НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ
Направление: 035700 Лингвистика
Профиль: Перевод и переводоведение Квалификация выпускника бакалавр
Санкт-Петербург
2012
Древние языки и культуры: рабочая программа / авт.-сост. П.А.Семенов – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 40 с.
Утверждена на заседании кафедры лингвистики и перевода,
протокол № 2 от 11.09.2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,
протокол № 2 от 17 октября 2012 г.
Автор-составитель:
П. А. Семенов, доктор филологических наук, доцент
Рецензент: Н.А. Трофимова, доктор филологических наук, профессор
1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса “Древние языки и культуры” для студентов отделения “Лингвистика. Межкультурная коммуникация” – дать общее представление о традиционных аспектах античного культурного наследия при одновременном изучении латинского языка. Интеграция языка и истории культуры – необходимый элемент подлинно гуманитарного образования, так как основы общеевропейских культур ценностей заложены античной цивилизацией.
Задачи лекций по античной культуре: ознакомить студентов с основными понятиями греко-римской мифологии, на этой базе дать представление о важнейших достижениях художественной литературы, философии, античной этики и эстетики. Предполагается также дать сведения этнографического характера о государственном и политическом устройстве Греции и Рима, религиозных и мифологических представлениях и обрядах, особенностях менталитета, системе этнических ценностей у человека античности. Прослеживается преемственность мифологических сюжетов в художественной литературе и искусстве последующих эпох. Вводятся основы научной и культурной терминологии, а также постепенно осваивается пласт латинских крылатых выражений (значительная их часть будет изучаться на практических языковых занятиях).
Задачей курса “Основы латинского языка” является ознакомление студентов со структурой латинского языка, изучение грамматической системы, основных законов исторической фонетики, усвоение лексического минимума, научной лингвистической терминологии и корпуса латинских крылатых выражений. Сознательное освоение латинского языка как системы, проведенное в сравнении с другими индоевропейскими языками, является необходимой основой для гуманитарного филологического образования. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Древние языки и культуры» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Мировая художественная культура», «История», «Иностранный язык».
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «История», «Философия», дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла: «История и культура стран изучаемого языка», «История языка», «Изучаемый иностранный язык в диахроническом аспекте», дисциплин базовой части профессионального цикла: «Практический курс 1 иностранного языка», «Практический курс 2 иностранного языка», дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Основы теории 1 иностранного языка» 3. Требования к результатам освоения дисциплины В процессе освоения данной дисциплины осуществляется начальный этап формирования следующих профессиональных компетенций:
ПК-36 – умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики, и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
ПК-37 – умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
ПК-38 – умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;
ПК-39 – владеет основами современной информационной и библиографической культуры;
ПК- 40 – умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;
ПК-41 – владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;
ПК–42 – обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.
Наряду с этим, в процессе освоения данной дисциплины студент, в комплексе с другими дисциплинами Образовательной Программы, овладевает следующими общими компетенциями:
ОК-1 – ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
ОК-2 – руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
ОК-3 – обладает навыками социальной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;
ОК-4 – обладает готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлению уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений;
ОК-5 – обладает осознанием гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию.
ОК-7 – владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи;
ОК-11 – стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;
ОК-12 – понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
о месте латинского языка в индоевропейской семье языков и его роли в истории народов Европы и мира;
грамматическую систему классического латинского языка, сходство и различия грамматических систем латинского, русского и изучаемого языков;
о территориальных и хронологических границах античной культуры, основных этапах истории Древней Греции и Рима, выдающихся писателях, поэтах, политических деятелях;
о воспитании, образовании, религии и быте древних греков и римлян, основных чертах греко-римской мифологии, возникновении христианства;
уметь:
объяснить соответствующие лексические параллели, в русском, латинском и изучаемом языках; склонять существительные, прилагательные, местоимения, числительные, спрягать глаголы всех типов по имеюшемуся образцу; владеть:
практическими навыками в образовании и анализе именных и глагольных форм, в чтении, анализе и переводе адаптированных текстов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Данная дисциплина читается на первом курсе в первом и втором семестре и рассчитана на 72 часа аудиторных занятий. Изучение курса осуществляется в следующих формах: лекции (18 ч.), практические занятия (54 ч.) и самостоятельная работа студентов (96 ч.).
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/3,5
| 36
| 36
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 18/1
| 18
| -
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 54/2,5
| 18
| 36
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 10
| 44
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат
|
| 10
| -
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
| 54
| -
| 44
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| -
| экз.
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 126
| 46
| 80
|
|
| 3,5
| 1,3
| 2,2
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Часть 1. Античная культура
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Введение в классическую филологию
| 1.Понятие о классической филологии. География и хронология античной культуры.
2.Основные этапы развития классической филологии: александрийский период, эллино-римский период, Средние века, Возрождение, Новое время; широкое и узкое понимание классической филологии.
| 2.
| Мифология
| 1.Понятие о мифологии.
2.Основные этапы развития греческой мифологии.
3.Доолимпийская мифология: фетишизм, анимизм, тератология.
4.Олимпийская мифология: антропоморфизм, ранняя классика, поздний героизм.
5.Самоотрицание мифологии и декаданс.
| 3.
| Греческая культура архаического периода
| 1.Материальная культура: Древнейшие памятники эгейской, критской и микенской культур: каменная архитектура, керамика, фрески.
2.Дорическая и ионийская архитектура. Храм Аполлона в Сиракузах Дельфы - центр культа Аполлона.
3.Гомер: Эгейская культура и Греция времен Гомера. Время и место создания гомеровских поэм. Троянская война и сказание о ней. Содержание “Илиады” и “Одиссеи”, художественные особенности и проблематика гомеровского эпоса. Аэды и рапсоды. Гомеровский вопрос.
4.Поэмы Гесиода “Труды и дни” и “Теогония”.
5.Великая колонизация: время тиранов, мудрецов и поэтов (VIII - VI вв. до н.э.). Развитие городов-государств (полисов): Пелопонесский союз. Тирания и демократия. Спарта и спартанцы. Законы Солона в Афинах и афинская демократия. Нравы и обычаи древних греков.
6.Философия: Фалес Милетский и “Семь мудрецов”. Милетская философия. Анаксимандр и Анаксимен. Учение Пифагора и Пифагорейский союз.
7.Лирика: элегия и ямбы (Тиртей, Солон, Архилох, Гиппонакт); мелика (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар).
| 4.
| Греческая культура классического периода (V- IV вв. до н.э.)
| 1.Греко-персидские, или мидийские войны (Марафон, Фермопилы, Афинский морской союз). Войны между Афинами и Спартой. Пелопонесская война.
2.Архитектура и скульптура. Акрополь. Парфенон. Скульптуры Фидия, Мирона. Храм Зевса в Олимпии.
3.Философия: Анаксагор, Демокрит, софисты Протагор и Горгий. Беседы Сократа и сократическая школа киников, казнь Сократа. Школа киников (Диоген), гедоническая школа. Платон Платоновская Академия. Диалоги. Аристотель. Ликей.
4.Историография: “История” Геродота. Фукидид.
5.Литература и театр: Устройство греческого театра и его роль в жизни полиса. Драматургия Эсхила (“Персы”, “Прикованный Прометей”, “Орестея”). Трагедии Софокла (“Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”, “Антигона”). Трагедии Еврипида (“Медея”, “Электра”, “Ипполит”). Аттическая комедия. Творчество Аристофана (“Мир”, “Облака”, “Лягушки”).
| 5.
| Греческая культура эллинистического периода (III в. до н. э.)
| 1.Понятие эллинизма. Греция и Восток после Александра Македонского. Культурное значение Александрии. Александрийская библиотека.
2.Философия: начало эпикурейской, стоической и скептической философских школ.
3.Науки: Геометрия Евклида. Астроном Аристарх Самосский. Географ Эратосфен и греческие путешественники. Математик Архимед.
4.Литература: Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский). Новая аттическая комедия: Менандр (“Третейский суд”, “Брюзга”).
5.Эллинизм в архитектуре и пластике. “Колосс Родосский”. Храм Самофракии и статуя Никэ. Пергамский алтарь.
| 6.
| Римская культура эпохи республики (III-II вв. до н.э.)
| 1.Легенда об основании Рима. Рим в эпоху царей. Патриции и плебеи. Установление республики.
2.Римское общество и его культура в III и в начале II века до н.э. Государственное устройство Римской республики. Завоевание Римом Италии. Пунические войны, их влияние на общественную жизнь. Гражданские войны (Гракхи, Помпеи и Цезарь, Антоний и Октавиан).
3.Философия и ораторское искусство: Цицерон и его время. Биография, политическая деятельность, философские сочинения, речи (“Против Верреса”, “Против Катилины”, “В защиту поэта Архия”, “В защиту Анния Милона” “Филиппики”). Трактаты Цицерона по риторике (“Брут”, “Оратор”, “Об ораторе”). Распространение философии Эпикура. Поэма Лукреция “О природе вещей”.
4. Литература: Комедии Плавта и Теренция. Лирика Катулла.
5. Историография: Гай Юлий Цезарь как государственный деятель и историк. “Записки о галльской войне”. Роль Цезаря и Цицерона в формировании литературного латинского языка.
| 7.
| Римская культура «золотого века» (I в. до н. э.)
| 1.Век Августа. Экономический и культурный расцвет Римского государства. Политика Августа, реставрация старинной религиозности, морали и гражданственности. Римское право.
2.Быт и нравы императорского Рима. Классический стиль в искусстве и литературе.
3. Литература: Публий Вергилий Марон. “Буколики”, “Георгики”, “Энеида”. Миф об Энее и его политическое значение. “Энеида” как “национальная эпопея”. Квинт Гораций Флакк. Оды Горация и философия “золотой середины”. Философский цикл стихов “Послания”. Публий Овидий Назон. “Любовные элегии”. Поэмы “Метаморфозы” и “Фасты”.
4. Историография: Тит Ливий “История Рима от основания города”.
5. Архитектура, скульптура и живопись: Форум Августа. Алтарь Мира. Марсово поле. Театр Марцелла. Пантеон Агриппы.
| 8.
| Римская культура эпохи империи
| 1.Государство и общество, нравы и xapaктеры римских цезарей (по Светонию – правление Калигулы, Клавдия, Нерона). Политика “хлеба и зрелищ”.
2.Философия: Стоическая философия в трагедиях Сенеки. Учение Эпиктета.
3. Литература: “Серебряный век” римской литературы. Гай Петроний и роман “Сатирикон”. Эпиграммы Марциала. Сатиры Ювенала.
4. Историография: Трактаты Плутарха и его жизнеописания великих греков и римлян. Тацит как крупнейший историограф императорского Рима. “Истории” и “Анналы”. Иудейский историк Иосиф Флавий. Светоний “Жизнь двенадцати цезарей”.
5. Наука: “Естественная история” Плиния Старшего. Астроном и географ Птоломей. Медик Гален.
6. Архитектура и искусство: “Колизей” в Риме. Форум Веспасиана. Форум Траяна. Вилла и Мавзолей Адриана. Термы.
7. Упадок и гибель римской культуры: Перемещение культурного центра на восток империи. Христианская империя: Никейский собор, перенесение столицы в Константинополь, запрет языческих культов и Олимпийских игр. Начало христианской литературы.
| 9.
| Античные теории языка и стиля
| 1.Античные философские учения о происхождении языка и природе имен. Теории «фюсей» и «тесей». Диалог Платона «Кратил». Начала этимологии: стоики. Спор Аристотеля с Платоном о природе общих идей. «Категории» Аристотеля.
2.Александрийская филологическая школа: Зенодот, Эратосфен Филолог, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский, Дионисий Галикранасский, Аполлоний Дискол. Понимание «грамматического искусства» александрийскими филологами. Система александрийской грамматики. «Аналогисты» и «аномалисты».
3.Грамматика в Древнем Риме: Марк Теренций Варрон, Марий Викторин, Теренциан Мавр, Донат, Присциан.
4.Античная поэтика и античная риторика. Учение о трех стилях.
5.Античное стихосложение.
| 10.
| Классические языки и методы их изучения
| 1.Понятие о классических языках. Описательный метод изучения классических языков. Значение изучения классических языков.
2.Место греческого и латинского языков в генеалогической классификации языков. Сравнительно-исторический метод.
3.Древнегреческая письменность.
4.История древнегреческого литературного языка: общие сведения о древнегреческих диалектах и койнэ; основные этапы развития древнегреческого языка.
5.История латинского литературного языка: распространение латинского языка (латинизация Европы); периодизация истории латинского языка; литературный язык и вульгарная латынь; основные отличия истории латинского литературного языка от истории греческого.
|
Часть 2. Латинский язык
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 11.
| Фонетика и графика
| 1.Алфавит
2.Гласные и дифтонги
3.Согласные
4.Слог и ударение
5.Сведения из исторической фонетики
| 12.
| Общая характеристика морфологического строя
| 1.Латинский язык как язык флективно-синтетического строя
2.Система частей речи латинского языка
| 13.
| Имя существительное
| 1.Грамматические категории латинского существительного: род, число, падеж.
2.Система склонения существительных: понятие о тематическом гласном (ТГ); 5 типов латинского склонения; способы определения типа склонения; словарная форма латинских существительных.
3.Система падежных окончаний.
4.Особенности 3-го склонения.
5.Сравнительно-исторический комментарий к склонению.
| 14.
| Глагол
| 1.Грамматические категории латинского глагола: залог, наклонение, время, лицо, число.
2.Грамматические формы латинского глагола: личные и неличные формы; личные формы: praesens, imperfectum, perfectum, futurum I, II, conjunctivus, imperatives; три типа личных окончаний; неличные формы: инфинитивы, причастия, супин, герундий, герундив.
3.Основы латинского глагола и спряжения: 4 основные формы, 3 основы, 4 спряжения.
4.Времена системы инфекта.
5.Времена системы перфекта.
6.Неправильные, недостаточные, безличные, отложительные и полуотложительные глаголы.
7.Сравнительно-исторический комментарий к спряжению.
| 15.
| Имя прилагательное и наречие
| 1.Прилагательные 1-го и 2-го склонений.
2.Прилагательные 3-го склонения.
3.Степени сравнения прилагательных. Синтаксис падежей при степенях сравнения.
4.Наречия. Степени сравнения наречий.
5.Сравнительно-исторический комментарий к прилагательным и наречиям.
| 16.
| Причастия
| Три типа латинских причастий: Participium praesentis activi; Participium perfecti passivi; Participium futuri activi; их образование, происхождение, особенности склонения.
| 17.
| Местоимения
| Личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные и неопределенные местоимения. Местоименные прилагательные. Склонение местоимений.
| 18.
| Числительные
| Числительные количественные, порядковые, разделительные и наречные. Склонение и согласование числительных.
| 19.
| Общая характеристика синтаксического строя
| 1.Члены предложения: типы подлежащего и сказуемого; особенности выражения подлежащего; второстепенные члены.
2.Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
3.Порядок слов в латинском предложении.
| 20.
| Синтаксис падежей
| 1.Падежные значения, полностью совпадающие со значениями русских падежей.
2.Падежные значения, частично совпадающие со значениями русских падежей.
3.Падежные значения, не совпадающие со значениями русских падежей.
4.Конструкции с «двойными» падежами: Nom., Ac., Dat. duplex.
5.Сравнительно-исторический комментарий к системе падежных значений.
| 21.
| Синтаксис глагола
| 1.Грамматические конституции Accusativus cum Infinitivo и Nominativus cum Infinitivo. Все формы инфинитива.
2.Ablativus absolutes
3. Конъюнктив. Общее значение coniunctivus. Употребление coniunctivus в независимых предложениях. Coniunctivus optativus, hortativus, imperativus, hibitivus, concessivus, potentialis, dubitativus.
| 22.
| Сложноподчиненные предложения
| 1.Последовательность времен конъюнктива в придаточных предложениях.
2.Основные типы придаточных в латинском языке.
3.Придаточные с союзом Cum.
4.Придаточные с союзом Ut.
5. Косвенный вопрос и косвенная речь.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3-9
| 10
| 11
| 12
| 13-18
| 19
| 20-22
| 1.
| Основы теории 1-го иностранного языка
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Практический курс 1-го иностранного языка и 2-го иностранного языка
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Изучаемый язык в диахроническом аспекте (история английского языка)
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Практический курс перевода 1-го иностранного языка и второго иностранного языка
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 5.
| История, Философия, Культурология
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п.п.
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Семи-нары
| Самост. работа
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Античная культура
|
|
|
|
| 1.
| Введение в классическую филологию
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2.
| Мифология
| 2
| 2
| 2
| 6
| 3.
| Греческая культура архаического периода
| 2
| 2
| 2
| 6
| 4.
| Греческая культура классического периода
| 2
| 2
| 2
| 6
| 5.
| Греческая культура эллинистического периода
| 2
| 2
| 2
| 6
| 6.
| Римская культура эпохи республики
| 2
| 2
| 2
| 6
| 7.
| Римская культура «золотого века»
| 2
| 2
| 2
| 6
| 8.
| Римская культура эпохи империи
| 2
| 2
| 2
| 6
| 9.
| Античные теории языка и стиля
| 2
| 2
| 2
| 6
| 10.
| Классические языки и методы их изучения
|
| 2
| 2
| 4
|
| Латинский язык
|
|
|
|
| 11.
| Фонетика и графика
|
| 2
| 2
| 4
| 12.
| Общая характеристика морфологического строя
|
| 2
| 2
| 4
| 13.
| Имя существительное
|
| 4
| 4
| 8
| 14.
| Глагол
|
| 4
| 4
| 8
| 15.
| Имя прилагательное и наречие
|
| 2
| 2
| 4
| 16.
| Причастия
|
| 2
| 2
| 4
| 17.
| Числительные
|
| 2
| 2
| 4
| 18.
| Местоимения
|
| 2
| 2
| 4
| 19.
| Общая характеристика синтаксического строя
|
| 2
| 2
| 4
| 20.
| Синтаксис падежей
|
| 4
| 4
| 8
| 21.
| Синтаксис глагола
|
| 4
| 4
| 8
| 22
| Сложноподчиненные предложения
|
| 4
| 4
| 8
|
| Всего
| 18
| 54
| 54
| 126
|
6. Лабораторный практикум
Учебным планом не предусмотрено. 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Учебным планом не предусмотрено. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Литература
а) основная
Куликова Э.Г. Латинский язык для юристов: от грамматики к тексту: учеб. пособие / Э.Г. Куликова. – М.: Норма, 2009. - 256 с.
Григорьев А.В. Латинский язык. Ч. 1. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.В. Григорьев, Г.А. Романовская. – М.: МПГУ, 2011. – 252 с. // ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http://www.knigafund.ru
Шабага И.Ю. Grammatica Latina. Латинский язык для переводчиков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. Ю. Шабага. – М.: МГУ, 2009. – 176 с. // ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http://www.knigafund.ru
|