Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 307.38 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/2
Дата публикации02.01.2015
Размер307.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор
_____________ В. Г. Прокошев
«_____» _____________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Философские проблемы науки и техники»
Направление подготовки: 270800 «Строительство»

Профиль подготовки: Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная


Семестр

Трудоёмкость, зач. ед./ час.

Лекций, час.

Практич. занятий, час.

Лаб. работ, час.

СРС, час.

Форма промежуточного контроля (экз./зачёт)

Первый

2/72

17

17

-

38, реферат

экзамен

Итого

2/72

17

17

-

38





Владимир-2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с направлением современной философии, призванным исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном обществе. Философия техники исследует, во-первых, феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, и, наконец, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Результатом достижения названных целей является приобретение новых профессиональных компетенций, к наиболее важным из которых относятся следующие:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

  • способность пользоваться русским языком как средством делового общения (ОК-3);

  • способность к активной социальной мобильности (ОК-3).



Достижение названных целей предполагает решение следующих задач:

  • изучение философских проблем технического прогресса;

  • изучение философских проблем научного познания;

  • изучение философских оснований науки;

  • изучение философии техники, ее генезиса, предмета и задачи;

  • изучение специфики и становления технических наук;

  • изучение истории техники и технических наук;

  • изучение формирования технических наук;

  • изучение развития инженерной деятельности и проектирования;

  • изучение проблем соотношения науки и техники;

  • изучение техники как объекта философского анализа;

  • изучение основных подходов к осмыслению техники;

  • изучение онтологических проблем техники;

  • изучение техники и пространственно-временного континиума;

  • изучение проблематики генезиса и развития техники;

  • изучение этико-аксиологических проблем техники;

  • изучение антропологических проблем техники;

  • изучение философско-методологических аспектов технического творчества;

  • изучение философско-методологических аспектов техники и культуры;

  • изучение техники и проблемы коммуникаций.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

магистратуры
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» относится к дисциплинам базовой части для профиля «Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений», к общенаучному циклу. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами профессионального цикла.

Дисциплины гуманитарного и естественнонаучного характера формируют необходимые для изучения философских проблем знания: фундаментальных положений современной научной картины мира; основных этапов всемирной истории; представления о многообразных формах культурного освоения мира; представления о закономерностях социальной коммуникации.

Студенты приобретают умения: оперировать общими и абстрактными понятиями;

- логически последовательно мыслить;

- владеть способностью к интеллектуальной рефлексии и самоанализу;

- обладать способностью к поддержанию диалоговой и аргументированной коммуникации.

Студенты овладевают навыками: ориентации в информационном пространстве: отбор, прием, оценка и передача информации.

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» является предшествующей для дисциплины «История и философия науки» в аспирантуре.



  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате освоение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» обучающийся должен

- знать:

  • современные проблемы науки и техники;

  • формы и методы научного познания;

  • развитие науки и смену типов научной рациональности.



-уметь:

  • выбирать и реализовывать методы ведения научных исследований;

  • анализировать и обобщать результаты исследований.


- владеть:

  • философскими проблемами технического прогресса, его плюсами и минусами;

  • философией техники, ее генезисом, предметом и задачами;

  • историей техники и технических наук;

  • этапами формирования технических наук;

  • этапами развития инженерной деятельности и проектирования;

  • проблемами соотношения науки и техники;

  • основными подходами к осмыслению техники;

  • философскими проблемами научного познания.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа. Распределение трудоёмкости по разделам дисциплины и видам учебной работы представлено в табл. 1.

Таблица 1







Раздел дисциплины

Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоёмкость (в часах)

Объем учебной работы,

с применением интерактивных методов

(в часах/%)



Формы текущего контроля

и промежуточной аттестации

лекции

практ. зан.

КП/РГР

с.р.с.

1

Введение в курс


1

1

1

1




1

40




2

Философские проблемы технического прогресса. Его полюсы и минусы

1

1-2

1

1




3

40




3

Философия техники, ее генезис, предмет и задачи

1

3

2

2




3

40




4

История техники и технических наук

1

4

1

1




3

40




5

Формирование технических наук

1

5

1

1




3

40

Рейтинг-

контроль

6

Развитие инженерной деятельности и проектирования

1

6

1

1




3

40




7

Проблемы соотношения науки и техники

1

7

1

1




3

40




8

Философские проблемы научного познания

1

8

1

1




3

40




9

Техника как объект философского познания

1

9

1

1




2

40

Рейтинг-

контроль

10

Онтологические проблемы техники

1

10

1

1




2

40




11

Техника и пространственно-временной континиум

1

11

1

1




2

40




12

Теоретический и эмпирический уровень технознания

1

12

1

1




2

40




13

Проблематика генезиса и развития техники

1

13

1

1




2

40




14

Научная и техническая рациональность

1

14

1

1




2

40

Рейтинг-

контроль

15

Техника как социальный институт


1

15-16

1

1




2

40

Реферат

16

Техника и культура


1

16-17

1

1




2

40

Экзамент


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


5.1. Лекционные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных компьютерами, электронными проекторами и интерактивными досками, что позволяет сочетать активные и интерактивные формы проведения занятий. Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных слайдов, общим количеством 42 шт. (Набор слайдов содержится в электронном приложении к рабочей программе).

5.2. Практические занятия проводятся в учебной аудитории. Около 40% времени практических занятий отведено на интерактивные формы обучения проблемам науки и техники. Для этого используются компьютерные симуляции различных проблем науки и техники:

  • построение научной картины мира;

  • современные дискуссии, направленные на практику;

  • проектирование и его роль в построении теории технической науки.

В ходе практических занятий студенты изучают философские проблемы науки и техники.


  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Для текущего контроля успеваемости применяется рейтинг-контроль, проводимый в форме тестирования на 5-ой, 9-ой и 14-ой неделе. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Также учебным планом предусмотрено написание реферата. Темы рефератов, контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения лекционных и практических занятий содержатся в приложении к рабочей программе.


6.1. Рейтинг – контроль №1


  1. С точки зрения философии наука - это:

а) древний объект философской мысли;

б) предмет профессионального философского анализа;

в) мастерство, искусство.


  1. Технофобия – это:

а) компенсированная нейтраль;

б) недоверие, враждебность к технике;

в) воздушная нейтраль.


  1. Три технические эпохи по Льюису Мамфорду:

а) фундаментальная, преобразование, застой;

б) каменного орудия, весла, ядерного топлива;

в) эотехническая, палеотехническая, неотехническая.



  1. Рубежи развития техники по Максу Борну:

а) от Адама до наших дней и с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена;

б) только в прямой последовательности;

в) первобытный человек, современный человек.


  1. Исходные тезисы техницизма:

а) прямой, обратный и нулевой;

б) механизация и моторизация;

в) техника демонична, мир – это мегамашина.



  1. Технический прогресс:

а) остановим;

б) неостановим;

в) замедляем.


  1. Философия техники зародилась:

а) в 17 в. в Англии;

б) в 19 в. в Германии;

в) в 18 в. в Швеции.



  1. Объект философии техники:

а) техническое знание;

б) техническое действие;

в) техника, техническая деятельность, техническое знание.


  1. Термин «философия техники» был введен в 1877 г.:

а) Э. Каппом;

б) В.Г. Гороховым;

в) П.К. Энгельмейером.


  1. Что означает термин «логика»?

а) нечувствительность к повреждениям вне защищаемой зоны;

б) правила мышления;

в) строение «начал».



  1. Античное «технэ» - это:

а) все, что сделано своими руками;

б) техника в нашем понимании;

в) все цифровые защиты.


  1. Наиболее известные в античной культуре фигуры ученых-техников:

а) Г. Дильс, Филон;

б) Евдокс, Архит, Гиппарх, Птолемей;

в) Конт, Спенсер, Милль.


  1. Известная работа Архимеда называется:

а) Античная техника;

б) Одна стихия правит другой;

в) О плавающих телах.


  1. Известная работа Евклида называется:

а) Техническая наука до технической техники;

б) Начала;

в) Инженерная мысль.


  1. С.С. Аверинцев утверждал, что в средневековой культуре действуют три неравноценных начала:

а) архаическое, античное и христианское;

б) промежуточное, среднее и окончательное;

в) рациональное мышление, философско-научное мышление, античная технология.


  1. Понятие природы в античности имело:

а) два смысла;

б) один смысл;

в) пять смыслов.


  1. Понятие «науки» в средние века:

а) наука переосмысляется под влиянием христианского мировоззрения;

б) наука удовлетворяет логике и онтологии;

в) замышления и реализация замышленного.


  1. Понятие «действия» в средние века:

а) описательное, предписывающее, нормативное;

б) рациональные, философско-научные представления;

в) как эффективное только в том случае, если оно поддерживается Богом.


  1. Человек в эпоху Возрождения сознает себя:

а) в качестве твари Божьей;

б) свободным мастером, поставленным в центр мира;

в) человеком.


  1. Понимание природы как бесконечного резервуара материалов начинает формироваться в:

а) античности;

б) Средние века;

в) эпоху Возрождения.
6.2. Рейтинг – контроль №2


  1. Ключевая фигура в философии эпохи Возрождения:

а) Ф. Бэкон;

б) Галилей;

в) Декарт.



  1. Техническое знание в Новое время задал в науке:

а) Галилей;

б) Птолемей;

в) Прометей.


  1. Первым преобразовал опыт в эксперимент:

а) Галилей;

б) Птолемей;

в) Прометей.


  1. Эпоха инженерии, опирающейся на науку сформировалась в:

а) Новое время;

б) в античности;

в) в средние века.


  1. Исследования какого ученого позволили перейти к первым образцам инженерного расчета?

а) Х. Гюйгенса;

б) Г. Галилея;

в) И. Ньютона.


  1. Что представляет собой изобретательская деятельность?

а) полный цикл инженерной деятельности;

б) неполный цикл инженерной деятельности;

в) способ изготовления инженерного устройства.


  1. Промышленное производство складывается начиная с:

а) 16 столетия;

б) 17 столетия;

в) 18 столетия.


  1. Что представляет собой онтологизация?

а) объем расчетов и конструирования;

б) первые знания и объекты технических наук;

в) поэтапный процесс схематизации инженерных устройств.


  1. Что представляет собой математизация?

а) замещение инженерного объекта математическими моделями;

б) трансформация техники;

в) разработка поля однородных инженерных объектов.


  1. Каковы условия применения в технических науках математических аппаратов?

а) для этого необходимо вводить идеальные объекты технических наук в онтологию соответствующего математического языка;

б) для этого должны быть определены параметры объекта;

в) для этого должны быть произведены инженерные расчеты.


  1. Теория идеального инженерного устройства представляет собой:

а) этапы формирования технических наук;

б) построение и описание модели инженерных объектов определенного класса;

в) задачи синтеза-анализа.


  1. Идеальное устройство – это:

а) схематизация инженерных объектов;

б) онтологизация инженерных объектов;

в) конструкция, которую исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов технической науки.


  1. Сколько этапов формирования технических наук классического типа?

а) один;

б) два;

в) три.


  1. Семиотическая деятельность основана на:

а) знаках;

б) мыслительной деятельности;

в) функциях.


  1. С возникновением проектирования изготовление расщепляется на две взаимосвязанные части:

а) интеллектуальное изготовление изделия и изготовление изделия по проекту;

б) эпизодическую и опосредственную;

в) опытную и инженерную.


  1. В изделии присутствуют два начала:

а) божественное и природное;

б) природное и техническое;

в) божественное и техническое.


  1. Традиционное проектирование можно специфицировать рядом принципов:

а) пятью;

б) шестью;

в) семью.



  1. Этапы развития инженерной деятельности и проектирования?

а) классическая инженерная деятельность, системотехническая деятельность, социотехническое проектирование;

б) инженерная деятельность, проектирование, строительство;

в) изыскательская деятельность, расчет строительство.

  1. Первые импровизированные инженеры появляются в:

а) Новое время;

б) эпоху Возрождения;

в) античности.


  1. Классическая инженерная деятельность включает в себя:

а) научные исследования, производство и воспроизведение своего замысла;

б) научные исследования естественных, природных явлений;

в) изобретательство, конструирование, организацию изготовления.
6.3. Рейтинг – контроль №3


  1. Конструирование представляет собой:

а) разработку конструкции технической системы;

б) создание новых принципов действия;

в) целенаправленную деятельность человека-творца.


  1. Кто изобрел микроскоп?

а) Герц;

б) Гук;

в) Эйнштейн.


  1. Кто придумал конструкцию часов?

а) Гюйгенс;

б) Эйнштейн;

в) Леонардо да Винчи.


  1. Для проектировочной деятельности исходным является:

а) чертеж;

б) социальный заказ;

в) организация производства.

.

  1. Проектирование формируется в:

а) начале ХХ столетия;

б) середине ХХ столетия;

в) в конце ХХ столетия.


  1. Системотехническая деятельность распадается на:

а) пять фаз;

б) шесть фаз;

в) семь фаз.


  1. Подготовка технического задания начинается с:

а) анализа потребностей;

б) проектной проблемы;

в) экономического решения.



  1. Предварительное проектирование имеет цель:

а) установить какая из предложенных альтернатив является наилучшей проектной идеей;

б) определение возможности финансовой осуществимости;

в) определение экономически рентабельного решения.


  1. Цель разработки эскизного проекта:

а) довести предварительную идею системы до физической реализации;

б) разработать проекты компонентов;

в) детальное проектирование частей.


  1. Задачи социотехнического проектирования:

а) целенаправленное изменение социально-организационных структур;

б) комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций;

в) организация различных специалистов при проектировании системы.


  1. Техника относится к сфере:

а) материальной культуры;

б) духовной культуры;

в) политики.


  1. По Стефану Тулмину существует следующая модель эволюции техники:

а) линейная;

б) дисциплинарная;

в) зигзагообразная.


  1. Осмысление проблемы техники в своем развитии прошло ряд ступеней:

а) четыре этапа;

б) два этапа;

в) три этапа.


  1. В 1120 г. в состав философии включил механику:

а) Гуго Сен-Викторский;

б) Х. Гюйгенс;

в) Г. Галилей.


  1. Автор книги «Возникновение технологии»:

а) Э. Капп;

б) А. Эспинас;

в) К. Ясперс.


  1. Принцип «органопроекции»:

а) направление философии;

б) наука о совокупности практических правил;

в) одно из положений Э. Каппа.


  1. Какие существуют виды знания:

а) обыденное, научное, мифологическое;

б) математическое, любительское, художественное;

в) социальное, профессиональное, национальное.


  1. Функции науки:

а) детерминация социальных процессов;

б) система подготовки и аттестации кадров;

в) низкий уровень формализации.


  1. Религиозное знание – это знание, опирающееся на:

а) художественный опыт;

б) целостно-мировоззренческое знание и сверхъестественное;

в) структуру научного знания.


  1. Уровни научного исследования:

а) метатеоретический, теоретический, эмпирический;

б) практический, эмпирический, теоретический;

в) математический, фундаментальный, философский.

6.4. Темы рефератов:
1. Техника как объект философского анализа.

2. Онтологические проблемы техники.

3. Техника и пространственно-временной континуум.

4. Теоретический уровень технознания.

5. Эмпирический уровень технознания.

6. Проблематика генезиса и развития техники.

7. Научная и техническая рациональность.

8. Техника как социальный институт.

9. Этико-аксиологические проблемы техники: история и современность.

10. Техника и культура.

11.Сущность и специфика антропологической проблематики технической деятельности.

12. Человек как «техническое животное» (по работам П.К. Энгельмейера).

13. Техника как «органопроекция» человека.

14. Техника как способ опредмечивания человеческой духовности.

15. Техническое творчество и человеческая свобода.

16. Техническое изобретение как преодоление инерции мышления.

17. Технизация и разрушение «жизненного мира».

18. Психологический и эмоциональный облик современного инженера.

19. Интерактивность как методологическая проблема современной науки и техники.

20. Конструктивный изобретательский процесс и его этапы.

21. Техническое творчество и психологические факторы.

22. Техническое творчество и проблема бессознательного (по работам А. Эспинаса и О. Либмана).

23. Техника как культурный феномен.

24. Техника и религия.

25. Техника и искусство.

26.Техника как коммуникативная стратегия человеческой деятельности.

27. Знание и информация: философско-методологический аспект.

28. Современные процессы трансляции научных знаний.

29. Специфика и логическая структура научного текста.

30.Социальная оценка техники как комплексная проблема: философско-методологические аспекты.

31. Социальная оценка техники и проблема устойчивого развития.

32. Философский дискурс техники и технознания, его сущность, предмет и специфика в общей системе философского знания.

33. Техника как объект философской рефлексии: типология основных концепций. Смысл и сущность технической деятельности. Проблема технико-технологической демаркации.

34. Проблематика генезиса техники и научного статуса технознания. Историко-философские проблемы развития науки и техники, типология основных подходов.

35.Специфика технознания, философско-методологические аспекты соотношения с фундаментальной и прикладной наукой.

36.Техническая и научная рациональность в их соотношении. Типология рациональных обобщений в технознании, историческая эволюция и современные тенденции.

37. Проблематика соотношения рационального и иррационального в техно-знании. Техника как артефакт.

38. Проблема онтологического статуса техники. Абстракция и идеализация в технознании, особенности идеального объекта технической теории.

39. Философско-методологические аспекты соотношения науки и техники. Методология технознания и проектирования в соотношении с научной методологией.

40. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма.

41.Научная и техническая теория в их соотношении: философско-методологические аспекты. Системно-интегративные тенденции современной технической теории.

42.Философско-методологические аспекты технической теории. Дисциплинарная организация технических наук. Философия техники и философия производства в их соотношении.

43. Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции.

44. Междисциплинарные аспекты развития технознания. Роль техники в формализации и математизации научного знания, гуманитарные приложения технических наук.

45. Телеологические проблемы техники и технознания. Научный и технический прогресс в их соотношении: философско-методологический аспект.

46. Теоретический аппарат науки и технознания в их соотношении: философско-методологические аспекты. Общие и частные схемы технической теории.

47. Теоретическое и эмпирическое в науке и технознании: общее и особенное. Типология противоречий и их разрешений.

48. Системный подход в науке и технознании. Системотехническое и социотехническое проектирование, эволюция и перспективы развития.

49. Космологический аспект развития техники. Ноосфера и техносфера в их соотношении. Техника глазами античного и русского космизма.

50. Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура.

51. Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники.

52. Гуманистические традиции философии техники. Антисциентизм и антитехницизм в их соотношении. Проблемы гуманизации современной техники.

53. Техника и технознание в контексте современной глобалистики. Техника как коммуникативная стратегия современности.

54. Эстетические аспекты техники и технознания. Технико-технологическая демаркация художественной деятельности. Дизайн и эстетика промышленного производства.

55. Нравственное измерение научной деятельности и технического проектирования, проблема свободы и ответственности.

56. Теологические концепции техники. Техника как часть религиозного опыта, соотношение технознания с феноменальным и ноуменальным.

57. Экономические аспекты развития техники и технознания. Философия техники и философия хозяйства: общее и особенное.

58. Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении.

59. Экологический дискурс технознания. Техника в концепции устойчивого развития: философские и мировоззренческие аспекты.

60. Техника и технознание в рамках синергетической парадигмы. Техника как самоорганизующаяся система.

61. Техника и технознание в футурологических теориях. Особенности развития техники в постиндустриальном обществе.


6.5. Вопросы к экзамену


  1. Понятие социосинергетики.

  2. Понятие пространства.

  3. Социальное пространство.

  4. Жилая среда (пространство).

  5. Город.

  6. Правовое пространство.

  7. Жилище. Социальная значимость жилища.

  8. Социальное жилье.

  9. Социальная антропология жилища, как отражение этнических особенностей.

  10. Античный период строительства юга Древней Руси.

  11. Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции.

  12. Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура.

  13. Нравственное измерение научной деятельности и технического проектирования, проблема свободы и ответственности.

  14. Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении.

  15. Техника и технознание в рамках синергетической парадигмы. Техника как самоорганизующаяся система.

  16. Философский дискурс техники и технознания, его сущность, предмет и специфика в общей системе философского знания.

  17. Использование глины в качестве основного строительного материала.

  18. Становление сводчатых и купольных покрытий.

  19. Философский дискурс техники и технознания, его сущность, предмет и специфика в общей системе философского знания.

  20. Влияние греческой культуры на строительную технологию.

  21. Эволюция римского жилья.

  22. Греко-римский тип дома.

  23. Философский дискурс техники и технознания, его сущность, предмет и специфика в общей системе философского знания.

  24. Быт кочевых степных племен. Юрты.

  25. Быт кочевых племен северных народов. Чумы.

  26. Реконструкция массового жилья в нашей климатической зоне.

  27. Русское деревянное зодчество.

  28. Выбор местности для русских поселений.

  29. Планировка городов.

  30. Эмпирический уровень технознания.

  31. Проблематика генезиса и развития техники.

  32. Научная и техническая рациональность.

  33. Техника как социальный институт.

  34. Строительство русских городов с учетом укрепления от орд кочевников.

  35. Украинская усадьба.

  36. Белорусский сельский дом.

  37. Общая строительная технология после революции 1917 г.

  38. Социальное жилье.

  39. Массовое строительство типовых домов.

  40. Индустриализация городского жилья.

  41. Социальная экология и этнос в свете синергетического подхода.

  42. Синергетический эффект.

  43. Телеологические проблемы техники и технознания. Научный и технический прогресс в их соотношении: философско-методологический аспект.

  44. Теоретический аппарат науки и технознания в их соотношении: философско-методологические аспекты. Общие и частные схемы технической теории.

  45. Теоретическое и эмпирическое в науке и технознании: общее и особенное. Типология противоречий и их разрешений.

  46. Системный подход в науке и технознании. Системотехническое и социотехническое проектирование, эволюция и перспективы развития.

  47. Космологический аспект развития техники. Ноосфера и техносфера в их соотношении. Техника глазами античного и русского космизма.



Эти же материалы имеются в достаточном количестве на бумажном носителе.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060112 (040800) –Медицинская...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила оформления дипломных работ Министерство образования и науки...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации высший арбитражный суд российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск