Скачать 460.28 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол № 7 ___________________ от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. ____________________________ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИТОРИКА» ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ЦИКЛА ОПД ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031401 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Составитель Павленко О.Н. Ростов-на-Дону 2009 год СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3 2. Тематический план курса ……………………………………………….. 4 3. Программа курса …………………………………….………………… 5-6 4. Литература…………………..……………………………………………. .7 5. Планы семинарских занятий ………………………………………… 8-10 6. Вопросы к зачету…………. …………………………………………...... 11 7. Самостоятельная работа ……………………………………………… 12-13 10. Глоссарий …………………………………………………………… .14-26 11. Тесты …………………………………………………………………...27-35 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель – дать современные представления о традиционной и нетрадиционной риторике. Задачи – овладеть знаниями в сфере теории красноречия и научиться применять их в на практике. Место в учебном процессе – язык важнейшая часть культуры и умение пользоваться им, неотъемлемая часть гуманитарного образования. Риторика показывает, каким образом осуществляется речевая коммуникация, как пользоваться речевой активностью в профессиональной, общественной сферах и личной жизни. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
3. ПРОГРАММА КУРСА. Тема 1. Предмет риторики. Место риторики в системе гуманитарного знания.. Предмет и специфика риторики. Характер гуманитарного знания как преимущественно знания языкового. Понятие культуры речи. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики. Риторика как искусство и наука, как часть духовной культуры человеческой цивилизации. Виды красноречия в традиционной риторике. Структурирование убеждающей речи в нетрадиционной риторике. Участники и компоненты убеждающей речи. Характеристика убеждающих доводов Убеждение словом и убеждение делом. Содержание ораторского искусства. Понятие коммуникативной установки. Риторика и мораль. Нравственность речи. Основные разделы риторики: inventio, compositio, ornamenta, memoria, exercitum. Виды ораторского искусства. Тема 2. Основные исторические этапы формирования риторики. Античная риторика. Роль живого слова в жизни греческого полиса. Софисты как учителя красноречия: новая теория воспитания, довод правдоподобия, отношение словесного творчества к реальной действительности, учение о судебном красноречии. Сократическая школа красноречия, возражения софистам. Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Платон о риторах и риторике. Противопоставление риторики и философии. Рекомендации Платона по созданию новой лучшей риторики. «Риторика» Аристотеля. «Топика» как систематическое рассмотрение принципов рациональной дискуссии. Компоненты речи, способы убеждения, роль примеров. Понятие стиля речи. Римское ораторское искусство и его значение в античном Риме. Цицерон об ораторском искусстве. Принцип уместности как базовый принцип риторической практики. «Риторические наставления» М.Ф. Квинтилиана. Средневековая риторика. Основные положения христианского красноречия. Проповедник как оратор. Риторика в эпоху Возрождения и в Новое время. Античные идеалы и требования времени. Эпистолярное искусство как новая ипостась риторических требований, навыков, умений. Теория риторики Ф. Бэкона. Учение об «идолах» и его переложение в риторическую практику. Декарт: основные требования к рассуждению. Формирование рационалистической школы. Умирание риторики как диалогового искусства. Риторические традиции в России. М.В. Ломоносов и его «Похвальное слово Петру Великому». Работы А. Мерзлякова, Н. Кошанского, К. Зеленецкого и других. Риторический «Ренессанс» ХХ века. Коннотативнаяя семиология Р. Барта и возрождение классической риторики. Риторика языка и риторика литературы. Новая риторика Х. Перельмана – совместное развитие логики, риторики и теории аргументации. Ртиорика как игра. Работы Й. Хейзинги как каркас рассмотрения риторических канонов Тема 3. Содержание убеждающей речи (инвенция). Замысел речи. Тема и тезис речи. Понятие цели речи. Классификация целей. Анализ аудитории: повод собрания аудитории, однородность аудитории, социально-культурные, интеллектуальные и количественные характеристики. Структура аргументации. Тезис и доводы. Стратегии убеждения: прямое и косвенное подтверждение тезиса, прямое и косвенное опровержение контртезиса. Развертывание темы и тезиса речи. Топика и доводы. Формальное и содержательное понимание топоса. Виды общих мест. Общие принципы классификации доводов: доводы к очевидному (естественные доказательства), доводы к логосу (логические доказательства), доводы к этосу («нравы»), доводы к пафосу («страсти»). Риторические приемы и их разновидности. Ошибки и уловки аргументации. Формальная классификация уловок. Тема 4. Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция). Диспозиция как второй этап работы над речью. Понятие о композиции публичной речи. Специфика устной и письменной речи. Композиционные аспекты речи в коммуникативном и некоммуникативном аспектах. Способы речевого воздействия на личность. Основные принципы подготовки публичного выступления. Психологическая подготовка к выступлению. Повседневная подготовка. Методика подготовки к конкретному выступлению. Вступление (обращение, именование темы). Приемы захвата внимания аудитории. Специфика заключения. Принципы завершения выступления. Особенности и основные требования к главной части выступления. Ошибки в композиции. Принцип выдвижения и современный взгляд на композицию. Отмеченные позиции и схемы выдвижения. Выразительность речи и средства управления выразительностью.. Тема 5. Словесное оформление убеждающей речи (элокуция). Качества речи. Понятия красоты, правильности, уместности и ясности речи. Изобразительность речи как способность вызывать конкретные представления. Общие и специальные средства изобразительности речи. Риторические фигуры, принципы их классификации. Тропы. Классификация тропов по Ц. Тодорову. Каталогизация и характеристика риторических фигур. Анафора, период, анадиплозис, эпифора, эпанод, зевгма как фигуры реализации доводов. Антитеза, градация и коррекция. Понятие о риторическом вопросе и риторическом восклицании. Каламбур. Метонимия, аллегория. Иные риторические фигуры и тропы. Тема 7. Средства и способы эффективной коммуникации Вербальные и невербальные средства общения. Формы и методы эмоционального воздействия. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего: внешний вид, взгляд, поведение (пластика, позы, жесты, мимика, походка, рукопожатие) организация пространства общения, голос (громкость, темп, интонация). Приемы борьбы с волнением. «Неполадки» в ходе выступления и их устранение. Методика установления контактов. Тема 6. Риторика как культура языковой коммуникации. Регулятивные аспекты культуры речи. Культура как состояние языка и речи и культура как деятельность (культивирование) языка и речи. Риторика и учение о качествах речи. Риторика и стилистика. Аргументационные процессы и «словесное украшательство». Разговорный, специальный, художественный, публицистический м административный стили. Особенности духовного (религиозно-нравственного), академического, судебного, военного и социально-бытового красноречия. Ирония в речевой коммуникации. Содержание и правила спора. Виды спора. Полемические приемы. Речевой этикет. Этикетная модуляция речи. Культура поведения и речевой этикет. Речевой этикет и вежливость как необходимый элемент искусства красноречия. 4. ЛИТЕРАТУРА:
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. Семинар 1. Предмет риторики.
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 2. Античная риторика.
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 3. Риторика в России.
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 4. Содержание убеждающей речи (инвенция).
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 5-6. Теория доводов.
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 7. Особенности публичного выступления и общие принципы его подготовки (композиция).
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 8. Словесное оформление убеждающей речи (элокуция).
ЛИТЕРАТУРА:
Семинар 9. Риторика как культура языковой коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА:
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
. 7. САМОСТОЯТЕЛЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы для самопроверки. |
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические... Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:... | Учебно-методический комплекс дисциплины «коммерческое право» Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии с государственным... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «исполнительное производство» Программа учебной дисциплины «Исполнительное производство» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,... Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Примерная программа дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» федерального компонента цикла опд. Ф. 15... | Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401.... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «культурология» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Программа учебной дисциплины стратегический менеджмент и реальные... Вузовского компонента цикла опд по специальности 08. 05. 07 «Менеджмент организации» (специализация «Финансовый менеджмент») | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Криминалистика» вузовского... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному... | Образовательная программа «культура индии» Специальность 031401 культурология... Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов... |