Скачать 275.66 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол № 7 ___________________ от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г. Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д. ____________________________ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЦИКЛА ОПД (Ф.00) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 ПСИХОЛОГИЯ Составитель: Новохатько А.Г. Ростов-на-Дону 2009 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний в области методологических проблем психологии в соответствии с современными научными представлениями, а также приобретение навыков и умений самостоятельного проведения научно-исследовательской работы Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированной постановки научно-исследовательских задач и грамотного их решения 2. Задачи курса - проведение лекционных и семинарских занятий; - усвоение студентами программного материала; - освоение студентами учебной литературы и первоисточников в соответствии с темами курса; - овладение студентами методами научного исследования. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Методология психологического исследования представляет собой глубоко проработанную и широко распространенную в науке и на практике самостоятельную психологическую дисциплину. Эта дисциплина является одним из разделов теоретической психологии. Методология психологического исследования тесно связана с рядом фундаментальных психологических дисциплин, таких как история психологии, общая психология, психология развития и др. Знания по методологии психологического исследования имеют важное значение при организации и проведении различных форм научно-исследовательской работы в самых различных областях психологии. 4. Требования к уровню освоения содержания курса а) Студенты должны знать: - внутреннюю логику курса; - основные понятия и их взаимосвязь;
б) Студенты должны уметь: - выполнять задания, предусмотренные программой; - свободно и адекватно использовать специальные термины; - ориентироваться в различных концепциях мировой психологии, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи в рамках собственной исследовательской деятельности; - владеть основными методами научной работы. П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА1. Учебно-тематический план курса
РАЗДЕЛ I. Методологические проблемы психологии в зеркале историко-философского анализа: Тема 1. Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании Тема 2. Учение о душе в античную эпоху (классика) Тема 3. Р.Декарт: мышление как проблема метафизики в свете рационалистической методологии Тема 4. Философское наследие Б.Спинозы и современная теоретическая психология Тема 5. "Философия духа" Г.Гегеля: переосмысление традиционной психологической проблематики РАЗДЕЛ II. Актуальные методологические проблемы современной психологии Тема 6. Общее понятие о методологии науки. Методология психологии как самостоятельная область психологического познания. Тема 7. Становление естественно-научной парадигмы в психологии. Тема 8. Психологическое познание как деятельность. Тема 9. Становление гуманитарной парадигмы психологического исследования И ее соотношение с естественнонаучной парадигмой. Категориальный анализ психологичесой науки. Тема 10.Практика и методология. Проблема метода в психологии. РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Тема 1. Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании (2 часа). Метод как форма познавательного и практического отношения к действительности. Теория как предпосылка метода. Теория как отражение предмета во всеобщей логической форме. Понятие развития в истории познания. Развитие как состояние двоякого рода: как способность, задаток (в-себе-бытие), potentia и как действительность (для-себя-бытие), actus. Гегелевская версия принципа развития и ее историческая судьба. Предмет и метод познания. "Конкретность" как объективная характеристика предмета познания. "Абстрактное" как одностороннее знание. Слово и абстракция как форма сознания. Механизм сознания и абстракция. Особенности эмпирического и теоретического мышления. Метод и методология. Классификация методов и уровни методологии. Методология и психология. Тема 2. Учение о душе в античную эпоху /классика/ (4 часа). Душа как предмет психологии. Сократ о душе как начале движения. С чего начинается наука о душе? Природа человеческой субъективности. Логический метод Сократа как "майевтика". Знание как понятие о всеобщем, Сократовская "ирония" и искусство врачевания душ. Теория идей ("эйдосов") Платона и природа знания. Платон о бессмертии души ("Филеб", "Государство"). Душа как вожделеющее и разумное начало. Индивидуальная душа как образ и "истечение" универсальной "мировой души". Способности души: идеально-умственная, целесообразно-волевая и инстинктивно-аффективная. Образ души ("Федр"). Разумное и неразумное в душе. А.Ф. Лосев сущности объективного идеализма Платона как эйдологизма. Диалектика категорий "идея" и "материя". Аристотелевское понимание "души" (психики) в контексте теории Ума ("О душе", "Метафизика"). Сущность души. Душа как энтелехия. Энтелехийный характер всех типов души. Психология как наука. Совпадение предмета и метода исследования души. Природа души. Связь души и тела. Трехмерная природа души (душа растительная, душа животная, душа разумная) как единство всеобщего и единичного. Учение Аристотеля об Уме - перводвигателе. Ум теоретический ("пассивный") и Ум практический ("деятельный") как основание мыслящей души. Аристотель о способностях души. Движения души: акт восприятия и акт памяти. Знание и душа. Душа как "форма форм" (энтелехия). Значение Аристотелевского учения о душе для современной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) Античная диалектика как форма мысли. Объективная реальность всеобщих форм вещей. Знание как всеобщие нормы, понятия, категории, схемы и формы деятельности "души". Категории как формы бытия в языке. Принцип энтелехии как основное содержание античной классики. Объективная субстанциальность как форма абстрактно-всеобщего становления категорий. Тема 3. Р. Декарт: мышление как проблема метафизики в свете рационалистической методологии (4 часа) Сущность и специфика декартовского дуализма. Принцип радикального сомнения и его преодоление. Cogito как отправной пункт достоверности знания и существования самой мысли. Трудность перехода от существования мыслящего "я" к существованию объективною мира. Бог как связующее звено носителя "я мыслю" с неисчерпаемой сферой объективности. "Врожденные идеи" и их критерии (отчетливость, ясность, непосредственная достоверность и т.д.). Отношение души к телу - главная теоретическая проблема картезианства. "Правила для руководства ума" и их значение для последующей методологии. Метод как орудие отыскания истины посредством ума. Основные правила метода (очевидность, восхождение к простому, движение от простого к сложному, последовательность и полнота). Природа заблуждений и греховности. Трактат "Страсти души" и вопрос о мышлении и человеческой свободе воли. Страсть как действие. Познаваемы ли страсти? Функции души и функции тела. "Мыслит не тело, а душа". Определение страстей. Удивление как страсть, не имеющая противоположности. Власть души над телом и над ее страстями. Сила и слабость души. Воля и страсть. Значение идей Декарта для психологии ( по Выготскому Л.С.). Тема 4. Философское наследие Б. Спинозы и современная теоретическая психология (4 часа). Монизм как принцип логики и теории научного познания. Преодоление дуализма Декарта. Спиноза о казуальности. Казуальность и сущность. Субстанция как causa sui. Логика как согласование человеческого интеллекта с законами мышления. Мышление как "способ выражения" всеобщего порядка и "связи вещей". Гегель о сущности спинозизма. Мыслящее тело и его активность. Учение о модусах и атрибутах. Мышление как действие и "само-действие". Монизм Спинозы как субстанциальное единство мышления и протяжения, идеального и материального. Мышление и свобода. Абсолютная свобода как абсолютное согласие действий человека с совокупной мировой необходимостью. Спиноза в природе и происхождении души. Душа как мыслящая вещь. Идеи как понятия души. Понятие выражает действие души. Аксиомы и определения. Определение как отрицание и способ реального воспроизведения веши. Тифлосурдопедагогика и теоретические принципы спинозизма. Свобода воли как способность активного дейтсвования человеческого тела. Воля как разумное влечение и стремление человека. Вопрос о природе аффектов ("страстей души") в творчестве Л.С. Выготского. Тема 5. "Философия духа" Г.Гегеля: переосмысление традиционной психологической проблематики (4 часа). Гегель о способностях как всеобщих способах деятельности духа. Сущность духа как преодоление природной определенности. Дух как истина души и сознания. Способность как фиксированная определенность содержания. Теоретический дух: созерцание, представление, мышление. Гегель о памяти и воображении. Память: удерживающая имя, воспроизводящая, механическая. Гегель о мышлении и языке. Имя и слово ("мы мыслим посредством имен"). Мышление как познание в понятиях. Гегель о конкретном и абстрактном. Слово и абстракция как форма сознания. Механизм сознания и абстракция. Гегель об отношении представления к понятию. Принцип предметной деятельности и вопрос об отличии рассудочной мысли от разумной. Гегель о завоевания Канта в различении рассудка и разума. Абстрагирование - процедура рассудка. Конкретизирование - процедура разума. Сущность гегелевского метода восхождения от абстрактного к конкретному. Совпадение абстрактного и конкретного - закон мышления. Проблемы природы человеческой деятельности, идеального, сознания, самосознания и образа в теоретическом наследии Гегеля. Сознание и свобода как условия развития духа. Гегель как воспитатель духовности. Гегелевское учение о развитии личности. Индивидуальность как конкретная актуальность всеобщего. Познание как саморазвитие понятия. Концепция человеческого общества как прогрессивный исторический процесс. Диалектика абсолютного и человеческого духа. РАЗДЕЛ П. АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Тема 6: Методология психологии как самостоятельная область психологического познания. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле. Структура методологического знания “по вертикали”: 1) уровень философской методологии; 2) уровень общенаучной методологии; 3) уровень конкретно-научной методологии; 4) уровень процедур и методик исследования. Различия методологии как части философского познания и как внутрипредметной, конкретно-научной области знания. Методология и философия; методология и науковедение; методология и психология научной деятельности. Методология психологии как самостоятельная область психологического познания. Представление о психологическом познании как целостной системе. Научное познание как деятельность. Т.Кун: понятие “парадигмы” в науке. Изучение структуры научной деятельности (ее задач и целей, условий, средств и предпосылок) как путь анализа научного знания. Стратегия исследования различных форм организации научного знания (понятий, гипотез, теорий и т.п.) как деятельности. Виды и формы организации деятельности познания: эксперимент, наблюдение, теория, практика и т.п. |
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «исполнительное производство» Программа учебной дисциплины «Исполнительное производство» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины «коммерческое право» Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии с государственным... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Учебно-методический комплекс дисциплины Примерная программа дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» федерального компонента цикла опд. Ф. 15... | ||
Учебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:... Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10 | Учебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... |