Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-уральский государственный университет»
Кафедра «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой Декан факультета лингвистики
лингвистики и межкультурной
коммуникации
____________________________ ____________________________
(подпись) Хомутова Т.Н. (подпись) Хомутова Т.Н.
«____» _____________ 2009 г. «____»_____________ 2009г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОПД Ф.02.3 «Лексикология»
для специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
031202.65 «Перевод и переводоведение»
факультет Лингвистики
кафедра-разработчик Лингвистика и межкультурная коммуникация Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальностям 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и 031202 «Перевод и переводоведение» Квалификация 65, введённому в действие с 14.03.2000 г. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации № ___протокола от «____» ___________20__г.
Зав. кафедрой ЛМК канд.филол.н., проф. ____________________ Хомутова Т.Н. Ученый секретарь канд.филол.н., доц. _______________________ Бабина О.И. Разработчик программы доцент ____________________________ Луканина Е.А. Челябинск 2009
Введение
Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке специалистов по специальностям 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и 031202 «Перевод и переводоведение» и входит в состав федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин.
Курс «Лексикология» ведется на английском языке, поэтому для освоения данной дисциплины студент должен владеть английским языком на уровне, достаточном для понимания, конспектирования и обсуждения научной и научно-популярной тематики. Таким образом, курс лексикологии связан с дисциплинами ОПД.Ф.04.1 «Практический курс первого иностранного языка» (английский язык), СД.03.1 «Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык)» и СД.02.1 «Практический курс перевода (первый иностранный язык)» (только для специальности 031202.65). Данный курс также связан с курсами ОПД.Ф.02.4 «Теоретическая грамматика» в разделе «Морфология», ОПД.Ф.02.5 «Стилистика» в разделе «Социальная дифференциация словарного состава современного английского языка» (тема изучается в курсе лексикологии). Тема «Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика словарного состава английского языка» освещается в курсе ОПД.Ф.02.1 «История языка и введение в специальную филологию».
В результате освоения данной дисциплины студент
обладает высоким уровнем развития теоретического мышления, способностью соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, умением творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;
владеет системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны;
владеет системой представлений о языковой системе как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании, социальной природе языка, роли языка в жизни общества.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины Обеспечить студентов необходимой суммой знаний, теоретически обобщающих и систематизирующих сведения о словарном составе современного английского языка.
Стимулировать систематический подход к словарному составу.
Развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и дальнейшего расширения словарного запаса.
Самостоятельная работа студентов
Таблица – Содержание и объем самостоятельной работы студентов
Номер раздела
| Наименование и содержание тем
| Виды самостоятельной работы
| Количество часов на одного студента
| 1
| Основные способы номинации в языке. Особенности лексической номинации в английском языке.
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 1
| Методы лингвистического анализа лексики
| Подготовка доклада с презентацией
| 9
| 2
| Неологизмы, архаизмы, историзмы
| Подготовка доклада с презентацией
| 7
| 3
| Этимологические дублеты. Слова англосаксонского происхождения. Интернациональная лексика.
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 4
| Классификация суффиксов.
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 5
| Конверсия. Словосложение. Сокращение. Звукоподражание. Редупликация. Обратное словообразование
| Подготовка доклада с презентацией
| 7
| 6
| Анализ лексикографических пособий
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 7
| Основной словарный запас современного английского языка. Книжный стиль.
| Подготовка доклада с презентацией
| 4
| 8
| Коннотативный компонент значения слова. Значение и контекст.
| Подготовка доклада с презентацией
| 6
| 9
| Причины изменения семантической структуры слова. Типы семантических изменений
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 10
| Критерии синонимии. Доминанта синонимического ряда. Эвфемия.
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 10
| Семантические и функциональные особенности антонимов
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 11
| Источники омонимии. Классификация омонимов.
| Подготовка доклада с презентацией
| 5
| 12
| Фразеологические единицы и свободные словосочетания. Принципы классификации фразеологических единиц. Пословицы.
| Подготовка доклада с презентацией
| 6
| 13
| Особенности словарного состава и грамматической системы английского языка в США.
| Подготовка доклада с презентацией
| 3
| 13
| Лексикологический анализ текста
| Письменный анализ отрывка из художественного текста
| 2
|
Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины
Текущий и итоговый контроль:
закрепление теоретических положений курса осуществляется в ходе выполнения практических заданий на семинарских занятиях. В семинарские занятия включены вопросы, рассматриваемые на лекциях и из программы самостоятельной работы;
в конце каждого семестра проводится контроль знаний в виде письменного (компьютеризированного) теста, в завершение курса проводится устный экзамен;
данная дисциплина входит в перечень тематик выпускной квалификационной работы по выбору студента.
Вопросы, выносимые на экзамен
Lexicology as a linguistic science. Word as the basic unit of the language.
The problem of classification of the vocabulary.
Methods of lexicological research (comparative analysis, statistical analysis, IC analysis).
Methods of lexicological research (distributional analysis, transformational analysis, componential analysis).
The English word-stock from the point of view of its origin. The role of native words.
Loan words. Assimilation of loan words.
Etymological doublets. International words.
The influence of borrowings. Hybrids.
The notion of the morpheme. The classification of morphemes.
Derivational structure of English words.
Types of word-formation means and their productivity.
Affixation. Classification of affixes.
Compounding. Criteria of compounds. Types of compounds.
Shortening. Onomatopoeia. Reduplication.
Back-formation. Blending. Conversion.
Lexicography as a branch of linguistics. Main types of English dictionaries.
Functional styles and basic vocabulary.
Lexical peculiarities of formal and informal styles.
Word meaning. Types of meaning. Motivation.
Polysemy. Meaning and context.
Hyponymy as a type of paradigmatic relationship in lexis.
Homonymy. Its sources and types.
Semantic change: its causes and types.
The problem of antonymy in modern linguistics.
Modern theory of synonymy. Lexical variants.
Euphemisms. Paronyms.
Proverbs, sayings, familiar quotations and clichés.
Classification of phraseological units. Cultural peculiarities of phraseological units in English and Russian.
The valency theory and the basic types of word-groups in English. Phraseological units and free word groups.
Denotative and connotative components of meaning.
Territorial variants of the English language. Literary standard. Dialects.
American English, the peculiarities of its vocabulary and grammar.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература:
а) основная литература:
Антрушина, Г.Б., Афанасьева, О.В., Морозова, Н.Н. Лексикология английского языка. / Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова - М.: «Дрофа», 2004.- 289с.
Минаева, Л.В. Лексикология и лексикография английского языка. / Л.В. Минаева – М.: АСТ, 2007. – 222с.
Тарханова, Т.В. Практикум по лексикологии современного английского языка. / Т.В. Тарханова – Челябинск: ЮУрГУ, 2000. - 35с.
б) дополнительная литература:
Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. / И.В. Арнольд — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. — 295 с., ил. — На англ. яз.
Дубенец, Э.М. Современный английский язык. Лексикология: Пособие для студентов гуманитарных вузов. / Э.М. Дубенец – М./СПб.: ГЛОССА/КАРО, 2004. – 192 с.
Зыкова, И.В. Практический курс английской лексикологии = A Practical Course in English Lexicology: Учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. ин. языков. / И.В. Зыкова – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
Кронгауз, М.А. Семантика: Учебник для вузов. / М.А. Кронгауз – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 399 с.
Кунин, А.В. Курс фразеологии современного английского языка: Учебное пособие / А.В. Кунин – М.: Феникс+, 2005 – 488 с.
Лексикология английского языка: Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. / Р. 3. Гинзбург, С. С. Хидекель, Г. Ю. Князева и А. А. Санкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1979. — 269 с, ил., табл.
Моисеев, М.Д. Английская лексика. Правильный выбор слова: English Synonyms: Пособие для изучающих англ. яз. / М.Д. Моисеев – Киров: Аквариум, 1997 – 126 с.
Падучева, Е.В. Динамические модели в семантике лексики. / Е.В. Падучева. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 608 с.
Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 480 с.
Cruse, D.A. Lexical Semantics. / D.A. Cruse - Cambridge University Press, 1997.- 310 p.
Palmer, F.R. Semantics. / F.R. Palmer - M: V.Skola., 1982.- 111 p.
в) тексты для лексикологического анализа:
Dickens, Ch. A Christmas Carol/ Charles Dickens - Broadview Press, 2003 – 240 p.
Dickens, Ch. Oliver Twist / Charles Dickens - Wordsworth Classics, 2000. – 400 p.
Dickens, Ch. The Old Curiosity Shop / Charles Dickens - Wordsworth Classics, 2004. – 570 p.
Galsworthy, J. The Man of Property. / J. Galsworthy - M.: Progress Publishers, 1981. - 447p.
Mansfield, K. Taking the veil / K. Mansfield // English Short Stories of the 20th century. - M.: Raduga Publishers, 1998.-416c.
Maugham, W.S. A Casual Affair / W.S. Maugham // English Short Stories of the 20th century. - M.: Raduga Publishers, 1998.-416c.
Poe, E.A. The Bells / Edgar Allan Poe // American Verse in Russian Translation. - M.: Художественная литература, 1979. — 58с.
Thackeray, W.M. Vanity Fair: a Novel without a hero / William Makepeace Thackeray. - М.: Foreign languages publishing house. - 1951. - 444 p.
Updike, J. Collected Poems: 1953-1993. / John Updike – Knopf, 1995.
Wilde, O. Poems / Oscar Wilde. - NY: Bartleby.com, 1999
|