Скачать 80.15 Kb.
|
Урок литературы Модель урока Автор: Гильманова Файруза Миннихановна Координаты: МОУ СОШ с.Павловка Краткая аннотация урока Тема: И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь». Цель урока: проверить уровень остаточных знаний по творчеству писателя; подробное знакомство с биографией и общей характеристикой творчества И.С. Тургенева; беседа по содержанию повести «Первая любовь». Воспитывать в учащихся чувства к прекрасному. Методы проведения урока: словесный, наглядный, практический. План урока.
Ход урока. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» И.С. Тургенев (Эпиграф записан на доске) Добрый день, ребята! Садитесь. Запишите в тетрадях число, тему нашего урока и эпиграфом к нашему уроку запишем слова самого писателя, характеризующие не только его повесть «Первая любовь», с которой начнем знакомиться сегодня, но и все творчество, пронизанное темой любви, поиска смысла жизни. Сегодня на уроке проверим уровень полученных знаний по творчеству Тургенева из курса литературы в 5-8 классах. Узнаем более подробно о детских и юношеских годах писателя, повлиявших на формирование личности, выделим основные этапы творчества Ивана Сергеевича и начнем знакомиться с содержанием повести «Первая любовь». Перед вами смешанный тип тестов, т.е. часть вопросов открытых (ответы сами сформулируйте) и закрытых (выбирайте правильный ответ из предложенных) Тест (пишут 3 мин.) (Слайд №1) Тест с ответами (2 мин.) Самопроверка и самооценка – баллы на доске: 5 – «5» 4 – «4» 3 – «3» 2 – «2» ТЕСТ:
1. «Русский язык», 2. стихотворение в прозе, 3. 2 восклицательных; 1 вопросительное
Поднимите руки у кого получилось 4, 5 баллов. Листочки с ответами сдайте. (Слайд №3.) А сейчас мы послушаем романс на одно из стихотворений И.С. Тургенева. Да, да, именно того Тургенева, который написал множество рассказов, повестей, романов, который сумел создать не только эпические, но и глубоко лирические произведения. Постарайтесь вслушаться в слова романса на стихотворение Тургенева «В дороге» и почувствовать каким настроением оно пронизано. Действительно, свой творческий путь Тургенев начинал как поэт. Стихотворение «В дороге», положенное в основу этого романса, посвященное воспоминаниям о прошедшей жизни, создано совсем молодым человеком – в 1843 году, Ивану Сергеевичу тогда было 25 лет. Но именно в это время стали определяться ведущие мотивы его творчества – мягкая грусть о былом, о быстротечности человеческой жизни, вера в силу и красоту любовного чувства. Этим мотивам писатель остался верен до конца своих дней. Послушаем стихотворение, написанное Тургеневым на склоне жизни, в 1878 году. Иван Сергеевич создал его за 5 лет до смерти вдали от Родины. (Читает Шишов А.) А вот каким было детство писателя, что повлияло на формирование характера и мировоззрение Ивана Сергеевича мы узнаем из сообщений, подготовленных творческой группой учащихся (Дивятаева Т., Дусеев А., Имакаев Р., Маткова Е., Аймурзина Т.) Воспитание, образование, взаимоотношения с окружающими наложили свой отпечаток на становление писателя. А теперь в тетрадях запишите основные этапы творчества писателя. Повесть «Первая любовь» написана в 1858 году, найдите в какой период творчества писателя она написана (в период творческой активности, подъема). Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева.(информация воспроизведена на интерактивной доске) 1818 – 1842гг. Это годы формирования будущего писателя. В возрасте девяти лет Тургенев приехал в Москву, учился в частных пансионах; в пятнадцать лет поступил на словесный факультет Московского университета. В 1836г. закончил университет. Затем – поездки за границу, к этому времени относятся его первые литературные опыты. 1842 – 1852гг. Знакомство с Белинским, выход в свет (1852г.) «Записок охотника». Автор взят под полицейский надзор. Книгу приказано сжечь. Зададим вопрос: - Чем объяснить успех «Записок охотника» у демократического читателя? - Что испугало царя в книге, отдельные рассказы которой до этого пропускались цензурой? 1853 – 1860гг. Жизнь в Спасском – Лутовинове, плодотворная работа. Романы «Рудин» (1856), Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860). 1860 – 1862гг. Разрыв с журналом «Современник» (повод – статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»). Открытый переход в лагерь либералов, но Тургенев не мог разделить их ненависти к революционерам – демократам. О них, новых героях русской жизни, роман «Отцы и дети» (1862). 1863 – 1883гг. Боязнь растущих революционных настроений усиливает либеральные позиции писателя: в своих произведениях этого периода (романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)) Тургенев утверждает, что идея революционного преобразования вообще ошибочна для России. «Стихотворения в прозе» - одно из последних произведений писателя. Итак, перед нами повесть. А так ли это? Чтобы ответить на этот и некоторые другие вопросы проведем мини – игру «Найди правильные определения», словарную работу на проверку знаний из области теории литературы. Найдите правильное объяснение каждому термину. Запишите в левый столбик у себя в тетради понятия. (Слайд №4) (работа учащихся у доски) Повесть небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Рассказ изображение в литературном произведении внутрен- него мира человека, его мыслей, переживаний, эмоций. Композиция реальная личность, послужившая автору первоисточни- ком для создания художественного образа. Прототип построение произведения. Психологизм один из видов эпического произведения. Больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. С этим заданием справились…
Действительно, да! Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: «Этот мальчик – ваш покорный слуга». Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева, и именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви.
Подведение итогов урока. Домашнее задание: проанализировать отдельный эпизод на выбор учащихся. Методические рекомендации к проведению урока. Разработки методических материалов.
|
График проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)» | Конспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,... ... | ||
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок 19: «Жизнь, творчество, личность М. Булгакова. Судьба произведений писателя. Рксо. Булгаков и Кубань» | ||
Краткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки... ... | Н. Н. Трубаневой "Enjoy English" Учитель: Бумарскова Светлана Владимировна... Развивать умения и навыки устной речи; учить описывать людей, используя фразы: He has … She has… two hands, one face | ||
Методические рекомендации, разработка методических материалов. Тема:... Координаты автора: место работы: моу сош №129 Орджоникидзевского района г. Уфы, электр почта: sch129@yandex ru | Краткая аннотация: Презентационное сопровождение урока Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы М., Дрофа, 2008, (авт. Морзунова И. Б.),... | ||
Урока Тема урока и содержание Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком" | Конспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А.... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем... Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс) | Тема урока : Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» ... | ||
Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» Место проведения: моу сош №4 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области (библиотека школы) | ||
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе... Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii» | Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... |