Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе





Скачать 314.4 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
страница1/3
Дата публикации26.08.2014
Размер314.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный год, утвержденного приказом МО и Н РФ от 23 декабря 2009 г. № 822;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- В соответствии с системой историко-обществоведческого образования и распределением учебного материала, утвердившимся в информационном письме МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009/-2010 учебном году от 16.10.2009 № 7831/9;

- Базисного учебного плана МОУ «СОШ №113» на 2013/2014 учебный год;

Рабочая программа курса "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы В.И. Уколовой «История древнего мира» 2009г. С учетом государственного обязательного стандарта 2004 г.

Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 раза в неделю.

1. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. 5 класс - М Просвещение, 2009

Цели и задачи курса

• Современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование личности;

• Формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

• Ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;

• Объяснение ключевых исторических понятий, в том числе понятий «цивилизация», «государство» и др.;

• Целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов;

• Ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;

• Показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

• Раскрытие специфики власти и собственности в древних цивилизациях;

• Освещение становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире;

• Характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и их восприятия в современной культуре;

• Раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности.

В данном курсе учащиеся освоят следующие знания:

Учащиеся 5 классов должны знать и понимать основные этапы и ключевые события, выдающихся деятелей, важнейшие достижения культуры истории Древнего мира.

В процессе освоения курса учащиеся приобретут следующие умения

• Осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

• Давать общие характеристики цивилизаций и культур;

• Сравнивать факты, события, личности;

• Анализировать фрагменты исторических источников;

• Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира — часть всеобщей истории.

Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счет до нашей эры.

РАЗДЕЛ I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТЕМА 1. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭТАП ПРЕДЫСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Овладение огнем и роль этого процесса в жизни древнейших людей. Зарождение первобытных сообществ.

Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.

Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России.

Опорные понятия и термины: первобытность, древние люди, каменный век, «человек разумный», родовая община, орудия труда, собирательство, охота, раса, религия, искусство, миф.

ТЕМА 2. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ НА ИСХОДЕ ПЕРВОБЫТНОСТИ. РЕВОЛЮЦИЯ НОВОГО КАМЕННОГО ВЕКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству — основной смысл неолитической революции. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.

Соседская община. Племя. Большая семья. Дети в большой семье. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати, вождь, дружина.

Медный век. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии. Строительство мегалитических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования. Возникновение древнейших цивилизаций. Понятие «цивилизация». Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.

Опорные понятия и термины: земледелие, скотоводство, ремесло, присваивающее и производящее хозяйства, неолитическая революция, соседская община, племя, социальное расслоение, знать, вождь, город, цивилизация, медный, бронзовый, железный века.

ПОВТОРЕНИЕ

Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика процесса складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Начало собственно истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» и «Дальний Восток» для истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц.

ТЕМА 1. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕСОПОТАМИИ

Речные цивилизации. Природа и население Древней Месопотамии. Необходимость ирригации. Глина — основной строительный материал. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы.

Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей.

Наследники Шумера. Древний Аккад. Саргон — «царь четырех сторон света», прообраз восточных владык-деспотов. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.

Опорные понятия и термины: Ближний Восток, Междуречье, речная цивилизация, ирригация, государство, город-государство, письменность, клинопись, власть-собственность, деспотия, монарх, подданные, законы, боги, храмы, жрецы.
ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Цивилизация Древнего Египта — ровесница цивилизации Древнего Шумера. Страна на берегах Нила и ее обитатели. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения.

Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица Мемфис. Жизнь в городе, жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте.

Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды — первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии.

Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Сравнение системы власти в Древнем Египте и в Древней Месопотамии.

Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы. Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Держава хеттов. Царь и совет знати. Армия и вооружение хеттов. Завоевания хеттов. Дипломатия хеттов — важная часть международных отношений древности.

Культура Древнего Египта. Иероглифы, папирус, свиток. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.

Опорные понятия и термины: фараоны, вельможи, чиновники, писцы, реформа, пирамида, мумия, гробница, иероглиф, папирус, культ, искусство, обелиск.

ТЕМА 3. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ

Финикия — страна мореплавателей. Финикийцы — торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Си-дон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники, производство пурпура, стекла. Финикийская цивилизация. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа.

Древняя Палестина. Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона.

Ветхий Завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной, Илья. Пророк Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта.

Опорные понятия и термины: колония, пурпур, алфавит, Библия, Ветхий Завет, монотеизм (единобожие), пророк, патриарх, завет, заповедь.

ТЕМА 4. ВЕЛИКИЕ ВОЕННЫЕ ИМПЕРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Ассирийская империя: от города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Государство Урарту. Города, мастера-оружейники, сопротивление ассирийскому завоеванию.

Возникновение Нововавилонского царства. Халдеи. Завоевания нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев. Город Вавилон — «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады — одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара.

Возвышение Персии. Персидская империя — крупнейшее государство Древнего мира. Кир Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе Персидской империи. Зороастризм — религия древних персов.

Опорные понятия и термины: страна, военная держава, империя, железо, дипломатия, международные отношения, таран, столпотворение, процессия, идолопоклонство, смута, сатрапия, маги, зороастризм.

ТЕМА 5. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии, Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махаб-харата». Индуизм — религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы.

Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе.

Опорные понятия и термины: дравиды, арии, санскрит, веды, карма, йога, индуизм, варны, касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, парии, буддизм, нирвана.

ТЕМА 6. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы — центры формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Войны империи. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Древнем Китае.

Опорные понятия и термины: Поднебесная империя, каллиграфия, бумага, шелк, порох, конфуцианство, даосизм, янь и инь.

ТЕМА 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ

Индейцы — древнейшие жители Америки. Основные занятия жителей Древней Америки: выращивание кукурузы, картофеля, помидоров. Индейцы ольмеки, их города, пирамиды-храмы. Государство майя. Пирамида общественного устройства у древних майя: царь, вельможи, воины, ремесленники, купцы, земледельцы, рабы. Верования древних майя, человеческие жертвоприношения. Иероглифы майя. Солнечный календарь майя. Воспитание детей у майя. Ацтеки и инки. Государство инков. Узелковое письмо. Изолированность цивилизаций Древней Америки от других цивилизаций Древнего мира. Общие черты и различия цивилизаций Древней Америки в сравнении с цивилизациями Древнего Востока.

Опорные понятия и термины: индейцы, ольмеки, майя, ацтеки, инки, иероглифическое письмо, письмо кипу, картофель, кукуруза, помидоры.

ПОВТОРЕНИЕ

Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.

РАЗДЕЛ III. АНТИЧНОСТЬ

Понятие «античность». История Древней Греции и история Древнего Рима — две составные части античности.

ЧАСТЬ 1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ТЕМА 1. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции.

Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков.

Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Дворец в Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура.

Греки-ахейцы. Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Опорные понятия и термины: античность, Эллада, эллины, минойцы, минойская цивилизация, ахейцы, ахейская (микенская) цивилизация, дорийцы, фреска, оракул, нимфа, сатир, гиганты, титаны, циклопы, кентавры, Горгоны, герои.

ТЕМА 2. ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга.

Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы.

Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ее свержение. Реформы Клисфена. Историческое значение древнегреческой демократии.

Олигархическая Спарта. Возникновение Спартанского государства. Жители Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанская семья. Воспитание детей и молодежи в Спарте. Лаконичность.

Победа греческой демократии над восточной деспотией. Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.

Опорные понятия и термины: полис, демократия, олигархия, тирания, гражданин, аристократия, демос, реформа, агора, ареопаг, остракизм, герусия, геронт, илоты, рабы, колонизация, колония, метрополия, варвары, скифы, лаконичность.

ТЕМА 3. РАСЦВЕТ ГРЕЦИИ

Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах.

Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель.

Древнегреческий театр. Его происхождение. Устройство театра. Актеры. Трагедия и комедия. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики.

Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель.

Обучение детей в Древней Греции. Школа. Педагоги и ученики. Важнейшие предметы изучения, музыка, гимнастика. Гимнасий, Академия и Ликей. Воспитание мальчиков. Воспитание девочек. Детские игры.

Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины и дети.

Опорные понятия и термины: народное собрание, граждане и неграждане, метеки, должностные лица, стратег, штраф, Акрополь, Парфенон, архитектура, ордер (дорический, ионический, коринфский), фриз, фронтон, скульптура, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, Олимпийские игры, олимпионики, панкратий, школа, педагог, палестра, гимнасий, стиль, философия, философ.

ТЕМА 4. УПАДОК ГРЕЦИИ. РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА

Возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее и ее последствия.

Александр Македонский — историческая личность и легенды о нем. Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. Смерть Александра в Вавилоне. Империя Александра.

Восток и Греция после Александра Македонского. Возникновение новых государств, царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека, наука и ученые.

Опорные понятия и термины: македонская фаланга, «товарищи царя», оратор, всеобщий мир, пергамен, мусей.

ПОВТОРЕНИЕ

Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы...
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка 8 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой и др и составлена с учетом Федерального...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории (10-11 классы)...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного При-казом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 8 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Рабочей программы История России. Предметная линия Данилов А. А., Косулина Л. Г. 6-9 класс. –М: Просвещение, 2014
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе:...
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред от 10. 03. 2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. Программы общеобразовательных учреждений «История России 6-11 класс», М.,«Просвещение»,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана...
Мкоу «Новенская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении учебного плана» от 28. 08. 12 №15
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск