Скачать 0.52 Mb.
|
Зарубина Т.Л., учитель начальных классов МОУ Никольская СОШ Костромского района Олимпиада по литературному краеведению Введение Олимпиады в начальной школе – распространяющаяся форма внеклассной работы с младшими школьниками в последнее десятилетие. Основные цели Олимпиады: расширение кругозора учащихся; развитие интереса к различным наукам; выявление учащихся, проявляющих себя в изучении наук, для участия в районных Олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними. Краеведческий подход в образовании позволяет воспитать людей грамотных, образованных знающих историю и культуру народа. Таких, которые почитают его святыни и традиции, берегут природное окружение, обладают национальным самосознанием и готовы служить своему Отечеству. Необходимость использования историко-культурного наследия отражена в Законе «Об образовании». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
М.Ломоносов писал: «Увидеть и понять свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». Книга незаменима как источник знаний и в литературном краеведении. Основное направление литературного краеведения – знакомство с творчеством выдающихся людей края – поэтов, писателей, с устным народным творчеством. Проведение Олимпиады по времени не должно превышать одного урока (45 мин.). Оценивание заданий проходит по заранее разработанным критериям оценки каждого задания. Правильный ответ, требующий только знаний, оценивается 1 баллом. Если задание опирается на логику в рассуждении, то ответ оценивается 2 баллами. В том случае, если задание творческого уровня, то ответ оценивается 3 баллами. Победителями следует считать учеников, набравших наибольшее количество баллов. Победителей и призеров следует поощрить, наградив их грамотами или книгами, которые они смогут использовать в дальнейшем как справочный или познавательный материал. Примерное положение об олимпиаде по литературному краеведению в начальной школе I. Общие положения
II. Порядок и условия проведения олимпиады по литературному краеведению
III. Организация конкурсных туров
Участие в заочной олимпиаде – индивидуальное, учитель выступает в роли консультанта. Задания олимпиады ученики выполняют дома, что не исключает консультации с родителями, использование справочников, Интернета и т.д. Верный ответ оценивается 1 баллом, а творческое задание может быть оценено выше.
Участвуют все учащиеся класса.
Участвуют победители классного тура. IV. Руководство олимпиадой
V. Жюри конкурсных туров
VI. Подведение итогов и награждение
Олимпиадный тренинг Олимпиады по литературному краеведению выявляют образовательные дефициты: учащиеся не знают литературу края, не умеют выявить авторскую позицию и анализировать произведение в историческом и творческом контекстах. Необходима специальная система подготовки школьников к олимпиаде. Логика работы с учащимися по подготовке к олимпиаде по краеведению. Курс «Олимпиадный тренинг по литературному краеведению» рассчитан на проведение занятий для учащихся 3 – 4 классов в объеме 18 часов при часовой нагрузке 1 час в неделю. Программа «Олимпиадного тренинга» составлена на основе программы краеведческих кружков. В структуру входит теоретическая подготовка и практическая часть, направленная на развитие навыков работы с краеведческой литературой. Актуальность курса «Олимпиадный тренинг» заключается в том, что для успешного выступления на олимпиаде ученикам необходима особая подготовка, выходящая за рамки школьной программы. Цель «Олимпиадного тренинга» - углубленное изучение литературы края и подготовка учащихся к олимпиадам по литературному краеведению; выявить одаренных детей и их поддержка через индивидуальное сопровождение. Задача «Олимпиадного тренинга»:
Методические приемы, используемые в работе:
Ожидаемые результаты:
Анализ эффективности «Олимпиадного тренинга» проводится через анкетирование призеров по окончанию олимпиад на выявление затруднений. Кроме этого, результативность участия в олимпиадах разного уровня измеряется количеством призовых мест от количества участников в олимпиаде (%). Ведется наблюдение за развитием коммуникативных навыков и умений учащихся, связанных с поиском информации познавательного характера по литературному краеведению:
Для замера уровня компетенций учащихся, занимающихся по курсу «Олимпиадный тренинг» используются следующие критерии:
Для самооценки выполненного задания в «Олимпиадном тренинге» используется методика «Лесенка». Оцените выполненную работу, поставив «+» на той ступеньке, где оценка совпадает с вашей. Ставьте «+» красным цветом, если хотите оценить совместную работу, и своим цветом, если оценивается только собственная работа. Очень слабо Слабо Не совсем хорошо Хорошо Отлично Работа не выполнена, цель не достигнута. Выполнена очень малая часть работы, много ошибок. Выполнена часть работы, может быть есть ошибки, цель достигнута не полностью. Работа выполнена, но может быть, есть ошибки, немного сомневаюсь. Вся работа выполнена правильно, ошибок нет, уверен. Программа «Олимпиадный тренинг по литературному краеведению»
Путеводители по библиотеке. Правила заполнения библиографической карточки. Читательский дневник – адреса любимых книг. Коллективное создание мини- картотеки «Увлекательное чтение литературы края». Составление аннотации по книге писателя края. Закрепление умений и навыков поиска информации в ходе игры «Ученый совет». Периодика края. Журнал «Кострома литературная». Посещение школьной библиотеки, библиотеки поселка, исторической библиотеки Дома Романовых.
Говор. Пословицы, поговорки, народные песни, докучные сказки, потешки, частушки.
Н.А.Некрасов, А.Н.Плещеев, А.О. Ишимова, Ю.В. Жадовская, А.Н.Островский, С.В.Максимов, П.А.Вяземский, Е.В. Честняков, В.А. Бочарников, В.В.Пашин, Т.Н. Иноземцева, О Гуссаковская, Я.Л. Аким,В.А.Кодрян, Е.Салмова. Конкурс «Читать – это престижно!». Проектная деятельность «Костромские Пушкины», «Энциклопедия литературы края» и др. Творческие задания в «Олимпиадном тренинге»
31 декабря 2009 года наши земляки отмечали 135-летие со дня рождении Е.В. Честнякова. Найди в книгах рассказы о Ефиме Васильевиче Честнякове. Напиши сочинение на одну из предложенных ниже тем:
2. Творческая работа № 2 Последний адресат А.С.Пушкина. Реферат.
План.
Порядок работы:
Помни, что реферат – это не только выписки из книг, но и твои знания, твои мысли. конкурс по литературному краеведению «Читать – это престижно» Школьные библиотеки серьезно относятся к проблеме активизации детского чтения литературы по краеведению. Интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. Ситуация, когда дети не хотят и не любят читать, давно волнует работников библиотек, и они в меру своих сил пытаются изменить положение дел. Одним из интересных мероприятий по формированию положительного опыта чтения у школьников может стать конкурс для детей «Читать – это престижно», который позволяет одновременно решать несколько важных задач: читатели знакомятся с лучшими произведениям авторов края; улучшаются фонды школьных библиотек. Вовлеченные в конкурс, многие дети увлекаются процессом чтения лучших внепрограммных произведений по краеведению. Как же организовать работу по проведению конкурса? Предлагаем пошаговое описание возможных мероприятий для проведения конкурса: – разработка Положения о проведении конкурса. В этом документе прописываются цели и задачи конкурса, сроки и порядок проведения, номинации, требования к материалам, представляемым на конкурс, информация о награждении победителей (Приложение 1); – оформление приказа о проведении конкурса; – подготовка списка конкурсных произведений для участников конкурса (Приложение 2). Желательно включать в список произведения литераторов края, а также обратить внимание на то, чтобы в списке не было программных произведений. По каждому конкурсному произведению можно подготовить по три вопроса и ответа (для оценивания детских работ); – определение «конкурсного времени». «Конкурсное время» – определенный промежуток времени (рекомендуется не более 2 месяцев), когда читатели знакомятся с произведениями и отвечают на предложенные вопросы; – оценивание работ и определение победителей. Жюри оценивает работы, исходя из расчета «один правильный ответ – один балл»; – подготовка приказа о награждении победителей конкурса. Приложение 1 |
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях... Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области | Рабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования... | ||
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Администрации Калачеевского муниципального района В сборнике освещается опыт работы по школьному краеведению в семеновской сош калачеевского района, дается краткая аналитическая информация... | ||
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе Учитель:... Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Производственный план муниципального казённого общеобразовательного... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение костромского муниципального района костромской области | ||
Конспект открытого урока в 7 классе по теме Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области | Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М,: Дрофа Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области | ||
План мероприятий по подготовке и проведению 70-летию Победы в Великой... Кожуунная олимпиада по краеведению, посвященная 70-й годовщине Великой Отечественной войны 1941-1945гг | Образовательная программа дошкольных групп моу «сош №3» с п. Исламей... Учредителем Учреждения являетсяместная администрация с п. ИсламейБаксанского муниципального района кбр | ||
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному... Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 | Блок уроков в 6 классе по теме: строение семян покрытомеменных (цветковых) растений цель Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу зарубинской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района Костромской области | • Обведите номера правильных утверждений. Появление семени важный этап в эволюции растений Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области | ||
Программа воспитательной работы классного руководителя 11 класса... Основания для разработки: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Законы Российской Федерации... | Учителя- предметники городская олимпиада по химии Участие и проведение мероприятий с учащимися моу сош №23 г. Коврова в 2010-2011у г |