Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ММО Зам. директора по УВР Директор МОУ
учителей гуманитарного МКОУ «Березовская средняя «Березовская средняя
цикла общеобразовательная школа» общеобразовательная школа»
______________________ __________________________ __________________________
(Жемангулова Р.Х.) (Жемангулова Р.Х.) (Заикина Л.В.)
протокол №1 от
Рабочая программа
по литературному краеведению
и искусству родного края
8 класс
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Мистюрина Ольга Николаевна,учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».
Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:
- связи искусства и литературы с жизнью;
- единства формы и содержания;
- историзма;
- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.
Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.), программы регионального курса «Фольклор и литература Зауралья» (5 класс, 2006 г.) – автор Ступина В.Н., программы курса «Фольклорное и литературное Зауралье» (6-11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г.
Данный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1) 5-6 классы, 2) 7-8 классы, 3) 9 класс.
В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).
В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучаются произведения эпических жанров.
В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении.
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона;
освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.
Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:
обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;
расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;
сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;
развить речевую деятельность учащихся.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.
Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.
Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.
Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 5,6,8 классах определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков, а в 7,9 классах изучение произведений предполагается в контексте выполнения федерального стандарта по литературе.
Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;
- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений. 8 класс Учебно-тематический план
№
| Наименование темы
| Всего
часов
| Тео-
рия
| Прак-
тика
| Образовательный продукт
| Русский фольклор (6 часов)
| 1.
| Лирические песни Зауралья.
Человек и природа в лирических песнях Зауралья.
| 2
| 1
| 1
| Запись лирических песен нашей местности
| 2.
| Исторические песни Зауралья.
Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье.
| 2
| 1
| 1
| Запись исторических песен нашей местности
| 3.
| Частушки в Зауралье
| 1
| -
| 1
| Конкурс частушек
| 4.
| Зауральский свадебный обряд
| 1
| -
| 1
| Составление сценария свадебного обряда
| Русская литература XIX века (11 часов)
| 5.
| Поэты пушкинской поры. В.К.Кюхель-бекер – лицейский друг Пушкина
| 1
| 1
| -
| Исследовательские работы обучающихся по творчеству В.К.Кюхельбекера
| 6.
| Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом»
| 1
| -
| 1
| Сочинение-эссе «По залам музея...»
| 7.
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Охонины брови».
Историческая основа произведения.
Главные герои произведения.
| 3
| 1
| 2
| Сравнительная характеристика повестей Д.М.Мамина-Сибиряка «Охонины брови» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
| 8.
| В.Трегубов «Повесть дивная».
Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения.
| 2
| 1
| 1
| Иллюстрации к «Повести дивной» В.Трегубова
| Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов
| 9.
| А.Виноградов «Ветер сорвался с тропинки покатой...».
Т.Лепихина «Вчераш-ний дождь». Л.Андреева «В дороге»
| 3
| 1
| 2
| Конкурс стихотворений зауральских поэтов о родной природе
| 10.
| Урок-конференция «Литературное Зауралье»
| 1
| -
| 1
| Защита проектов и презентаций обучающихся
|
| Всего часов
| 17
| 6
| 11
|
|
Содержание программы Русский фольклор Лирические песни Зауралья (2 часа)
Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи, солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья.
Межпредметные связи: встреча с исполнителями народных песен.
Теория литературы. Углубление представления о народной песне.
Исторические песни Зауралья (2 часа)
Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Темы исторических песен Зауралья: Петр Первый, «татарский полон». Собиратели исторических песен в Зауралье (В.П.Бирюков).
Теория литературы. Углубление представлений о народной песне.
Частушки в Зауралье (1 час)
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Теория литературы. Развитие представлений о частушке.
Зауральский свадебный обряд (1 час) Русская литература XIX века Поэты пушкинской поры(2 часа). Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер). Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». Образ поэта.
Теория литературы. Углубление представлений о стихосложении.
Мамин-Сибиряк Н. «Охонины брови» (3 часа).
Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров.
Теория литературы. Углубление представлений об историзме художественной литературы.
Трегубов В. (2 часа)
Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В.Трегубов. «Повесть дивная».
Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов (3 часа)
А.Виноградов. «Ветер сорвался с тропинки покатой...»; Т.Лепихина. «Вчерашний дождь»; Л.Андреева. «В дороге» и др. Природа – средство передачи душевного состояния человека. Стихи о природе родного села.
Теория литературы. Углубление представлений об изобразительных средствах в поэзии.
«Литературное Зауралье» (1 час)
Повторение и подведение итогов курса.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по литературному
краеведению «Фольклор и литература Зауралья» за курс VIII класса По завершению курса обучающиеся должны знать:
- жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья;
- содержание изученных литературных произведений;
- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Зауралья;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
- производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Зауралья;
- анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья;
- определять жанровую специфику литературного произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения;
- оценки литературных произведений;
- для участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному
краеведению (8 класс) Для учащихся: 1. Быстра реченька бежит/Сост. М.Д.Янко.- Челябинск, 1984.
2. Любит – не любит: Частушки Зауралья/ Сост. В.П.Федорова.- Курган,
1996.
3. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное
Зауралье». 8 класс/Авт.-сост. О.Г.Шаврина, Е.А.Сергеева; ИПКиПРО
Курганской области. – Курган, 2008. Для учителя: 1. Иванов-Балин Г.И. Русские народные песни Зауралья.- М.:
Просвещение, 1988.
2. Русский фольклор//История Курганской области.- Курган: Зауралье,
1996.
3. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.-
Курган: Зауралье, 1974.
4. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6-11 классы/Авт.-
сост. О.Г.Шаврина; ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2008.
5. Янко М.Д. Литературное Зауралье.- Курган, 1960.
6. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.- М., 1965. |