Рабочая программа курса «Музыка»





Скачать 136.99 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Музыка»
Дата публикации04.01.2015
Размер136.99 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа курса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнего Новгорода»
УТВЕРЖДАЮ

Директор__________________

Приказ_____ от________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Музыка»
базовый уровень
8 класс

2013-2014 учебный год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской«Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общегообразования по курсу «Искусство».
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 часов в год.
Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи:

Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования .



Сведения о планируемом уровне подготовки учащихся:



В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе учащиеся должны знать/понимать:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Уметь:

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.



Требования к результатам обучения и воспитания
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности учащихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);

  • понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

  • эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.


Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

  • умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

  • иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8—9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:


  1. Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год),

  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.


II. Учебно-тематическое планирование




№ п/п


Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Проверочные

работы

уроки

резерв






Искусство в жизни современного человека

2












Искусство открывает новые грани мира

5












Искусство как универсальный способ общения

5












Красота в искусстве и жизни

4












Прекрасное пробуждает доброе

1













Итого

17












III. Календарно-тематическое планирование

№№

Тема урока

Проверочные и домашние творческиезадания

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Искусство в жизни современного человека







1

Искусство вокруг нас

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство»

04.09.13




2

Художественный образ — стиль — язык.

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное.

Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»?»

Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции.

18.09.13




Искусство открывает новые грани мира







3

Искусство рассказывает о красоте Земли.


  1. Презентация на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

  2. Подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.

16.09.13




4

Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.


  1. Написать этюды (литературные или живописные), в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

  2. Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»

30.09.13




5

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками».

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка «Ночной разговор Сони и Наташи» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

20.11.13










6

Музыкальный портрет.

Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.

04.12.13




7

Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.


Письменное задание: «Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?»

18.12.13




Искусство как универсальный способ общения







8

Мир в зеркале искусства.

Роль искусства в сближении народов.

Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.

15.01.14




9

Искусство художественного перевода — искусство общения.

Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В.Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов.

29.01.14




10

Искусство — проводник духовной энергии.

Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.

Письменное задание: «В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?»

Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.

12.0214





11

Художественные послания предков

Разговор с современником.

Символы в жизни и искусстве.

Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др.

Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

26.02.14





12

Звучащий цвет и зримый звук.

Музыкально-поэтическая символика огня.

  1. Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку.

  2. Написать реферат на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке»

12.03.




Красота в искусстве и жизни










Что есть красота.


Объяснить смысл фразы: «Искусство пробуждает в людях художников».







13

Откровенье вечной красоты.

Застывшая музыка.


Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова.

Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»

02.04.




14

Есть ли у красоты свои законы.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.

16.04.




15

Великий дар творчества: радость и красота созидания

Как соотносятся красота и польза.


Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город».

Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит.»

30.04




16

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.


«Расшифровать» символику картины П.Пикассо «Герника»







Прекрасное пробуждает доброе










Преобразующая сила искусства.

  1. Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений» и т.п.

  2. Составить программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»







17

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект.


Разработка содержательных линий (задания по группам):

  1. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

  2. Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;

  3. Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»;

  4. Музыка П..И.Чайковского к одноименному спектаклю;

  5. Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова;

  6. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве;

  7. Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

14.05





ИТОГО: 17 часов




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа курса «Музыка» разработана для обучающихся 2 класса мбоу «сош №2»
Рабочая программа курса «Музыка» разработана для обучающихся 2 класса мбоу «сош №2» на основе авторской программы «Музыка Е. Д. Критской,...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Рабочая программа курса «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса «Музыка» разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной (Музыка....
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка»
«Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов
Рабочая программа курса «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована...
Рабочая программа курса «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Музыка» предусмотрена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая учебная программа музыка
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа По курсу "Музыка"
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2-е издание,...
Рабочая программа курса «Музыка» iconРабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 9 классах, состоит...
Рабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 – 9 классах, состоит из двух блоков: музыка и изобразительное искусство


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск