МОУ «Основная общеобразовательная школа
с. Калмантай Вольского района Саратовской области»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
__________Хаметова Л.Н.
Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ Яндутова Л.Н. 29 августа 2013г
| УТВЕРЖДАЮ
Директор «МОУ ООШ с.Калмантай»
________Милютина И.В.
Приказ № _____
от 30 августа 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Второй квалификационной категории
ИВАКОВА-КОЛЕСОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
по краеведению
8 класс
Принято
на заседании педагогического
совета «МОУ ООШ с .Калмантай»
Протокол №1 от 30 августа 2013г.
2013-2014 учебный год Содержание рабочей программы
Стр.
Содержание рабочей программы…………………………………. 1
Пояснительная записка…………………………………………… 2
Учебное календарно-тематическое планирование …………… 5
Содержание тем учебного курса ………………………. ……. 8
Требования к уровню подготовки обучающихся …………... 10
Перечень учебно-методического обеспечения. …………. 11
Приложение к программе ---------------------------------- 14
Пояснительная записка Данная рабочая программа по краеведению для 8 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Основной образовательной программы ООО МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Калмантай Вольского района Саратовской области» на 2013-2018 гг.
-Авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ «Культура края».Авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.
УМК по данному предмету представлен следующим образом:
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края: Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. в неделю.
Общая характеристика предмета
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.
На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.
В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства и других достопримечательности г. Вольска и поселений муниципального района
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. ( тематические лекции, конкурсы).
Программа предполагает изучение следующих тем
№
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| Каменная летопись края
| 5
| 2
| Мастера живописи и скульптуры
| 5
| 3
| Мир музея
| 4
| 4
| Театральное искусство
| 4
| 5
| Музыкальное искусство
| 6
| 6
| Костюмы народов Поволжья
| 7
| 7
| Защита творческих проектов
| 1
| 8
| Итоговое повторение
| 1
| 9
| Резерв
| 1
|
| И того
| 35
|
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний обучающихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 8 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, выполнения творческих заданий, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Критерии оценивания.
Оценка знаний, предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и исторические документы, кинофильмы другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам.
Оценка «5»- материал освоен в полном объёме, изложение логично ,основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Учебное календарно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование
по краеведению в 8 классе. Базовый уровень
Учитель: Ивакова-Колесова Мария Владимировна
Колличество часов:
Всего 35 часов; 1 час в неделю
Тестов-6 Проектов- 1
Рабочая программа по краеведению для 8 класса составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Основной образовательной программы ООО МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Калмантай Вольского района Саратовской области» на 2013-2018 гг.
-Авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ «Культура края».Авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.
УМК по данному предмету представлен следующим образом:
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края: Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
№
| Тема урока
| Часы
| Контроль
| ИКТ
| Дата
| Д/З
| Прим.
| 1-2
| Каменная летопись края
| 2
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.1-12, сообщение, раб тетр. Стр.2-3
|
| 3-4
| Храмы Саратова и Вольска
| 2
| Текущий
| +
|
| Записи в тетради, стр..13-17,сообщение.Раб тетр. Стр.5
|
| 5
| Архитектурные комплексы Саратова. Урок обобщения
| 1
| тематический
|
|
| Реферат.Раб тетр. Стр. 10
|
| 6-7
| Художественная культура края. Художественный музей им. А.Н. Радищева
| 2
| Текущий
|
|
| Записи в тетради
СТР.19-20, сообщение.Раб тетр. Стю12
|
| 8-9
| Мастера живописи Саратовского края
| 2
| Текущий
| +
|
| Записи в тетради, стр.20-32, сообщение.Раб тетр. Стр. 13-15
|
| 10
| Живописцы Саратова. Урок обобщения
| 1
| Тематический
|
|
| Реферат. Раб тетр. Стр. 20-21
|
| 11
| Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
| 1
| текущий
| +
|
| Записи в тетради
Стр. 34-35, раб тетр.стр.22-23
|
| 12-13
| Филиалы музея им. А.Н. Радищева
| 2
| текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.35-40, сообщение.Раб тетр. Стр.22-26
|
| 14
| Музеи Саратова. Урок обобщения
| 1
| Тематический
|
|
| Реферат
|
| 15
| История саратовских театров
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.44-45
|
| 16
| Театр юного зрителя
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр. 44-46
|
| 17
| Саратовский Академический театр оперы и балета
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.48-52, сообщение
|
| 18
| Театральная жизнь Саратова. Урок обобщения
| 1
| Тематический
|
|
| Реферат.Раб тетр. Стр.28-32
|
| 19
| Музыкальная культура Саратова
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.55-58
|
| 20
| Саратовская областная филармония
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради. Стр.58-60
|
| 21
| Саратов фестивальный
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.60-61.Раб тетр. Стр34-36
|
| 22-23
| Великие имена Саратова
| 2
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.61-66. Сообщения
|
| 24
| Музыкальный Саратов. Урок обобщения
| 1
| Тематический
|
|
| Реферат.Раб тетр. Стр.37-39
|
| 25
| Исторический костюм
| 1
| Текущий
|
|
| Записи в тетради, стр.67-68
|
| 26-32
| Костюмы народов Поволжья
| 7
| Текущий
| +
|
| Стр.69-73, сообщения. Раб тетр. Стр.40-47
|
| 33
| Урок защиты проектов
| 1
| Текущий
| +
|
| Подготовка к итоговому повторению
|
| 34
| Культура края. Урок повторения и обобщения
| 1
| Итоговый
|
|
|
|
| 35
| Резерв
| 1
|
|
|
|
|
|
| И того
| 35
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
|