; синергетический; локальный (топологический); функциональный (аксиологический); динамический. Бинарные и тернарные культуры. Традиционные и динамические культуры. Исторические типы европейской культуры. Изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Принципы взаимодействия культур. Единство и многообразие культур: в масштабах одного общества, в масштабах человечества. Понятие «субкультура» Критерии дифференциации субкультур. Признаки субкультур. Виды субкультур.

Элитарная и массовая культура.

Этнический и национальный типы культуры.

Восточный и западный типы культуры. Термин «Запад». Термин «Восток». Типологические черты восточной цивилизации. Типологические черты западных цивилизаций. Современные цивилизации Востока: арабо-мусульманская, индо-буддийская, китайско-конфуцианская. Приоритетные ценности культур Востока и Запада: сравнительный анализ. Отношение к природе. Отношение к традиции. Характер социальных изменений. Отношение к личности. Свобода и долг. Положение личности в обществе. Отношение к истине. Специфика процесса познания на Западе и Востоке. Социокультурные модели общения Запада и Востока. Взаимодействие культур Востока и Запада: история и современность. Положение России на оси Восток-Запад. Роль России в диалоге культур Востока и Запада. Эволюционная и циклическая теория развития культуры.

Специфические и «серединные» культуры.

Локальные культуры.

Исторические типы культуры. Культура Древнего Египта. Особенности формирования государственности, формы осуществления свободы на Востоке и Западе. Фактор Нила. Религия. Реформа Аменхотепа IV. Идея бессмертия как формообразующая черта культуры Древнего Египта. Заупокойный культ. Искусство Древнего царства. Мастаба. Пирамида Джосера. Имхотеп. Великие пирамиды. Канон в изобразительном искусстве и скульптуре. Долина царей. Наука и образование. Институты жрецов и писцов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ...
«Финансы и кредит» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080105...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине документационное обеспечение...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение»...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовое планирование...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк/сп
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономический анализ специальность...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconМетодические рекомендации по проведению семинарских занятий и самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены очного отделения экономического факультета специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Данкина Т. И. Финансовый менеджмент (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Коренкова С. И., Скипин Д. Л. Экономический анализ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080105....
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности 080105 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность-...
Гос впо по специальности подготовки 08105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 181...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск