О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 96.89 Kb.
НазваниеО. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации17.02.2015
Размер96.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

ГУО «Гожская средняя общеобразовательная школа»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГУО «ГОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

О.Г. Карпенко

ГУО «Гожская средняя общеобразовательная школа»
В предлагаемой статье освещается механизм формирования экологической культуры – важнейшего качества личности – через научно – исследовательскую деятельность учащихся. Материалы адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, преподавателям и методистам системы повышения квалификации, руководителям учреждений образования, педагогам.
В условиях открытости и информатизации различных сфер жизни современного общества коренные изменения происходят и в школьном образовании. Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества. Экологическое образование, как и образование в целом, является ресурсом и инструментом устойчивого развития человеческого общества. А научно-исследовательская его составляющая – источник формирования нового гуманистического мировоззрения.

Возможность продвижения школы на пути решения этой важной задачи обеспечивается за счёт придания экологической направленности образовательному процессу. Так, с 2001 года в Гожской СШ действует общешкольный проект «Думай глобально – действуй локально», целью которого является формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся. А с 2008 по 2010гг на базе нашей школы осуществлялось внедрение модели инновационного процесса по формированию экологической культуры учащихся через организацию научно – исследовательской деятельности (республиканская инновационная площадка).

С целью развития творческих способностей детей и формирования экологического мышления, повышения качества образования через исследовательскую и проектную деятельность, перед коллективом школы поставлены следующие задачи:

1. проведение системного анализа опыта в области экологического образования; проектирование и проверка на практике необходимых учебно-технологических комплексов, осмысление и обобщение формирующегося опыта;

2. формирование модели личностно-ориентированного повышения квалификации учителей;

3. воспитание у выпускников гражданской активности и культуры экологического поведения и мышления; формирование экологического мировоззрения; воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней;

4. формирование у учащихся практических навыков коллективной работы и взаимопомощи; формирование уважительных и деловых взаимоотношений между учащимися и педагогами;

5. освоение методов проведения практических научно-исследовательских экологических работ.

При этом главная наша задача – не выявлять одарённых детей, а помочь ребятам стать творческими, экологически образованными людьми. Не неталантливых детей. Это знают все. Но даже учителя и родители очень часто забывают, что по мере взросления при отсутствии поддержки со стороны взрослых часто происходит угасание одарённости, потеря интереса, и в результате – неполная реализация и угасание таланта. Именно с целью предотвращения этого явления в нашей школе ведётся эколого-воспитательная работа, в основе которой лежит развитие таких качеств личности, как:

  • активность, деятельность;

  • поиск, развитие;

  • критическое мышление;

  • анализ, синтез;

  • поддержка, партнёрство, открытость.

При этом работу нашего педколлектива можно разделить на следующие направления:

1. Исследовательское – научно-исследовательская деятельность;

2. Практическое – работа школьного лесничества, экскурсии, наблюдения, походы;

3. Информационно-аналитическое – организация и участие в конкурсах, викторинах, экологических играх, акциях, выпуск «Экогазеты», страничка в «Школьной правде».

Но всё-таки основным направлением в экологическом воспитании лежит исследовательская деятельность школьников. Всегда найдутся дети, имеющие склонность к обобщению, прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Само желание заниматься исследовательской деятельностью уже свидетельствует об одарённости. Умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В ходе работы над исследовательским проектом ребята занимаются:

  • освоением методов проведения практических научно-исследовательских экологических работ;

  • составлением и оформлением экологических карт территории д. Гожа и окрестностей;

  • организацией сети экологического мониторинга и ведением регулярных наблюдений за динамикой экологического состояния отдельных участков изучаемой территории;

  • фенологическими наблюдениями, составляется календарь природы района;

  • разработкой программы образовательной и просветительской работы среди населения микрорайона;

  • освоением теоретических знаний о природных комплексах, о взаимодействии и взаимоотношениях между компонентами природных территориальных комплексов.

Необходимо отметить, что исследовательской деятельностью занимаются не только старшеклассники, но и начальная школа (3 класс). Наблюдается преемственность при выполнении исследований (помощь более опытных исследователей менее опытным). Важным является и то, что учащиеся сами выбирают интересующую их тему исследования. Учитель же только корректирует и направляет их работу (является более опытным помощником). Сами дети также продумывают способы распространения результатов своих исследований и реализации экологических мероприятий. При этом происходит формирование активной жизненной позиции, экологического мышления и поведения у учащихся. Приобретаются навыки публичного выступления, лидерские качества.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности мы используем алгоритм выполнения ученического исследовательского проекта:

Подготовительный

этап

● определение тем исследования;

● составление графика выполнения работ;

● тестирование участников проекта с целью выяснения индивидуальных особенностей, корректирование общего плана работы с учётом способностей и интересов детей

Начальный

этап

● предварительное знакомство с методами работы;

● определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);

● выдвижение гипотез и способов их решения;

● распределение работы между участниками группового исследования;

● начало работы по сбору информации (теория)

Основной

этап

● самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся:

▪ накопление фактов, наблюдений, доказательств;

● систематизация и анализ полученных данных;

● подведение итогов, оформление результатов

Заключительный

этап

● представление результатов выполненных работ в виде материального продукта (доклад, реферат, газета, модель, план, схема, график и т.п.);

● презентация работ;

● переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов (конференции);

● внесение корректив в работу

Практический

этап

● привлечение внимания к конкретной экологической проблеме путём информирования населения:

▪ внутришкольные мероприятия - тематические недели, дни, акции, экологические игры, буклеты, ведение странички в «Школьной правде» и т.п.

▪ внешкольные – научно - практические конференции, экологические акции, конкурсы

● уборка загрязнённых территорий;

● посадка деревьев, озеленение;

● изготовление кормушек и гнездовий для птиц в зимний период;

● проведение анкетирования учащихся и учителей Гожской СШ с целью определения уровня экологической культуры


Нашей школой осуществляется сотрудничество с ГрГУ им. Я. Купалы (консультанты в научно – исследовательской деятельности - кандидаты биологических наук Созинов О.В., Янчуревич О.В.), общественной природоохранной организацией «Ахова птушак Бацькаушчыны», Гожским лесничеством (помощь при проведении исследований, участие в экологических акциях, конкурсах). Неизбежно в экологическую исследовательскую деятельность вовлекаются и взрослые родственники (помощь при проведении акций, конкурсов, конференций; участие в анкетировании и обсуждении вопросов экологического образования).

Ребятам, занимающимся исследовательской деятельностью, присущи такие качества, как: культура экологического поведения, экоцентрическое мышление, критичность, толерантность, ответственность, гражданская активность. Наши дети понимают, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование и насколько важны их результаты, и очень часто выдвигают собственные идеи и программы по природоохранной деятельности.

Анкетирование, проведённое психологом школы в 2008 и 2010гг. показало, что у детей, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, отмечается высокая степень сформированности экологического мировоззрения и культуры чувств. Возросла экологическая грамотность детей, что доказывается положительной динамикой творческих достижений в процессе участия в научно – практических конференциях, конкурсах, акциях. Тезисы нескольких исследовательских работ вошли в опубликованные сборники [1,2,3,4]. В доказательство своих слов привожу результативность участия детей Гожской СШ в некоторых научно – практических конференциях в области экологии за последние 3 года:

1. «Многообразие птиц окрестностей Гожской СШ» – 1-е место в I районной научно-практической конференции школьников; участие в областном этапе республиканского конкурса исследовательских работ школьников; участие в Гродненской открытой областной зоологической конференции учащихся (гимназия№1 г. Гродно).

2. «Батрахофауна окрестностей д. Гожа» (2 работы) – 1-е места во II и III районных научно-практических конференциях школьников (секция «Биология»); участие в Гродненской открытой областной зоологической конференции учащихся (2007, 2008 гг) (гимназия №1 г. Гродно); 2-е место в областном этапе и 3-е место в финале республиканского конкурса исследовательских работ школьников.

3. «Экологическая обстановка окрестностей Гожской СШ» – 1-е место во II районной научно-практической конференции школьников (секция «Экология»); 1-е место областного и участник республиканского этапа конкурса исследовательских работ школьников.

4. «Асимметрия листьев берёзы бородавчатой (Betula pendula Roth.) д. Гожа и окрестностей» – 1-е место в III районной научно-практической конференции школьников (секция «Биология»); 1-е и 3-е места в областных конкурсах научно-исследовательских работ школьников, участник финала республиканского конкурса исследовательских работ; финалист международного Стокгольмского конкурса экологических работ.

5. «Особенности антропометрии учащихся Гожской СШ» – 1-е место в III районной научно-практической конференции школьников (секция «Экология»); участники Гродненской областной научно-практической конференции школьников и студентов (Лицей №1 г. Гродно); 3-е место в областном конкурсе научно-исследовательских работ школьников.

6. «Оценка состояния водоёмов д. Гожа и окрестностей» - 1-е место в районном, 1-е место на областном и 3-е место на республиканском этапе конкурса научно-исследовательских экологических работ «Прозрачные волны Нарочи» (2008 г).

7. «Экология помещений Гожской СШ» - 3-е место в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

8. «Динамика асимметрии листьев берёзы повислой в окрестностях д. Гожа» - 2-е место в районном этапе школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку», 3-е место в областном этапе.

Однако, несмотря на безусловную необходимость использования методов исследовательской и проектной деятельности в современной школе, следует отметить проблемы, которые возникают при их реализации:

  • недостаточная материальная база кабинетов (особенно, если речь идёт о внеклассной исследовательской деятельности). Практически отсутствует грамотная доступная литература по методикам проведения школьных исследовательских работ. Как результат – некоторые недобросовестные учителя не брезгуют заниматься плагиатом, приучая к этому своих учеников. Большинство же методик, предлагаемых в том числе методическими журналами, невозможно использовать по причине отсутствия оборудования или реактивов.

  • нехватка квалифицированной помощи специалистов.

Обобщив всё выше написанное, необходимо отметить, что использование исследовательской и проектной деятельности в современной школе является обоснованным и необходимым. Однако, успех и результативность данной работы напрямую зависит как от личности учителя – исследователя и научного руководителя, его профессиональной компетентности и личной мотивации, так и от грамотного комплексного управления учебно – воспитательным процессом.
ЛИТЕРАТУРА

1. Репина О.Г. Батрахофауна окрестностей д. Гожа / О.Г. Репина (и др.) //Состояние и перспективы охраны животного мира Гродненской области и сопредельных территорий: сб. мат-лов III Гродненской областной открытой зоологической конференции учащихся/ ред. кол. Д.Е. Винчевский, В.С. Гуменный, А.В. Рыжая. – Гродно, 2007.

2. Репина О.Г. Динамика батрахофауны окрестностей д. Гожа / О.Г. Репина (и др.) //Состояние и перспективы охраны животного мира Гродненской области и сопредельных территорий: сб. мат-лов IV Гродненской областной открытой зоологической конференции учащихся/ ред. кол. Д.Е. Винчевский, В.С. Гуменный, А.В. Рыжая. – Гродно, 2008.

3. Репина О.Г. Динамика асимметрии листьев берёзы повислой в окрестностях д. Гожа / О.Г. Репина (и др.) // Первые шаги в науку: Материалы V научно – практической конференции школьников Гродненского района 30 марта 2010г. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – с.181.

4. Репина О.Г. Многообразие птиц окрестностей Гожской СШ / О.Г. Репина (и др.) // Экологические проблемы западного региона Беларуси: сб. науч. статей/ под общ. ред. проф. Е.П. Кремлёва. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 374с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconГуо «Логойская средняя общеобразовательная школа №3»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, презентация, раздаточный материал, аудиозапись музыкального произведения Баха...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад Муниципального образовательного учреждения «Кыллахская средняя...
Кыллахская средняя общеобразовательная школа функционирует как средняя школа с 1972 года. С 16 января 2010 года школа работает в...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа основного общего и среднего общего образования...
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики Тип оу: общеобразовательное учреждение Вид...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconПлан работы методического кабинета гуо «Средняя школа №2 г. Берёзовки»
Цель методической работы: совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гайнетдинова Н. Г./ Мбоу «Нижнеметескинская средняя скинская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразователь...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconЯзыковые средства публицистического и официально-делового стилей речи
Назарова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы гуо «Средняя школа №3 г. Осиповичи» Могилёвской области
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconРекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения,...
Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию гуо «Свислочская средняя...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная...
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconМо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
«Средняя общеобразовательная школа №19» города Новочебоксарска Чувашской Республики
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconМоу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал)
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет о деятельности муниципального общеобразовательного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31»
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа основного общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №5» протокол заседания № от 30 августа 2012 года
О. Г. Карпенко гуо «Гожская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа (начальное общее образование)...
«Средняя общеобразовательная школа №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск