Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнего Новгорода» УТВЕРЖДАЮ
Директор__________________
Приказ_____ от________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Музыка» базовый уровень 8 класс
2013-2014 учебный год
I. Пояснительная записка Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской«Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общегообразования по курсу «Искусство». В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 часов в год. Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система. Цели и задачи:
Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования .
Сведения о планируемом уровне подготовки учащихся:
В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе учащиеся должны знать/понимать:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Уметь:
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к результатам обучения и воспитания Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности учащихся и отражают:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);
понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8—9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:
Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год),
CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
II. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Содержание
| Кол-во часов
| В том числе на:
| Проверочные
работы
| уроки
| резерв
|
|
| Искусство в жизни современного человека
| 2
|
|
|
|
| Искусство открывает новые грани мира
| 5
|
|
|
|
| Искусство как универсальный способ общения
| 5
|
|
|
|
| Красота в искусстве и жизни
| 4
|
|
|
|
| Прекрасное пробуждает доброе
| 1
|
|
|
|
| Итого
| 17
|
|
|
|
III. Календарно-тематическое планирование №№
| Тема урока
| Проверочные и домашние творческиезадания
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| Искусство в жизни современного человека
|
|
| 1
| Искусство вокруг нас
| Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство»
| 04.09.13
|
| 2
| Художественный образ — стиль — язык.
Наука и искусство.
Знание научное и знание художественное.
| Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»?»
Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции.
| 18.09.13
|
| Искусство открывает новые грани мира
|
|
| 3
| Искусство рассказывает о красоте Земли.
| Презентация на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»
Подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.
| 16.09.13
|
| 4
| Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
| Написать этюды (литературные или живописные), в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).
Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.
Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»
| 30.09.13
|
| 5
| Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.
| Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками».
Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка «Ночной разговор Сони и Наташи» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
| 20.11.13
|
|
|
| 6
| Музыкальный портрет.
| Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.
| 04.12.13
|
| 7
| Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.
| Письменное задание: «Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?»
| 18.12.13
|
| Искусство как универсальный способ общения
|
|
| 8
| Мир в зеркале искусства.
Роль искусства в сближении народов.
| Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.
| 15.01.14
|
| 9
| Искусство художественного перевода — искусство общения.
| Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В.Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов.
| 29.01.14
|
| 10
| Искусство — проводник духовной энергии.
Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.
| Письменное задание: «В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?»
Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.
| 12.0214
|
| 11
| Художественные послания предков
Разговор с современником.
Символы в жизни и искусстве.
| Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др.
Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».
| 26.02.14
|
| 12
| Звучащий цвет и зримый звук.
Музыкально-поэтическая символика огня.
| Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку.
Написать реферат на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке»
| 12.03.
|
| Красота в искусстве и жизни
|
|
|
| Что есть красота.
| Объяснить смысл фразы: «Искусство пробуждает в людях художников».
|
|
| 13
| Откровенье вечной красоты.
Застывшая музыка.
| Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова.
Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»
| 02.04.
|
| 14
| Есть ли у красоты свои законы.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
| Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.
Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.
| 16.04.
|
| 15
| Великий дар творчества: радость и красота созидания
Как соотносятся красота и польза.
| Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город».
Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит.»
| 30.04
|
| 16
| Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.
| «Расшифровать» символику картины П.Пикассо «Герника»
|
|
| Прекрасное пробуждает доброе
|
|
|
| Преобразующая сила искусства.
| Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений» и т.п.
Составить программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»
|
|
| 17
| «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект.
| Разработка содержательных линий (задания по группам):
Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;
Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»;
Музыка П..И.Чайковского к одноименному спектаклю;
Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова;
Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве;
Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
| 14.05
|
| ИТОГО: 17 часов
|