Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению





НазваниеМоу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению
страница1/3
Дата публикации20.12.2014
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Зарубина Т.Л., учитель начальных классов

МОУ Никольская СОШ Костромского района
Олимпиада по литературному краеведению

Введение

Олимпиады в начальной школе – распространяющаяся форма внеклассной работы с младшими школьниками в последнее десятилетие. Основные цели Олимпиады: расширение кругозора учащихся; развитие интереса к различным наукам; выявление учащихся, проявляющих себя в изучении наук, для участия в районных Олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними.

Краеведческий подход в образовании позволяет воспитать людей грамотных, образованных знающих историю и культуру народа. Таких, которые почитают его святыни и традиции, берегут природное окружение, обладают национальным самосознанием и готовы служить своему Отечеству. Необходимость использования историко-культурного наследия отражена в Законе «Об образовании». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

    • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    • воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

М.Ломоносов писал: «Увидеть и понять свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». Книга незаменима как источник знаний и в литературном краеведении. Основное направление литературного краеведения – знакомство с творчеством выдающихся людей края – поэтов, писателей, с устным народным творчеством.

Проведение Олимпиады по времени не должно превышать одного урока (45 мин.). Оценивание заданий проходит по заранее разработанным критериям оценки каждого задания. Правильный ответ, требующий только знаний, оценивается 1 баллом. Если задание опирается на логику в рассуждении, то ответ оценивается 2 баллами. В том случае, если задание творческого уровня, то ответ оценивается 3 баллами.

Победителями следует считать учеников, набравших наибольшее количество баллов. Победителей и призеров следует поощрить, наградив их грамотами или книгами, которые они смогут использовать в дальнейшем как справочный или познавательный материал.

Примерное положение об олимпиаде по

литературному краеведению в начальной школе

I. Общие положения

  1. Данное положение разработано на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки России от 22.10. 2007 г. №286).

  2. Олимпиада по литературному краеведению проводятся для учащихся 3 – 4 классов с целью комплексного решения следующих задач:

  • выявление одаренных и талантливых детей;

  • развитие познавательных интересов обучающихся;

  • развитие способностей учащихся;

  • развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их.

  1. Для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих требований:

  • систематическое проведение внеурочной работы по литературному краеведению;

  • обеспечение регулярности проведения олимпиад в начальных классах;

  • высокий уровень уровень подготовки, организации и проведения;

  • поддержание познавательного интереса в духе соревновательности.

II. Порядок и условия проведения олимпиады по литературному краеведению

  1. Проведение олимпиады по краеведению проходит несколько этапов (туров):

  • заочный (подготовительный) тур;

  • классный тур;

  • школьный тур.

  1. Основным материалом для олимпиад являются задания, базирующиеся на знаниях, умениях, навыках, полученных учащимися на определенном этапе обучения, но предполагающие использование данных знаний в новой нестандартной ситуации.

  2. Требования к отбору материала:

  • объем предлагаемых заданий составляет 4 – 10 заданий;

  • продолжительность выполнения конкурсной работы не более 50 минут.

III. Организация конкурсных туров

  1. Заочный (подготовительный) тур.

Участие в заочной олимпиаде – индивидуальное, учитель выступает в роли консультанта. Задания олимпиады ученики выполняют дома, что не исключает консультации с родителями, использование справочников, Интернета и т.д. Верный ответ оценивается 1 баллом, а творческое задание может быть оценено выше.

  1. Классный тур.

Участвуют все учащиеся класса.

  1. Школьный тур.

Участвуют победители классного тура.

IV. Руководство олимпиадой

  1. Организация и проведение олимпиады по литературному краеведению осуществляется руководителем МО учителей начальных классов, по согласованию с заместителем директора по УВР начальных классов.

V. Жюри конкурсных туров

  1. Рабочим органом олимпиады является жюри, в состав которого входят учителя начальных классов, администрация школы, председатель классного родительского комитета. Жюри определяет победителей, проводит конкурсный тур, проверяет работы, составляет отчет по итогам конкурсного тура.

VI. Подведение итогов и награждение

  1. Награждение победителей проводится на общешкольной линейке.

Олимпиадный тренинг

Олимпиады по литературному краеведению выявляют образовательные дефициты: учащиеся не знают литературу края, не умеют выявить авторскую позицию и анализировать произведение в историческом и творческом контекстах. Необходима специальная система подготовки школьников к олимпиаде.

Логика работы с учащимися по подготовке к олимпиаде по краеведению.


Курс «Олимпиадный тренинг по литературному краеведению» рассчитан на проведение занятий для учащихся 3 – 4 классов в объеме 18 часов при часовой нагрузке 1 час в неделю. Программа «Олимпиадного тренинга» составлена на основе программы краеведческих кружков. В структуру входит теоретическая подготовка и практическая часть, направленная на развитие навыков работы с краеведческой литературой.

Актуальность курса «Олимпиадный тренинг» заключается в том, что для успешного выступления на олимпиаде ученикам необходима особая подготовка, выходящая за рамки школьной программы.

Цель «Олимпиадного тренинга» - углубленное изучение литературы края и подготовка учащихся к олимпиадам по литературному краеведению; выявить одаренных детей и их поддержка через индивидуальное сопровождение.

Задача «Олимпиадного тренинга»:

  • привить ученикам интерес к литературе края;

  • показать приемы работы по подбору литературы по заданной теме, использованию справочников, энциклопедий;

  • стимулировать дальнейшее самообразование по изучению литературы;

  • развитие ключевых компетенций учащихся.

Методические приемы, используемые в работе:

  • работа в группе и индивидуально;

  • занятия в режиме диалога;

  • дифференцированное домашнее задание;

  • самостоятельность в практических заданиях.

Ожидаемые результаты:

  • интерес к углубленному изучению литературы края;

  • формирование информационной культуры учащихся;

  • успешное выступление школьников на олимпиадах различного уровня.

Анализ эффективности «Олимпиадного тренинга» проводится через анкетирование призеров по окончанию олимпиад на выявление затруднений. Кроме этого, результативность участия в олимпиадах разного уровня измеряется количеством призовых мест от количества участников в олимпиаде (%). Ведется наблюдение за развитием коммуникативных навыков и умений учащихся, связанных с поиском информации познавательного характера по литературному краеведению:


Поиск информации

Искусство ведения беседы.

Получение информации с помощью вопросов.

Умение слушать и слышать.

Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.

Предметно-аналитическая деятельность.

Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия задаче.

Составление суждений и умозаключений.

Суждения ложные и истинные.

Ведение спора.

Перекодировка информации.

Умение вести записи в ходе экскурсии, беседы, рассказа, мини-лекции.



Для замера уровня компетенций учащихся, занимающихся по курсу «Олимпиадный тренинг» используются следующие критерии:

Уровни

Информационный поиск и предметно – аналитическая деятельность

Низкий

Неумение сформулировать информационный запрос.

Неумение оценить источник информации.

Эгоцентрическая речь препятствует общению.

Стартовый

Признаки социализации речи.

Умение получать информацию с помощью вопросов.

Умение формулировать информационный запрос.

Способность оценивать источник информации.


Базовый

Умение получать информацию на слух.

Умение давать толкования, классифицировать понятия.

Способность оперативно оценивать источник информации.

Опережающий

Умение инициировать и эффективно вести беседу.

Способность сужать круг поиска информации рациональными приемами.

Умение использовать информацию, поданную в прямой и косвенной форме.

Умение участвовать в дискуссиях, высказывать суждения, осознанно пользуясь аргументами и фактами.

Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером.

Избирательное отношение к источникам информации, умение объяснить свои предпочтения.


Для самооценки выполненного задания в «Олимпиадном тренинге» используется методика «Лесенка».


Оцените выполненную работу, поставив «+» на той ступеньке, где оценка совпадает с вашей. Ставьте «+» красным цветом, если хотите оценить совместную работу, и своим цветом, если оценивается только собственная работа.



Очень слабо

Слабо

Не совсем хорошо

Хорошо

Отлично

Работа не выполнена, цель не достигнута.

Выполнена очень малая часть ра­боты, много ошибок.

Выполнена часть работы, может быть есть ошибки, цель достигнута не полностью.

Работа выполнена, но может быть, есть ошибки, немного сомневаюсь.

Вся работа выполнена правильно, ошибок нет, уверен.


Программа «Олимпиадный тренинг по литературному краеведению»

  1. Читательские ориентиры (5 часов).

Путеводители по библиотеке. Правила заполнения библиографической карточки. Читательский дневник – адреса любимых книг. Коллективное создание мини- картотеки «Увлекательное чтение литературы края». Составление аннотации по книге писателя края. Закрепление умений и навыков поиска информации в ходе игры «Ученый совет». Периодика края. Журнал «Кострома литературная».

Посещение школьной библиотеки, библиотеки поселка, исторической библиотеки Дома Романовых.

  1. Фольклор края (3 часа).

Говор. Пословицы, поговорки, народные песни, докучные сказки, потешки, частушки.

  1. Энциклопедия литературы края (10 часов).

Н.А.Некрасов, А.Н.Плещеев, А.О. Ишимова, Ю.В. Жадовская, А.Н.Островский, С.В.Максимов, П.А.Вяземский, Е.В. Честняков, В.А. Бочарников, В.В.Пашин, Т.Н. Иноземцева, О Гуссаковская, Я.Л. Аким,В.А.Кодрян, Е.Салмова.

Конкурс «Читать – это престижно!». Проектная деятельность «Костромские Пушкины», «Энциклопедия литературы края» и др.

Творческие задания в «Олимпиадном тренинге»

  1. Творческая работа № 1

31 декабря 2009 года наши земляки отмечали 135-летие со дня рождении Е.В. Честнякова.

Найди в книгах рассказы о Ефиме Васильевиче Честнякове. Напиши сочинение на одну из предложенных ниже тем:

  1. Сказочник Ефимко.

  2. Чему учит нас сказка Е.В. Честнякова?

2. Творческая работа № 2

Последний адресат А.С.Пушкина.

Реферат.



Список литературы

Страницы

1

Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Литература: энциклопедия.М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

с.196

2

А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей.

с.4

3

О.Н. Тимурина. Писатели в начальной школе: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: «Дрофа»,2004.

с. 34

План.

  1. Детство А.О. Ишимовой.

  2. Жизнь и творчество.

  3. Вклад Ишимовой в детской литературе.

Порядок работы:

  1. Внимательно прочитай план будущего реферата.

  2. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.

  3. Каждый пункт плана – это абзац будущего текста. Запиши в черновике, где искать ответы на каждый из вопросов плана.

  4. Напиши короткое вступление.

  5. Подробно ответь на пункт основной части плана. Не забывай указывать, из какой книги сделана каждая выписка.

  6. Сделай короткое заключение.

Помни, что реферат – это не только выписки из книг, но и твои знания, твои мысли.

конкурс по литературному краеведению
«Читать – это престижно»


Школьные библиотеки серьезно относятся к проблеме активизации детского чтения литературы по краеведению. Интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. Ситуация, когда дети не хотят и не любят читать, давно волнует работников библиотек, и они в меру своих сил пытаются изменить положение дел. Одним из интересных мероприятий по формированию положительного опыта чтения у школьников может стать конкурс для детей «Читать – это престижно», который позволяет одновременно решать несколько важных задач: читатели знакомятся с лучшими произведениям авторов края; улучшаются фонды школьных библиотек.

Вовлеченные в конкурс, многие дети увлекаются процессом чтения лучших внепрограммных произведений по краеведению. Как же организовать работу по проведению конкурса?

Предлагаем пошаговое описание возможных мероприятий для проведения конкурса:

– разработка Положения о проведении конкурса. В этом документе прописываются цели и задачи конкурса, сроки и порядок проведения, номинации, требования к материалам, представляемым на конкурс, информация о награждении победителей (Приложение 1);

– оформление приказа о проведении конкурса;

– подготовка списка конкурсных произведений для участников конкурса (Приложение 2). Желательно включать в список произведения литераторов края, а также обратить внимание на то, чтобы в списке не было программных произведений. По каждому конкурсному произведению можно подготовить по три вопроса и ответа (для оценивания детских работ);

– определение «конкурсного времени». «Конкурсное время» – определенный промежуток времени (рекомендуется не более 2 месяцев), когда читатели знакомятся с произведениями и отвечают на предложенные вопросы;

– оценивание работ и определение победителей. Жюри оценивает работы, исходя из расчета «один правильный ответ – один балл»;

– подготовка приказа о награждении победителей конкурса.

Приложение 1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconИсследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях...
Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconАдминистрации Калачеевского муниципального района
В сборнике освещается опыт работы по школьному краеведению в семеновской сош калачеевского района, дается краткая аналитическая информация...
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconПроект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе Учитель:...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconПроизводственный план муниципального казённого общеобразовательного...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение костромского муниципального района костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconКонспект открытого урока в 7 классе по теме
Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений. М,: Дрофа
Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconПлан мероприятий по подготовке и проведению 70-летию Победы в Великой...
Кожуунная олимпиада по краеведению, посвященная 70-й годовщине Великой Отечественной войны 1941-1945гг
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconОбразовательная программа дошкольных групп моу «сош №3» с п. Исламей...
Учредителем Учреждения являетсяместная администрация с п. ИсламейБаксанского муниципального района кбр
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному...
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconБлок уроков в 6 классе по теме: строение семян покрытомеменных (цветковых) растений цель
Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу зарубинской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района Костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению icon• Обведите номера правильных утверждений. Появление семени важный этап в эволюции растений
Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconПрограмма воспитательной работы классного руководителя 11 класса...
Основания для разработки: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Законы Российской Федерации...
Моу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению iconУчителя- предметники городская олимпиада по химии
Участие и проведение мероприятий с учащимися моу сош №23 г. Коврова в 2010-2011у г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск