Скачать 307.38 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) «УТВЕРЖДАЮ» Первый проректор _____________ В. Г. Прокошев «_____» _____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Философские проблемы науки и техники» Направление подготовки: 270800 «Строительство» Профиль подготовки: Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная
Владимир-2011 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с направлением современной философии, призванным исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном обществе. Философия техники исследует, во-первых, феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, и, наконец, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Результатом достижения названных целей является приобретение новых профессиональных компетенций, к наиболее важным из которых относятся следующие:
Достижение названных целей предполагает решение следующих задач:
магистратуры Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» относится к дисциплинам базовой части для профиля «Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений», к общенаучному циклу. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами профессионального цикла. Дисциплины гуманитарного и естественнонаучного характера формируют необходимые для изучения философских проблем знания: фундаментальных положений современной научной картины мира; основных этапов всемирной истории; представления о многообразных формах культурного освоения мира; представления о закономерностях социальной коммуникации. Студенты приобретают умения: оперировать общими и абстрактными понятиями; - логически последовательно мыслить; - владеть способностью к интеллектуальной рефлексии и самоанализу; - обладать способностью к поддержанию диалоговой и аргументированной коммуникации. Студенты овладевают навыками: ориентации в информационном пространстве: отбор, прием, оценка и передача информации. Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» является предшествующей для дисциплины «История и философия науки» в аспирантуре.
В результате освоение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» обучающийся должен - знать:
-уметь:
- владеть:
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа. Распределение трудоёмкости по разделам дисциплины и видам учебной работы представлено в табл. 1. Таблица 1
5.1. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных компьютерами, электронными проекторами и интерактивными досками, что позволяет сочетать активные и интерактивные формы проведения занятий. Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных слайдов, общим количеством 42 шт. (Набор слайдов содержится в электронном приложении к рабочей программе). 5.2. Практические занятия проводятся в учебной аудитории. Около 40% времени практических занятий отведено на интерактивные формы обучения проблемам науки и техники. Для этого используются компьютерные симуляции различных проблем науки и техники:
В ходе практических занятий студенты изучают философские проблемы науки и техники.
Для текущего контроля успеваемости применяется рейтинг-контроль, проводимый в форме тестирования на 5-ой, 9-ой и 14-ой неделе. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Также учебным планом предусмотрено написание реферата. Темы рефератов, контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения лекционных и практических занятий содержатся в приложении к рабочей программе. 6.1. Рейтинг – контроль №1
а) древний объект философской мысли; б) предмет профессионального философского анализа; в) мастерство, искусство.
а) компенсированная нейтраль; б) недоверие, враждебность к технике; в) воздушная нейтраль.
а) фундаментальная, преобразование, застой; б) каменного орудия, весла, ядерного топлива; в) эотехническая, палеотехническая, неотехническая.
а) от Адама до наших дней и с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена; б) только в прямой последовательности; в) первобытный человек, современный человек.
а) прямой, обратный и нулевой; б) механизация и моторизация; в) техника демонична, мир – это мегамашина.
а) остановим; б) неостановим; в) замедляем.
а) в 17 в. в Англии; б) в 19 в. в Германии; в) в 18 в. в Швеции.
а) техническое знание; б) техническое действие; в) техника, техническая деятельность, техническое знание.
а) Э. Каппом; б) В.Г. Гороховым; в) П.К. Энгельмейером.
а) нечувствительность к повреждениям вне защищаемой зоны; б) правила мышления; в) строение «начал».
а) все, что сделано своими руками; б) техника в нашем понимании; в) все цифровые защиты.
а) Г. Дильс, Филон; б) Евдокс, Архит, Гиппарх, Птолемей; в) Конт, Спенсер, Милль.
а) Античная техника; б) Одна стихия правит другой; в) О плавающих телах.
а) Техническая наука до технической техники; б) Начала; в) Инженерная мысль.
а) архаическое, античное и христианское; б) промежуточное, среднее и окончательное; в) рациональное мышление, философско-научное мышление, античная технология.
а) два смысла; б) один смысл; в) пять смыслов.
а) наука переосмысляется под влиянием христианского мировоззрения; б) наука удовлетворяет логике и онтологии; в) замышления и реализация замышленного.
а) описательное, предписывающее, нормативное; б) рациональные, философско-научные представления; в) как эффективное только в том случае, если оно поддерживается Богом.
а) в качестве твари Божьей; б) свободным мастером, поставленным в центр мира; в) человеком.
а) античности; б) Средние века; в) эпоху Возрождения. 6.2. Рейтинг – контроль №2
а) Ф. Бэкон; б) Галилей; в) Декарт.
а) Галилей; б) Птолемей; в) Прометей.
а) Галилей; б) Птолемей; в) Прометей.
а) Новое время; б) в античности; в) в средние века.
а) Х. Гюйгенса; б) Г. Галилея; в) И. Ньютона.
а) полный цикл инженерной деятельности; б) неполный цикл инженерной деятельности; в) способ изготовления инженерного устройства.
а) 16 столетия; б) 17 столетия; в) 18 столетия.
а) объем расчетов и конструирования; б) первые знания и объекты технических наук; в) поэтапный процесс схематизации инженерных устройств.
а) замещение инженерного объекта математическими моделями; б) трансформация техники; в) разработка поля однородных инженерных объектов.
а) для этого необходимо вводить идеальные объекты технических наук в онтологию соответствующего математического языка; б) для этого должны быть определены параметры объекта; в) для этого должны быть произведены инженерные расчеты.
а) этапы формирования технических наук; б) построение и описание модели инженерных объектов определенного класса; в) задачи синтеза-анализа.
а) схематизация инженерных объектов; б) онтологизация инженерных объектов; в) конструкция, которую исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов технической науки.
а) один; б) два; в) три.
а) знаках; б) мыслительной деятельности; в) функциях.
а) интеллектуальное изготовление изделия и изготовление изделия по проекту; б) эпизодическую и опосредственную; в) опытную и инженерную.
а) божественное и природное; б) природное и техническое; в) божественное и техническое.
а) пятью; б) шестью; в) семью.
а) классическая инженерная деятельность, системотехническая деятельность, социотехническое проектирование; б) инженерная деятельность, проектирование, строительство; в) изыскательская деятельность, расчет строительство.
а) Новое время; б) эпоху Возрождения; в) античности.
а) научные исследования, производство и воспроизведение своего замысла; б) научные исследования естественных, природных явлений; в) изобретательство, конструирование, организацию изготовления. 6.3. Рейтинг – контроль №3
а) разработку конструкции технической системы; б) создание новых принципов действия; в) целенаправленную деятельность человека-творца.
а) Герц; б) Гук; в) Эйнштейн.
а) Гюйгенс; б) Эйнштейн; в) Леонардо да Винчи.
а) чертеж; б) социальный заказ; в) организация производства. .
а) начале ХХ столетия; б) середине ХХ столетия; в) в конце ХХ столетия.
а) пять фаз; б) шесть фаз; в) семь фаз.
а) анализа потребностей; б) проектной проблемы; в) экономического решения.
а) установить какая из предложенных альтернатив является наилучшей проектной идеей; б) определение возможности финансовой осуществимости; в) определение экономически рентабельного решения.
а) довести предварительную идею системы до физической реализации; б) разработать проекты компонентов; в) детальное проектирование частей.
а) целенаправленное изменение социально-организационных структур; б) комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций; в) организация различных специалистов при проектировании системы.
а) материальной культуры; б) духовной культуры; в) политики.
а) линейная; б) дисциплинарная; в) зигзагообразная.
а) четыре этапа; б) два этапа; в) три этапа.
а) Гуго Сен-Викторский; б) Х. Гюйгенс; в) Г. Галилей.
а) Э. Капп; б) А. Эспинас; в) К. Ясперс.
а) направление философии; б) наука о совокупности практических правил; в) одно из положений Э. Каппа.
а) обыденное, научное, мифологическое; б) математическое, любительское, художественное; в) социальное, профессиональное, национальное.
а) детерминация социальных процессов; б) система подготовки и аттестации кадров; в) низкий уровень формализации.
а) художественный опыт; б) целостно-мировоззренческое знание и сверхъестественное; в) структуру научного знания.
а) метатеоретический, теоретический, эмпирический; б) практический, эмпирический, теоретический; в) математический, фундаментальный, философский. 6.4. Темы рефератов: 1. Техника как объект философского анализа. 2. Онтологические проблемы техники. 3. Техника и пространственно-временной континуум. 4. Теоретический уровень технознания. 5. Эмпирический уровень технознания. 6. Проблематика генезиса и развития техники. 7. Научная и техническая рациональность. 8. Техника как социальный институт. 9. Этико-аксиологические проблемы техники: история и современность. 10. Техника и культура. 11.Сущность и специфика антропологической проблематики технической деятельности. 12. Человек как «техническое животное» (по работам П.К. Энгельмейера). 13. Техника как «органопроекция» человека. 14. Техника как способ опредмечивания человеческой духовности. 15. Техническое творчество и человеческая свобода. 16. Техническое изобретение как преодоление инерции мышления. 17. Технизация и разрушение «жизненного мира». 18. Психологический и эмоциональный облик современного инженера. 19. Интерактивность как методологическая проблема современной науки и техники. 20. Конструктивный изобретательский процесс и его этапы. 21. Техническое творчество и психологические факторы. 22. Техническое творчество и проблема бессознательного (по работам А. Эспинаса и О. Либмана). 23. Техника как культурный феномен. 24. Техника и религия. 25. Техника и искусство. 26.Техника как коммуникативная стратегия человеческой деятельности. 27. Знание и информация: философско-методологический аспект. 28. Современные процессы трансляции научных знаний. 29. Специфика и логическая структура научного текста. 30.Социальная оценка техники как комплексная проблема: философско-методологические аспекты. 31. Социальная оценка техники и проблема устойчивого развития. 32. Философский дискурс техники и технознания, его сущность, предмет и специфика в общей системе философского знания. 33. Техника как объект философской рефлексии: типология основных концепций. Смысл и сущность технической деятельности. Проблема технико-технологической демаркации. 34. Проблематика генезиса техники и научного статуса технознания. Историко-философские проблемы развития науки и техники, типология основных подходов. 35.Специфика технознания, философско-методологические аспекты соотношения с фундаментальной и прикладной наукой. 36.Техническая и научная рациональность в их соотношении. Типология рациональных обобщений в технознании, историческая эволюция и современные тенденции. 37. Проблематика соотношения рационального и иррационального в техно-знании. Техника как артефакт. 38. Проблема онтологического статуса техники. Абстракция и идеализация в технознании, особенности идеального объекта технической теории. 39. Философско-методологические аспекты соотношения науки и техники. Методология технознания и проектирования в соотношении с научной методологией. 40. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма. 41.Научная и техническая теория в их соотношении: философско-методологические аспекты. Системно-интегративные тенденции современной технической теории. 42.Философско-методологические аспекты технической теории. Дисциплинарная организация технических наук. Философия техники и философия производства в их соотношении. 43. Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции. 44. Междисциплинарные аспекты развития технознания. Роль техники в формализации и математизации научного знания, гуманитарные приложения технических наук. 45. Телеологические проблемы техники и технознания. Научный и технический прогресс в их соотношении: философско-методологический аспект. 46. Теоретический аппарат науки и технознания в их соотношении: философско-методологические аспекты. Общие и частные схемы технической теории. 47. Теоретическое и эмпирическое в науке и технознании: общее и особенное. Типология противоречий и их разрешений. 48. Системный подход в науке и технознании. Системотехническое и социотехническое проектирование, эволюция и перспективы развития. 49. Космологический аспект развития техники. Ноосфера и техносфера в их соотношении. Техника глазами античного и русского космизма. 50. Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура. 51. Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники. 52. Гуманистические традиции философии техники. Антисциентизм и антитехницизм в их соотношении. Проблемы гуманизации современной техники. 53. Техника и технознание в контексте современной глобалистики. Техника как коммуникативная стратегия современности. 54. Эстетические аспекты техники и технознания. Технико-технологическая демаркация художественной деятельности. Дизайн и эстетика промышленного производства. 55. Нравственное измерение научной деятельности и технического проектирования, проблема свободы и ответственности. 56. Теологические концепции техники. Техника как часть религиозного опыта, соотношение технознания с феноменальным и ноуменальным. 57. Экономические аспекты развития техники и технознания. Философия техники и философия хозяйства: общее и особенное. 58. Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении. 59. Экологический дискурс технознания. Техника в концепции устойчивого развития: философские и мировоззренческие аспекты. 60. Техника и технознание в рамках синергетической парадигмы. Техника как самоорганизующаяся система. 61. Техника и технознание в футурологических теориях. Особенности развития техники в постиндустриальном обществе. 6.5. Вопросы к экзамену
Эти же материалы имеются в достаточном количестве на бумажном носителе. |
Государственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060112 (040800) –Медицинская... | Рабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правила оформления дипломных работ Министерство образования и науки... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации высший арбитражный суд российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |