Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка





Скачать 343.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
страница1/2
Дата публикации10.06.2015
Размер343.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Рабочая программа по краеведению

7 класс Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по краеведению для 7 класса составлена на основе Регионального компонента (национально-регионального) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 №528-ОД). Программа дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, раскрывает содержание предметных тем стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем. В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию Концепции краеведческого образования в Сахалинской области

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

О «родиноведческих» основах преподавания говорил еще М. В. Ломоносов. Именно он составил первый географический атлас России, разослал по губерниям анкету для составления описания природы, истории и жизни населения Российской империи.

А.Геттнер определял задачу краеведения как введение «ученика в понимание той местности, в которой ему пришлось жить, показать ему, каким путем он может ее познать, умственно освоиться в ней. Путем изучения Родины ввести ученика в основы географического восприятия и географической теории».

Впервые обосновал «родиноведческий принцип» в обучении К.Д. Ушинский.

На введении в учебные программы элементов краеведения, т.е. тематического изучения своего края в связи с выполнением программы на уроках, настаивала Н.К.Крупская. Под элементом краеведения она подразумевала знания отдельных элементов природы, хозяйства, культуры, истории своего края, используемые на уроках в целях более глубокого и прочного усвоения содержания программных тем. "Наша школа,— говорила Н.К.Крупская,— должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книги жизни".

Один из первых курсов по историческому краеведению для школьников появился еще в 1915 г., автором его был преподаватель Саратовского учительского института Д.А.Марков.

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в патриотическом и нравственно-эстетическом воспитании. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно- исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Сахалинской области.

Источниками краеведческого материала могут служить литературные произведения, картографических и архивных документы, рассказы местного населения, результаты социологических и других опросов, регулярные географические наблюдения, экскурсии и пр.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.

Введение элементов краеведения в школьные программы активизирует педагогический процесс, развивает самостоятельность и самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся.

Краеведение в полном смысле слова, т. е. как всестороннее целостное изучение своего края, возможно в школе или в виде особого курса, или в порядке внеклассной работы, и должно развиваться во взаимодополняющих направлениях.

В курсе «Краеведение» в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных органов власти. Познание истории родного края, его традиций имеет исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности, является основой для нравственного воспитания. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, ценностного отношения учащихся к родному краю.

Важнейшая особенность краеведения как учебного предмета - придание особой роли наглядности:

в изучении предмета в аудиторных условиях - интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, СМИ, мультимедийных технологий;

вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с различными источниками информации, справочной литературой; проведение ученических исследований;

экскурсии и туристические походы.

Цель национально - регионального компонента

Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса, чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.

Особенности учебного компонента

Региональный подход к содержанию образования значительно раздвигает географические рамки привычного краеведения, ограниченного административными пределами субъекта РФ, и предполагает включение в содержание оптимально отобранного материала, свидетельствующего о взаимодействии Сахалина и Курил с сопредельными территориями и народами АТР. Изучение родного края и сопредельных территорий рекомендовано посредством постепенного погружения в содержание разделов «история», «биология и география», «литература», «художественная культура». Содержание предмета должно совпадать с временными и содержательными рамками федерального стандарта основного общего образования.

Место учебного компонента в Региональном базисном учебном плане

Образовательный компонент «Краеведение» входит в образовательную область «Обществознание» вариативной (региональной) части Регионального базисного учебного плана и обязателен для изучения на территории Сахалинской области.

Программа разработана для VII класса основной школы. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Предполагается выделение не менее 7 часов в год на каждый из 5 разделов программы. Рекомендуется оптимально распределить учебное время между теоретической и практической частью содержания в пользу практикоориентированных форм занятий, создающих условия для овладения учащимися не только нормативными знаниями, но и фундаментальными умениями, опытом самостоятельного исследования и творческой деятельности.

На ступени основного общего образования на изучение краеведения в 7 классе выделено 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Цели программы:

Изучение курса «Краеведение» в 7 классах общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства Сахалинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Сахалинской области;

  • овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия; ориентироваться на местности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи программы.

Главной задачей программы является:

  • воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры), и осознание учащимися причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование активной жизненной позиции.

Образовательные задачи:

  • познакомить с краткой исторической справкой Сахалинской области;


  • развить познавательный интерес к изучению истории родного края;

  • ознакомить с основными растениями и животными области, а также видами, которые занесены в Красную книгу;

  • привлечь внимание учащихся к экологической проблеме края;

  • познакомить с историческим прошлым Невельского района, с. Шебунино;

  • ознакомить с писателями и поэтами, проживавшими и проживающими на территории Сахалинской области;




  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развить творческую инициативу и целенаправленность в исследовательской деятельности школьников.

Развивающие:

  • развивать навыки при работе с картой, с различными источниками информации;

  • развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, творческую активность, аккуратность;

  • расширять знания учащихся по краеведению;

  • развивать стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;

  • формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед учащимися в будущем;

  • расширять кругозор учащихся, развивать их познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю; -укрепление семейных связей:

  • заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для изучения истории и культуры края через рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края в семье через беседы;

  • совместное чтение литературы, книг местных писателей;

  • семейные экскурсии;

  • общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю;

  • формирование нравственно-эстетического мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края;

  • формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме.

Учебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.

При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.

Результаты реализации программы.

Формирование:

устойчивого интереса и знаний по истории и культуре родного края; умения устанавливать связи между прошлым и современностью; способности творчески мыслить и рассуждать;

умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

способности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

способности рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Критерии и показатели усвоения материала.

Информационные:

Знание истории своего района, села, исторических предпосылок их возникновения. Знание места каждого из градообразующих предприятий в истории района. Знание основных направлений производств района. Знание продукции предприятий района, ее распространения в регионе. Знание политической структуры района и его социально-общественных организаций. Представление об исторических и культурных центрах Сахалинской области. Знание художников, писателей, композиторов, чьи имена связаны с родным краем. Знание художественных промыслов и народных ремесел региона, умение различать виды декоративно-прикладного искусства.

Знание профессиональных предпочтений своей семьи, возможно семейных династий. Знание о замечательных людях района, села, их почетных гражданах. Представление о культурной, художественно-литературной жизни района, села.

Исследовательские:

Умение выделять объект исследования.

Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию. Умение работать с архивными материалами.

Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей села, бывших работников предприятий, политических деятелей, выпускников школы.

Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.

Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.

Практические:

Начальные навыки работы экскурсовода, корреспондента лектора, архивного работника, дизайнера-оформителя.

Умение общаться с одноклассниками, другими учениками, с учителями, родителями. Получение практических трудовых навыков.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

  • сообщение новых знаний в форме вопросов и ответов;

  • использование игровых моментов;

  • использование цифровых образовательных ресурсов

Типы уроков:

  • урок - беседа;

  • урок - экскурсия;

  • урок - игра;

  • проектная деятельность;

  • урок контроля в виде викторин, конкурсов, игр.

Виды контроля:

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

  • проверочные работы: самостоятельные работы;

  • анкетирование;

  • выставки рисунков и фотографий учащихся;

  • практические работы;

  • рефераты, творческие работы, презентации проектов учащихся;

  • интеллектуальные игры;

  • словарные диктанты.


Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению

Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные результаты, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы' В результате изучения краеведения ученик должен:

знать / понимать

географическую, территориально - административную карты Сахалинской области; флору дальневосточных морей, фауну региона;

охраняемые территории Сахалинской области, редкие и исчезающие виды растений; факторы риска, влияющие на здоровье человека, экологические проблемы региона; природные ресурсы Сахалинской области; условия рационального природопользования; этнический состав населения Сахалинской области;

характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов; основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

основные события истории региона (дипломатические договора, военные конфликты, факты позитивного культурного взаимодействия дальневосточных народов и государств);

имена известных ученых, путешественников, деятелей культуры, внесших вклад в открытие и освоение региона;

фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;

классическую и современную поэзию и прозу стран АТР (Японии, Кореи, Китая), современные произведения авторов Дальнего Востока, Сахалина;

особенности происходящих в регионе преобразований в структуре политических, экономических и социальных отношений;

региональные элементы политической системы;

государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания; основные тенденции политического, экономического и культурного развития региона.

уметь

ориентироваться по географической, физической, территориально-административной картам Сахалинской области;

распознавать, описывать животных и растения региона; распознавать растения, используемые для борьбы с вредителями; распознавать редкие и исчезающие виды растений Сахалинской области; проводить экологический мониторинг местности проживания, описывать формы взаимодействия человека и природы;

бережно относиться к родной природе;
характеризовать экономическое развитие региона; характеризовать важнейшие события истории региона;

давать оценку дипломатическим действиям России в регионе, излагать обстоятельства заключения международных договоров, касающихся дальневосточных рубежей России; обобщать факты, прослеживать динамику социокультурных процессов в регионе; определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной культуры коренных народов;

бережно относиться к государственным символам региона; осуществлять поиск социальной информации;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, правовых норм, сознательно не принимать антиобщественное поведение сограждан;

полноценно выполнять типичные социальные роли;

реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

активно и позитивно взаимодействовать с представителя различных этносов, культур; создавать и бережно хранить семейные архивы, материалы школьных музеев, краеведческих комнат.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников; понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Сахалинской области;

использования знаний об историческом пути и традициях народов Сахалинской области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Основное содержание. Краеведение. 34 часа

1. Историческое краеведение.

Федеральный компонент. История нового времени (XVI - XVIII в.в). Понятие «новое время». Хронологические рамки нового времени. «Великие географические открытия» Присоединение к России Казанского ханства, Сибири, Дальнего Востока. Цели России на Востоке. Сбор ясака. Строительство крепостей - острогов. Нерчинский договор с Китаем. Провозглашение России империей.

Национально-региональный компонент. Наш край в новое время (XVI - XVIII в.в). Продвижение русских людей на Восток (1 ч)

Племена Амура. Образование Якутского уезда. Походы И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, И.А. Нагибы, О.С. Кузнеца. Характер взаимоотношений первопроходцев с аборигенами. «Ясачная книга» 1655 г. Значение открытий русских землепроходцев и мореходов. Амурский вопрос (1 ч)

Возникновение Амурского вопроса. Нерчинский договор. Маньчжуры в Приамурье и на Сахалине. «Карта императора Канси». Первые сведения русских людей о Курилах (1 ч)

Камчатский поход В.В.Атласова. Освоение Курильских островов русскими людьми. Походы Д.Я. Анциферова и И.П. Козыревского, И.Б. Евреинова и Ф.Ф. Лужина. Значение 1-й и 2- й Камчатских экспедиций. Исследования М.П. Шпанберга. Характер русской колонизации. Российские торговые и промысловые поселения. Европейские мореплаватели в северной части Тихого океана (1 ч)

Экспедиции Д.де Анжелиса, М.Г.де Фриса, Ж.Ф.Г.де Лаперуза. Карта д'Анвиля. Японские экспедиции и поселения на островах (1 ч)

Характер взаимоотношений с аборигенами. Ранние японские карты Дальнего Востока. Исследования Могами Токуная, Оиси Иппэя.

Народы Приморья, Приамурья и острова Сахалин в XVII- XVIII в.в. (1 ч)

Хозяйство и быт, общественное устройство, взаимоотношения с соседями. Сахалин на карте Восточной Сибири С.У. Ремезова. Резерв (1 ч)

  1. География и экономика Сахалина и Курил Введение (1ч)

Эпоха географических открытий в России, на Дальнем Востоке. Практические работы. Составление картосхем «Маршруты великих путешественников», «Их имена вы найдете на карте мира».

Открытие Сахалина и Курильских островов (населенного пункта) (1 ч)

Первые поселения.

Практическая часть. Работа с контурными картами (первые поселения). Первые русские на Сахалине и Курильских островах (3 ч)

Географические исследования В.Д. Пояркова, И.Ю. Москвитина, В.В. Атласова, И.П.Козыревского, М.П. Шпанберга, Ж.Ф.Г. де Лаперуза, М.Г.де Фриса, Г.И. Невельского. Практическая часть. Работа с контурными картами (объекты, названные именами путешественников, пути следования). Итоговый урок. Практическая часть (2 ч)

Заседание русского Географического общества. Пресс-конференция (спектакль).

  1. Биологическое краеведение.

Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области (2 ч)

Особенности биологии. Краткая морфологическая характеристика. Видовой состав: млекопитающие (калан, рысь, сахалинская кабарга, сивуч), птицы (белоспинный альбатрос, большая белая цапля, сухонос, лебедь - кликун, мандаринка, болотный лунь, орлан - белохвост и белоплечий орлан), пресмыкающиеся (дальневосточный сцинк, малочешуйчатый полоз, островной и японский полозы), рыбы (сахалинский осетр, обыкновенный таймень, сахалинский таймень, калуга), беспозвоночные (все виды жужелиц, сахалинская жемчужница, трепанг, креветки, морской еж).

Практическая часть. Определение животных по фотографиям и рисункам с использованием

атласов и определителей.

Животные - переносчики заболеваний (1 ч)

Особенности биологии, местообитания. Характеристика заболеваний, вызываемых животными. Видовой состав: чесоточный клещ, энцефалитный клещ, гельминты (аскарида человеческая, трихинелла спиральная, острицы, лентец широкий), крысы, тараканы, мухи, комары, слепни и оводы.

Промысловые животные Сахалинской области (1 ч)

Промысловые лицензионные виды: северный олень, изюбр, бурый медведь, выдра, соболь. Промысловые виды: белка, горностай, енотовидная собака, заяц - беляк, лисица красная, норка, ондатра. Виды для спортивной охоты: водоплавающие, болотные, боровая дичь, заяц - беляк. Акклиматизация животных Сахалинской области (1 ч)

Понятие о преднамеренной и непреднамеренной акклиматизации. Виды преднамеренной акклиматизации: лоси, изюбр, енотовидная собака, норка. Виды непреднамеренной акклиматизации: крысы, кролики, дикие кошки, ежи, норки. Экологические группы птиц Сахалинской области (1 ч)

Особенности жизнедеятельности перелетных (овсянки, жаворонки, малиновки, соловьи, стрижи, утки, гуси, лебеди, трясогузки), оседлых (вороны, воробьи, голуби, чайки, рябчики), кочующих (клёст, дрозд, снегирь) птиц. Сроки прилета птиц: первые - трясогузки, вторые - лебеди, утки, третьи - насекомоядные. Неповторимая природа Сахалинской области (1 ч)

  1. Литературное краеведение Национальный характер в зеркале эпоса и лирики (4 ч)

В. Санги. «Человек Ых-мифа». Отражение в сознании культуры и быта нивхского народа. Сочетание эпического и лирического начал. Мифологизм сознания героев.

Древнеяпонская и корейская лирика. Обзорное знакомство с творчеством средневековых японских поэтов. Жанры хокку, танка. Постижение особенностей национального характера, культурных традиций через восприятие лирики.

Древняя корейская лирика. Символическая образность в дальневосточной поэтической традиции (однотипность образов - символов в корейской, китайской, японской поэзии). Становление личности подростка и выбор жизненного пути в творчестве сахалинских прозаиков (3

О. Кузнецов. «Эскадра адмирала Веньки». Сюжет приключенческой повести. Герой и антигерой. Тема становления личности подростка в борьбе за лидерство. Поэтизация природы островного края.

А. Ткаченко. «Озеро беглой воды». Система образов повести. Идеологизм «детской робинзонады».

  1. Художественная культура Орнаментальное искусство аборигенов Сахалина (2 ч).

Особенности орнаментальных мотивов нивхов: комбинация или слияние нескольких с растительными мотивами; цветочный и лиственный орнамент со стилизованными стеблями. Дополнительные и контрастные цвета, определяющие стиль орнамента (1 ч) Стилизация реальных форм в декоративном искусстве (1 ч)

Четыре группы орнамента: слившиеся парные спирали; парные завитки; фигура, похожая на пятилистник; фигура с листообразными дополнениями по сторонам. Мелодичность нивхских узоров (1 ч)

Совпадение орнаментальных узоров с определенным звучанием музыкального инструмента.

Отражение в национальной прозе художественных мотивов (1 ч)

Сказки народов региона.

Критерии и нормы устного ответа по краеведению.

Оценка "5" выставляется, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделить главные положения, самостоятельно подтвердить ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано сделать анализ, выводы, обобщить. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" выставляется, если ученик:

    1. Показывает знания всего изученного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

    3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" выставляется, если ученик:

      1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

      2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

      3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  1. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  2. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  3. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну- две грубые ошибки.

Оценка "2" выставляется, если ученик:

    1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

    2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

    3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    4. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

    5. Полностью не усвоил материал.

Оценка практических умений и навыков

Отметка «5»: правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении.

Отметка «4»: погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию.

Отметка «3»: погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении.

Отметка «2»: серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления.

Отметка «1»: полное отсутствие знаний и умений, необходимых для работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Литература:

  1. История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие по истории для учителей, учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, студентов средних специальных учебных заведений и вузов/Ред. Коллегия к.и.н. С. Высоков, к.и.н. А.И. Костанов, к.и.н., профессор А.М.Лопачев. - 3-е изд., перераб., дополн. - Южно-Сахалинск: Сахалинский центр документации новейшей истории, 1995. - 272 е., 202 илл.

  2. История Сахалинской области. Учебное пособие по краеведению для учащихся/Под ред. Н.И.Колесникова, В.П.Полякова. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1981. - 249 с.

  3. Костанов А.И. Освоение Сахалина русскими людьми. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1991. - 152 с.

  4. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования//Педагогика. - 1999.-№ 8.

  5. Бабенко В.Г. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям/В.Г.Бабенко, Е.Ю.Зайцева, А.В.Пахневич, И.А.Савинов. - М.: Издательство НЦ ЭТНАС, 2002. - 283 с.

  6. Стрелкова О.Ю. Понятие «регион» в проектировании национально - регионального компонента Госстандарта//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 6.

  7. Теплинский М. А.П.Чехов на Сахалине. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1990. - 144 с.

  8. Василевский А.А. Охотская проблема в свете современных исследований (Сахалин, Хоккайдо, Курильские острова, 1980-90-е годы/ Российский Дальний Восток в древности и Средневековье. Открытия, проблемы, гипотезы. Монография. Владивосток: Дальнаука,2005,.- 696с.

  9. Высоков М.С. История Сахалина и Курил в самом кратком изложении. Южно- Сахалинск: Сахалинский центр документации новейшей истории, 1994.-96 с.

  10. Садохин А.П. Этнология: Учебник.-М.: Гардарики, 2001.-256 с.

  11. Высоков М.С. Экономика Сахалина. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1998. - 399 с.

  12. Выбери будущее сегодня. Учебное пособие для учащихся/Э.В.Литвинцева, Н.П.Киселева, О.Ю.Егорова. - СПБ, 2001. - 80 с.

  13. Выбери будущее сегодня. Учебное пособие для учащихся/Э.В.Литвинцева, Н.П.Киселева, А.Г.Павлов. - СПБ, 2001. - 68 с.

  14. Гальцев-Безюк С. Томонимический словарь Сахалинской области. - Южно- Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство, 1994. - 64 с.

  15. Занимательное краеведение/Сост. Н.П.Киселева. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. Сахалинское отделение, 1981. - 249 с.

  16. Высоков М.С. История Сахалинской области. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. - 253 с.

  17. Атлас береговой зоны Сахалина. - Владивосток, Дальпресс, 2002.-57 с.

  18. Рыжков А.Н. Бои за родные острова. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1980. - 146 с.



Тематический план, краеведение, 7 класс



Наименование раздела, темы

час

Практические работы

1

История

7




1.1

Продвижение русских людей на восток

1




1.2

Амурский вопрос

1




1.3

Первые сведения русских людей о Курилах

1




1.4

Европейские мореплаватели в северной части Тихого океана

1




1.5

Японские экспедиции и поселения на островах

1




1.6

Народы Приамурья и острова Сахалин

1




2

География и экономика Сахалина и Курил

7

1

3

Биологическое краеведение

7




4

Литературное краеведение

7




4.1

Национальный характер в зеркале эпоса и лирики

4




4.2

Становление личности подростка

3




5

Художественная культура

6







Всего часов

34



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 6 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 5 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка
Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д. С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук»
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному...
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики 1 класс составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск