Скачать 329.06 Kb.
|
Сенин В.Г. МБОУ «СОШ 4», г. Корсаков Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: а) Примерная программа по краеведению для 6 класса(М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.. б) Закон об образовании// Вестник образования. – 2012. в) Региональный компонент (национально-региональный) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 г. №528-ОД). г) «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений», приказ Департамента образования Сахалинской области, 2008. За основу программы по краеведению взята монопредметная интегративная модель, ориентированная на создание комплексного междисциплинарного курса. Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона. Основные цели изучения краеведения в 6 классе следующие:
Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных ФК ГОС. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности. На достижение поставленных целей направлены общеобразовательные и предметные задачи:
Концептуальными положениями программы являются: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения. Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности, предлагаемые учащимся в рабочей тетради. Курс изучается согласно примерной программе основного общего образования по краеведению 5 класс, по учебнику «Краеведение 5 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г. Программой предусматриваются наблюдения, зарисовки, сравнения, проведение несложных практических работ, измерений, работа в малых группах, проектная работа, подготовка рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность. Предполагается использование таких форм, способов, средств проверки и оценки результатов обучения как:
. Срок реализации программы – 1 год. Тематический план
Содержание учебного материала Содержание учебного материала соответствует программе основного общего образования по краеведению 5 класс, по учебнику «Краеведение 5 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г Раздел 1. История (7 часов) Введение. Место раздела в интегрированной программе. Данный раздел входит составной частью в интегративный учебный курс «Краеведение». Примерный объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамках основного (общего) образования (V-IX классы)- 35 часов (по 7 часов на каждый учебный год). НРК содержания образовательной области «обществознание» (история, обществознание) закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии исторического пути родного края, в этой связи целесообразно начинать изучение курса именно с этого раздела. Первые уроки в сентябре будут формировать особую мотивацию в связи с памятной датой освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны. Цель освоения регионального компонента исторического образования - воспитание патриотизма, сохранение преемственность исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона. Задачи раздела:
Выбор содержания должен соответствовать возрасту учащихся, соотноситься с содержанием федерального компонента и интересами локальной территории (город, поселок), быть обеспечено доступными наглядными средствами. Исходя из общей цели и структуры курса, учителю предстоит определять стратегию урока, выбирать методы и приемы учебной деятельности. Прим: содержание НРК программы предваряет информация о базовых знаниях учащихся (Примерные программы основного общего образования по истории, 2004). Резервное время может быть использовано учителем на повторении, обобщение пройденного материала, практическую работу. Резервное время учитель может использовать по своему усмотрению. Основное содержание Федеральный компонент. История средних веков (V-XV в.в). Понятие «средние века». Хронологические границы средневековья. Китай в средние века. Средневековая Япония. Монгольские завоевания. Национально-региональный компонент. История Сахалина и Курил в средние века (VII- XVI в.в). Народы Сахалина, Курил и сопредельных территорий в эпоху раннего средневековья (VII – X в.в.) (2 ч). Восточная Азия на рубеже древности и средневековья. Политическая и этническая карта региона. Японцы и эмиси. Страна Люгуй. Племена мохэ и государство Бохай. Переселение мохэ на Сахалин, Хоккайдо и Курильские острова. Ранняя мохэская (охотская) культура на Сахалине, Хоккайдо и Курильских островах. Основные занятия: свиноводство, охота, рыболовство, собирательство, зверобойный промысел. Меновая торговля. Жилища. Народы Сахалина, Курил и сопредельных территорий в X- XIII в.в. (2 ч). Археологические культуры X-XIII в.в. на Сахалине, Хоккайдо и Курильских о-вах. Поселения, стоянки, могильники и острожки. Народы Нижнего Амура, Приохотья, Сахалина, Хоккайдо, Курильских островов и Камчатки. Империя Ляо киданей и «Золотая империя» чжурчжэней. Характерные черты организации общества. Хозяйство, культура и быт народов Дальнего Востока. Чжурчжэни на Сахалине. Курганы. Крильонское городище. Завоевания монголов на Дальнем Востоке (1 ч). Чжурчжэни и монголы. Государство Восточное Ся. Династия Юань. Хан Хубилай. Причины экспансии на острова. Попытки завоевания Японии. Летописные данные о вторжении монголов на Нижний Амур и Сахалин. Цзилеми, илиюй и ку-вэй - предки коренных народов Сахалина и Курил. Борьба народов островного мира против завоевателей. Первые сведения о Восточной Азии в Европе (1 ч). Аль- Идриси, Паоло Карпини, Гильом Рубрук, Марко Поло о народах Восточной Азии и островного мира северной части Тихого океана. Средневековые карты . Народы Сахалина, Курил и сопредельных территорий в эпоху позднего средневековья (14-15 вв) (1 ч). Айнумосири - Земля айнов. Японская колонизация Хоккайдо и ее последствия для айнов и других народов Сахалина. Экспедиции династии Мин в Тихом и Индийском океанах. Экспедиция Ишиха на Нижний Амур и народы Сахалина. Начало европейского проникновения на острова. Народы Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов к концу эпохи средневековья. Раздел 2-3. Биология и география (14 часов.) Введение. Место раздела в интегрированной программе. Предлагаемый вариант раздела программы разработан в соответствии с концепцией модернизации образования до 2010 года и составлен с учетом обновления содержания географического и биологического образования. Данный раздел рассчитан на 14 часов. Изучение родного края – одно из ведущих направлений географического и биологического образования и экономического воспитания школьников. Основной целью изучения раздела является формирование у школьников целостного представления о своей малой родине – Сахалинской области и ее месте в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Достигается это путем формирования знаний об особенностях природы, хозяйства, населения и истории края; путем воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей природной среды и необходимости разумного рационального хозяйствования на ее территории. Поэтому роль краеведения очевидна в становлении будущего гражданина нашей Родины. Изучение биологии и географии региона, способствуют нравственному, духовному развитию, общему и политехническому образованию, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы учащихся, приобщают к творческой деятельности, формируют практические и интеллектуальные умения и навыки, целостное представление о природных социально-экологических, медико-географических условиях жизни людей в области; знакомят школьников с профессиями, местными проблемами, с которыми столкнутся подростки, вступая в самостоятельную жизнь, помогают им в выборе профессии. Цель освоения: создать у учащихся целостное представление о Сахалине и Курильских островах как природных комплексах, раскрыть разнообразие и связь природных явлений в дальневосточном регионе; воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе. Задачи:
Особенность содержания данного раздела заключается в том, что в его основу положен региональный и местный материал. Формы работы предлагаются разные: творческая деятельность, конференции, диспуты, путешествия, ролевые и деловые игры. Значительную часть информации учащихся могут получить самостоятельно в ходе проведения экскурсий, практических занятий, в походах, экспедициях, из СМИ. Наряду с теоретической частью курса предлагаются творческие работы, выполнение заданий в рабочих тетрадях. Практикумы могут проводиться на школьных занятиях, на местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, за городом, на природе. Предлагаемый курс будет способствовать углублению и расширению знаний о родном крае, поможет учащимся выбрать профиль дальнейшего обучения. Учитель может самостоятельно корректировать программу в отношении порядка изучения тем. Допускается включение дополнительного материала местного значения. Основное содержание Особенности географического положения Сахалинской области (1 ч.). Островное положение Сахалинской области. Промежуточное положение Сахалинской области между материком Евразия и Тихим океаном. Удаленность от культурных, научных и экономических центров. Литосфера (2 ч.). Особенности рельефа Сахалинской области. Северный район Сахалина. Северо-Сахалинская равнина. Южный район Сахалина. Западно-Сахалинские горы. Тымь-Поронайская низменность. Восточно-Сахалинские горы. Сусунайский и Тонино - Анивский хребты. Сусунайская и Муравьевская низменность. Курильские острова. Полезные ископаемые Сахалинской области. Энергетическая группа полезных ископаемых – нефть, газ, каменный и бурый уголь, торф. Группа неметаллических полезных ископаемых. Минеральные воды и лечебные грязи. Гидросфера и атмосфера (3 ч.). Тихий океан и окраинные моря. Тихий океан. Охотское море. Климат Охотского моря и его влияние на Сахалинскую область. Температуры, соленость, течения в Охотском море. Ледовые явления в Охотском море. Японское море. Проблема загрязнения морей омывающих Сахалин и Курильские острова. Климат Сахалинской области. Особенности климата Сахалина и Курильских островов. Циклоны и тайфуны. Влияние на климат морей омывающих острова. Холодный и теплый период. Внутренние воды Сахалинской области. Реки, озера, болота и заболоченные территории Сахалинской области. Взаимодействие географических оболочек (4 ч.). Почвообразование в лесах Сахалинской области. Формирование почв. Основные типы почв. Лесная подстилка. Роль грибов в природном комплексе темнохвойной тайги. Грибы сахалинских лесов. Плауны, хвощи, папоротники, мхи и лишайники. Лес, как часть природного комплекса островов. Причины формирования основных типов растительности на Сахалине. Влияние лесов на ветровой режим островов. Влияние леса на влажность воздуха. Регулирующая роль леса в распределении осадков. Круговорот веществ в темнохвойном лесу. Взаимодействие лесных и речных систем. Сахалинские лососи. Горбуша, кета, сима, кижуч, нерка. Как лосось ориентируется. Гибель лососей после нереста. Брачный наряд лосося. Размножение лосося. Циклы жизни лососей. Береговые (прибрежные) зоны. Береговые зоны – контактные зоны. Процессы взаимодействия атмосферы, литосферы и гидросферы в контактной зоне. Границы береговых зон. Типы берегов: абразионные и аккумулятивные берега. Морские ландшафты – бентемы. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду (2 ч.). Как потребности человека привели к нарушениям природной среды. Последствия нефтедобычи на Сахалине. Добыча угля и ее последствия. Последствия добычи песка, глины, строительного камня. Последствия вырубки лесов. Последствия сбросов химических веществ в реки. Биологическое загрязнение рек. Искусственное воспроизводство лососей. Уничтожение животных в результате охоты. Интродукция млекопитающих. Неудачные интродукции. Опасные природные явления (1 ч.). Причины опасных природных явлений. Землетрясения и цунами. Прохождение тайфунов (тропических циклонов). Разливы рек. Сильные метели. Снежные лавины. Грязевые потоки (сели). Ураганные ветры. Охрана природы в Сахалинской области (1 ч.). Заповедники, заказники и памятники природы Сахалинской области. Красная книга растений Сахалинской области. |
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... | ||
Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.... | Рабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе... | ||
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово | Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании... Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального... | ||
Пояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе | Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе... Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03.... | Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011 | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом мо РФ №1312 от 09. 03. 2004... | ||
Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п.... Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004) | ||
Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Рабочая программа «Обществознание» 9 класс Пояснительная записка... Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений |